Ответственность по избирательному праву РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Сложность в понимании и изложении данной тематики заключается в отсутствии единой терминологии, в различном понимании многочисленными и уважаемыми авторами ответственности по избирательному праву. Ситуацию усугубляет тот факт, что нормы, предусматривающие эту самую ответственность, разбросаны по различным законам, таким как: Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» , Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» . Исходя из этого, можно утверждать, что ответственность по избирательному праву не имеет строгой стройной структуры, как это можно наблюдать в уголовном, либо административном праве.

Работа содержит 1 файл

Ответственность по избирательному праву в РФ.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     Вряд  ли можно согласиться с теми авторами, которые к числу мер ответственности  по избирательному праву относят  признание незаконными решений  или действий (бездействия) органа государственной  власти, местного самоуправления, общественного объединения или должностного лица. Представляется, что эти средства защиты, будучи способом обжалования нарушений прав, относятся к числу избирательных споров. Причем и сами упомянутые авторы указывают на то, что данная мера носит исключительно правовосстановительный характер.44 Поэтому попытка рассматривать обжалование нарушений избирательных прав в качестве меры юридической ответственности представляется нам неудачной, ведущей к смешению этих двух самостоятельных способов государственной защиты избирательных прав граждан. 45

     Как отмечает М.С. Матейкович, санкции, закрепленные в нормах избирательного законодательства, в основном носят абсолютно определенный характер и не могут быть заменены иными мерами государственного принуждения46. Только в случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением или блоком правил предвыборной агитации избирательная комиссия вправе либо вынести предупреждение, либо отменить решение о регистрации.

     Сделаем некоторые выводы в связи с  вышеизложенным:

     1) при привлечении к ответственности  по избирательному праву, как  и в случае избирательного  спора, наличествует юридический  конфликт между сторонами (привлекающим  уполномоченным органом и привлекаемым  к ответственности субъектом);

     2) ответственность по избирательному праву, как и избирательные споры, связана с нарушением избирательных прав граждан и является реакцией уполномоченных органов на это нарушение.

     Однако  отождествлять процедуру привлечения  к ответственности по избирательному праву с избирательными спорами не следует, поскольку это самостоятельные охранительные механизмы избирательного права, различаемые не только в теории, но и в законодательстве. Исключением являются те случаи, когда речь идет о «смежных» мерах конституционно-правовой ответственности, процедура применения которых аналогична порядку рассмотрения избирательных споров. 

2.3. Круг субъектов ответственности по избирательному праву

 

     Круг  субъектов ответственности по избирательному праву составляют кандидаты, наблюдатели, избирательные объединения, избирательные блоки, избирательные комиссии и их члены, иные субъекты, допустившие нарушение избирательных прав граждан, невыполнение либо ненадлежащее выполнение своих юридических обязанностей.

     Ю.Н. Климова дает следующие определения основных понятий круга субъектов ответственности по избирательному праву: «субъект ответственности - избранный кандидат, выполняющий обязанности, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица; юрисдикционный орган - избирательная комиссия. Ответственность наступает за виновное поведение субъекта».47

     Особенностью  ответственности по избирательному праву является возможность как  индивидуальной ответственности физических лиц, например, досрочное прекращение  полномочий члена избирательной  комиссии с правом решающего голоса в связи с признанием его систематически невыполняющим обязанности, так и ответственности коллективных субъектов (отмена регистрации списка кандидатов).

     Поэтому законодатель выделяет две группы субъектов ответственности по избирательному праву - индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). Основой такого разграничения служат особенности правового статуса указанных субъектов.

     Индивидуальными субъектами являются кандидаты, зарегистрированные кандидаты в депутаты, на должность главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, главы субъектов Российской Федерации и муниципального образования.

     Коллективные  же субъекты юридической ответственности  представляют собой организованные группы людей, имеющие статус потенциальных  участников избирательного процесса. Их перечень менее обширен48: избирательные объединения, блоки, политические общественные объединения, избирательные комиссии всех уровней, различные организации.

     В ряде случаев ответственность коллективного  субъекта порождает неблагоприятные  последствия для членов такого коллектива (например, при расформировании избирательной комиссии). В то же время в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2000 г. по делу о проверке конституционности п. 11 ст. 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указывается, что предоставление недостоверных сведений кандидатом, входящим в «первую тройку» федерального списка кандидатов, не может служить основанием для отказа в регистрации федерального списка кандидатов, так как в этом случае нарушаются избирательные права иных кандидатов, находящихся в списке, не несущих ответственности за предоставление недостоверных сведений. По мнению Центральной избирательной комиссия РФ, в указанном выше случае пассивное избирательное право предоставляется как право индивидуальное и не зависит от действий иных лиц, реализующих свои избирательные права49. Однако, в случае нарушения порядка финансирования избирательной кампании со стороны избирательного объединения, блока, нельзя говорить об индивидуальном характере пассивного избирательного права кандидатов, находящихся в списке кандидатов. Подкуп избирателей, совершенный кандидатом из «первой тройки» списка, или 57 нарушение правил финансирования кампании, совершенное уполномоченным представителем избирательного объединения, блока по финансовым вопросам, должны влечь санкцию в отношении всего избирательного объединения, блока, всего списка кандидатов, и, соответственно, всех кандидатов, находящихся в списке.

     Участие средств массовой информации в проведении предвыборной агитации, т.е. деятельности, имеющей целью побудить или побуждающей избирателя участвовать в выборах или голосовать за какого-либо кандидата (список кандидатов) или против него, вызывает много проблем. Опубликование социологических опросов, даже если они оформлены в соответствии со всеми требованиями закона, в разных средствах массовой информации носит совершенно противоположный характер.

     Опубликование аналитических материалов по каким-либо кандидатам во всякий момент может быть рассмотрено как предвыборная агитация.

     Учитывая  большие возможности средств  массовой информации по воздействию  на избирателей, необходимо очень четко  ограничить круг их прав и обязанностей, а также основания и меры применяемой  к ним ответственности.

     Другой  проблемой ответственности за нарушение  законодательства о выборах и  референдумах является законодательная  нерешенность вопроса о так называемой «политической рекламе». В настоящее время ответственность за указанную деятельность не предусмотрена законодательством. В связи с этим необходимо законодательно урегулировать понятие «политической рекламы» и предусмотреть юридическую ответственность за нарушение правил ее проведения.50

     Таким образом, основанием ответственности участников избирательного процесса является нарушение норм избирательного права, выражающееся в посягательстве на избирательные права граждан, злоупотреблении субъекта своими избирательными правами, невыполнении или ненадлежащем выполнении им своих юридических обязанностей. Мерами ответственности по избирательному праву являются: отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); отмена регистрации кандидата (списка кандидатов); исключение кандидата из списка; досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса; расформирование избирательной комиссии; вынесение предупреждения кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку; отстранение члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе; удаление наблюдателей из помещения для голосования; отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов.

     Итак, анализ ответственности за нарушение  избирательных прав позволяет сделать  вывод о необходимости совершенствования  механизма ответственности, предусмотренной избирательным законодательством. И, прежде всего, такое изменение должно касаться соотношения вины, общественной опасности и мер ответственности. 
 
 

 

Заключение

 

     На  основе проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.

     Ответственность по избирательному праву - это относительно новый институт юридической ответственности в российском праве. Несмотря на отсутствие легального закрепления в Конституции и других нормативных актах, существование такого правового явления, как ответственность по избирательному праву, признается и конституционно-правовой доктриной, и судебной практикой. Научные исследования, проводимые на протяжении уже значительного времени, указывают на несомненную необходимость легального признания этого вида юридической ответственности в качестве самостоятельного. Кроме того, действующее законодательство уже в настоящее время содержит ряд норм, которые фактически устанавливают отдельные основания конституционно-правовой ответственности, называют специфичные для этого вида ответственности санкции.

     В научной литературе сформировалось несколько различных дефиниций  понятия «ответственность по избирательному праву». И если между такими терминами как конституционно-правовая ответственность и государственно-правовая ответственность, с некоторыми натяжками можно поставить знак равенства и употреблять в литературе в качестве синонимов, то использование в качестве равнозначных понятий конституционно-правовой ответственности и ответственности по избирательному праву мне кажется, по меньшей мере, не логично. Более того, применение термина ответственность по избирательному праву мне видится не корректным. Использование же понятия конституционно-правовая ответственность считаю оправданным. Главным аргументом в пользу применения термина конституционно-правовой ответственности является классификация юридической ответственности по отраслям права. Таким образом, уголовному праву, гражданскому право, административному праву, конституционному праву как самостоятельным отраслям права соответствует свой специфический институт ответственности.

     Конституционно-правовая ответственность в избирательном  праве, являясь видом юридической  ответственности, имеет все присущие последней признаки. Она вытекает из охранительных конституционно-правовых норм, реализация которых обеспечивается процессуальными конституционно-правовыми нормами. Определяющим признаком данной ответственности является наказание, предполагающее применение специфических санкций за совершение избирательных правонарушений. Названная ответственность устанавливается только правовыми актами, издаваемыми федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Федерации, а ее меры (санкции) могут применяться как государственными, так и специализированными негосударственными формированиями (окружными или муниципальными избирательными комиссиями).

     Нормативные основания конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах содержатся в Конституции  Российской Федерации, Федеральном  законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральном законе от 24 июня 1999 г. №121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе от 31 декабря 1999 г. №228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», а также в законах субъектов Российской Федерации.

     Действующим законодательством о выборах  закреплены следующие меры конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса за совершение избирательных правонарушений:

     1) предупреждение;

     2) отказ в регистрации инициативной группы;

     3) отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);

     4) отмена регистрации кандидата (списка кандидатов);

     5) признание результатов выборов недействительными;

     6) отмена решения о признании кандидата избранным;

     7) расформирование избирательной комиссии.

     Привлечение правонарушителей к конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах возможно в административном и судебном порядке.

     Основанием  для применения ответственности по избирательному праву является нарушение законодательства о выборах, то есть противоправное виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред избирательным правоотношениям и запрещенное законом под угрозой наказания (объективное вменение исключено).

     Поскольку различные организации также  являются субъектами правовой ответственности  за нарушения норм избирательного права; существует необходимость законодательного установления понятия вины юридических лиц.

     Специальная ответственность за нарушения норм избирательного права - это самостоятельный  вид юридической ответственности, специально предусмотренный для  избирательных комиссий и зарегистрированных кандидатов за наиболее существенные нарушения избирательного законодательства в виде расформирования и отмены регистрации соответственно.

Информация о работе Ответственность по избирательному праву РФ