Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:39, курсовая работа
Сложность в понимании и изложении данной тематики заключается в отсутствии единой терминологии, в различном понимании многочисленными и уважаемыми авторами ответственности по избирательному праву. Ситуацию усугубляет тот факт, что нормы, предусматривающие эту самую ответственность, разбросаны по различным законам, таким как: Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» , Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» . Исходя из этого, можно утверждать, что ответственность по избирательному праву не имеет строгой стройной структуры, как это можно наблюдать в уголовном, либо административном праве.
Федеральное
агентство по образованию Российской
Федерации
Курсовая работа
по теории государства и права
на тему:
«Ответственность по избирательному праву
в РФ»
Выполнил:
студент
курса группы
Санкт-Петербург
2008
Содержание
Выбранная мной тема для курсовой работы «ответственность по избирательному праву» одновременно сложна и интересна. Сложность в понимании и изложении данной тематики заключается в отсутствии единой терминологии, в различном понимании многочисленными и уважаемыми авторами ответственности по избирательному праву. Ситуацию усугубляет тот факт, что нормы, предусматривающие эту самую ответственность, разбросаны по различным законам, таким как: Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»1, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»2, Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»3. Исходя из этого, можно утверждать, что ответственность по избирательному праву не имеет строгой стройной структуры, как это можно наблюдать в уголовном, либо административном праве.
Не существует единого нормативно-правового акта, который, по-моему мнению, необходим, в котором бы четко прописывались правонарушения или деликты по избирательному праву и ответственность за эти нарушения, общие принципы, основания и санкции, характерные для данного вида ответственности, так же хотелось бы увидеть внятную процедуру привлечения к ответственности за правонарушения. Огромное количество пробелов в избирательном законодательстве, в том числе касающихся ответственности, предполагает наличие произвола, попустительства, халатности, либо что еще страшнее взяточничества и выполнение «специальных заказов» с верху избирательными комиссиями. Это не в коем случае не утверждение, так как я лично не работал в избирательных комиссиях и не знаю изнутри их работу. Однако такое положение дел в избирательном законодательстве предполагает наличие не чистоплотности субъектов избирательного права. Ведь без четко налаженной, юридически выверенной и прописанной системы ответственности, право, в данном случае избирать и быть избранным, превращается в своего рода фикцию. А права и обязанности участников избирательного процесса несут в себе лишь благие пожелания. Заинтересованность этой темой возникает как минимум два раза в четыре года (парламентские и президентские выборы).
Однако каждый раз средства массовой информации (центральные) рапортуют нам о незначительных нарушениях. Существует другая точка зрения, так, по данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, только за 2000-2002 г.г. в России было возбуждено всего 60 уголовных дел по фактам нарушения избирательного законодательства, 9 из которых было завершено судебным разбирательством4. Сходная ситуация сложилась и с реализацией административной ответственности за нарушения законодательства о выборах. Так, по итогам выборов 2001-2002 г.г. в субъектах Российской Федерации было рассмотрено 4495 жалоб граждан на нарушения избирательных прав; рассмотрение 30% жалоб завершилось вынесением административного наказания.5
Актуальность
вопроса конституционно-
Предметом
курсового исследования являются избирательные
правоотношения как в целом, так
и в сфере борьбы с правонарушениями,
а также существенные закономерности
механизма юридической
Целью данной курсовой работы является уяснение природы, структуры и проблематики ответственности по избирательному праву.
В курсовой работе попытаюсь разобраться в терминологии применяемой относительно ответственности по избирательному праву конституционно-правовой ответственности, ответственности за нарушения по избирательному праву. Попробую выявить сущность ответственности по избирательному праву, что это такое. Постараюсь выделить меры ответственности применяемые в законодательстве. Вот те основные задачи, которые я ставлю перед собой при написании курсовой работы.
Методы исследования: сравнительно-правовой, структурно-функциональный, нормативный, системный, статистический, логический, формально-юридический, что позволило обеспечить глубокое и всестороннее изучение предмета.
Теоретическую базу исследования составили фундаментальные вопросы отечественного избирательного права рассматриваются в трудах Баглая М.В., Васильева В.И., Веденеева И.И., Вешнякова A.A., Гельмана В.Я., Иванченко A.B., Ковлера А.И., Лысенко В.И., Мостовщикова В.Д., Окунькова Л.А., Постникова А.Е., Страшуна Б.А., Тихомирова Ю.А., Чиркина В.Е. и др. Ответственность непосредственно по избирательному праву исследуется, в частности, в трудах Игнатенко В.В., Ищенко Е.П., Князева С.Д., Колюшина Е.И., Сунцова А.П. и др.
Источники исследования: нормы Конституции Российской Федерации, федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Гражданский Кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации; справочные материалы, судебная практика и работы ученых-правоведов.
Структура
курсовой работы составляет: введение,
две главы, заключение и список использованной
литературы.
Конституция Российской Федерации 1993 года6 не содержит главы об избирательной системе, ограничиваясь закреплением права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также урегулировать некоторые вопросы организации выборов депутатов Государственной Думы и порядка формирования Совета Федерации, выборов Президента РФ. Это стало дополнительным стимулом для развития отраслевых начал. Отсутствие легального закрепления многих положений ответственности за нарушения избирательного права привело к значительному расхождению во взглядах ученых. Вследствие этого категория ответственности по избирательному праву трактуется исследователями по-разному. Каждый из них акцентирует внимание на той стороне этого многогранного по своей природе явления, которую считает наиболее значимой; каждый имеет собственное представление о функциях, целях, социальном назначении.
Как следствие, при изучении ответственности по избирательному праву я столкнулся с многочисленными терминами, которыми оперируют авторы, развивающие положения Конституции об избирательном праве. Это и «ответственность по избирательному праву», «конституционно-правовая ответственность», «ответственность за нарушения избирательных прав», «государственно-правовая ответственность», «избирательно-правовая ответственность». Этот «ассортимент определений» можно объяснить тем, что в действующем законодательстве понятие ответственность по избирательному праву не формализовано. Поэтому в исследованиях, посвященных проблемам ответственности в избирательном праве, институт конституционно-правовой ответственности зачастую наполняется различным содержанием, в том числе и из-за использования разной терминологии.
Ряд авторов (А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских) рассматривают политическую ответственность как разновидность ответственности конституционной7. Н.С. Сопельцев считает, что ответственность по избирательному праву носит политический характер и в ряде случаев соприкасается с политической ответственностью по субъектам, основаниям наступления, неблагоприятным последствиям8.
Другие,
в частности Д.Т. Шон, напротив, считают
конституционную
Н.М. Колосова считает, что, несмотря на ярко выраженный в отдельных случаях политический характер конституционной ответственности и их тесное соприкосновение по субъектам, основаниям наступления ответственности, неблагоприятным последствиям, конституционная ответственность должна рассматриваться как самостоятельный вид юридической ответственности11.
А.Д. Табиханов выделяет в российской избирательной практике три вида юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах12:
-
ответственность по
-
административную
- уголовную ответственность.
Тем самым данный автор:
1) определяет ответственность по избирательному праву как вид юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
2) ставит знак равенства между понятиями «ответственность по избирательному праву» и «государственно-правовая ответственность».
В.В. Игнатенко также считает, что ответственность по избирательному праву является разновидностью конституционно-правовой ответственности и представляет собой проявление данного вида ответственности в рамках отношений, составляющих предмет регулирования избирательного права как важнейшей подотрасли конституционного (государственного) права. В этой связи термины «государственно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах» и «ответственность по избирательному праву» употребляются автором как синонимы13.
По мнению А.Е. Штурнева, ответственность по избирательному праву представляет собой проявление конституционно-правовой ответственности в рамках отношений, составляющих предмет его регулирования. Автор определяет ее как разновидность негативной (ретроспективной) юридической ответственности, которая выражается в отрицательной оценке государством, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения, и в наступлении в особом процессуальном порядке неблагоприятных последствий в виде применения юрисдикционным органом меры конституционно-правового принуждения и установленной избирательным законодательством санкции к субъекту избирательных отношений, виновному в совершении избирательного правонарушения.14
A.C.
Булатов считает, что
О.Е. Кутафин отмечает, что «конституционно-правовая ответственность, будучи одним из видов юридической ответственности, обладает всеми общими признаками, которые выделяют юридическую ответственность среди других социальных явлений. Она, как и любая другая юридическая ответственность, является мерой государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий»16.
Информация о работе Ответственность по избирательному праву РФ