Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:39, курсовая работа
Сложность в понимании и изложении данной тематики заключается в отсутствии единой терминологии, в различном понимании многочисленными и уважаемыми авторами ответственности по избирательному праву. Ситуацию усугубляет тот факт, что нормы, предусматривающие эту самую ответственность, разбросаны по различным законам, таким как: Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» , Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» . Исходя из этого, можно утверждать, что ответственность по избирательному праву не имеет строгой стройной структуры, как это можно наблюдать в уголовном, либо административном праве.
Вряд
ли можно согласиться с теми авторами,
которые к числу мер
Как отмечает М.С. Матейкович, санкции, закрепленные в нормах избирательного законодательства, в основном носят абсолютно определенный характер и не могут быть заменены иными мерами государственного принуждения46. Только в случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением или блоком правил предвыборной агитации избирательная комиссия вправе либо вынести предупреждение, либо отменить решение о регистрации.
Сделаем некоторые выводы в связи с вышеизложенным:
1)
при привлечении к
2) ответственность по избирательному праву, как и избирательные споры, связана с нарушением избирательных прав граждан и является реакцией уполномоченных органов на это нарушение.
Однако
отождествлять процедуру
Круг субъектов ответственности по избирательному праву составляют кандидаты, наблюдатели, избирательные объединения, избирательные блоки, избирательные комиссии и их члены, иные субъекты, допустившие нарушение избирательных прав граждан, невыполнение либо ненадлежащее выполнение своих юридических обязанностей.
Ю.Н. Климова дает следующие определения основных понятий круга субъектов ответственности по избирательному праву: «субъект ответственности - избранный кандидат, выполняющий обязанности, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица; юрисдикционный орган - избирательная комиссия. Ответственность наступает за виновное поведение субъекта».47
Особенностью ответственности по избирательному праву является возможность как индивидуальной ответственности физических лиц, например, досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в связи с признанием его систематически невыполняющим обязанности, так и ответственности коллективных субъектов (отмена регистрации списка кандидатов).
Поэтому законодатель выделяет две группы субъектов ответственности по избирательному праву - индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). Основой такого разграничения служат особенности правового статуса указанных субъектов.
Индивидуальными субъектами являются кандидаты, зарегистрированные кандидаты в депутаты, на должность главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, главы субъектов Российской Федерации и муниципального образования.
Коллективные же субъекты юридической ответственности представляют собой организованные группы людей, имеющие статус потенциальных участников избирательного процесса. Их перечень менее обширен48: избирательные объединения, блоки, политические общественные объединения, избирательные комиссии всех уровней, различные организации.
В
ряде случаев ответственность
Участие средств массовой информации в проведении предвыборной агитации, т.е. деятельности, имеющей целью побудить или побуждающей избирателя участвовать в выборах или голосовать за какого-либо кандидата (список кандидатов) или против него, вызывает много проблем. Опубликование социологических опросов, даже если они оформлены в соответствии со всеми требованиями закона, в разных средствах массовой информации носит совершенно противоположный характер.
Опубликование аналитических материалов по каким-либо кандидатам во всякий момент может быть рассмотрено как предвыборная агитация.
Учитывая большие возможности средств массовой информации по воздействию на избирателей, необходимо очень четко ограничить круг их прав и обязанностей, а также основания и меры применяемой к ним ответственности.
Другой проблемой ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах является законодательная нерешенность вопроса о так называемой «политической рекламе». В настоящее время ответственность за указанную деятельность не предусмотрена законодательством. В связи с этим необходимо законодательно урегулировать понятие «политической рекламы» и предусмотреть юридическую ответственность за нарушение правил ее проведения.50
Таким образом, основанием ответственности участников избирательного процесса является нарушение норм избирательного права, выражающееся в посягательстве на избирательные права граждан, злоупотреблении субъекта своими избирательными правами, невыполнении или ненадлежащем выполнении им своих юридических обязанностей. Мерами ответственности по избирательному праву являются: отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); отмена регистрации кандидата (списка кандидатов); исключение кандидата из списка; досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса; расформирование избирательной комиссии; вынесение предупреждения кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку; отстранение члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе; удаление наблюдателей из помещения для голосования; отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов.
Итак,
анализ ответственности за нарушение
избирательных прав позволяет сделать
вывод о необходимости
На
основе проведенного курсового исследования
можно сделать следующие
Ответственность по избирательному праву - это относительно новый институт юридической ответственности в российском праве. Несмотря на отсутствие легального закрепления в Конституции и других нормативных актах, существование такого правового явления, как ответственность по избирательному праву, признается и конституционно-правовой доктриной, и судебной практикой. Научные исследования, проводимые на протяжении уже значительного времени, указывают на несомненную необходимость легального признания этого вида юридической ответственности в качестве самостоятельного. Кроме того, действующее законодательство уже в настоящее время содержит ряд норм, которые фактически устанавливают отдельные основания конституционно-правовой ответственности, называют специфичные для этого вида ответственности санкции.
В научной литературе сформировалось несколько различных дефиниций понятия «ответственность по избирательному праву». И если между такими терминами как конституционно-правовая ответственность и государственно-правовая ответственность, с некоторыми натяжками можно поставить знак равенства и употреблять в литературе в качестве синонимов, то использование в качестве равнозначных понятий конституционно-правовой ответственности и ответственности по избирательному праву мне кажется, по меньшей мере, не логично. Более того, применение термина ответственность по избирательному праву мне видится не корректным. Использование же понятия конституционно-правовая ответственность считаю оправданным. Главным аргументом в пользу применения термина конституционно-правовой ответственности является классификация юридической ответственности по отраслям права. Таким образом, уголовному праву, гражданскому право, административному праву, конституционному праву как самостоятельным отраслям права соответствует свой специфический институт ответственности.
Конституционно-правовая
ответственность в
Нормативные
основания конституционно-
Действующим законодательством о выборах закреплены следующие меры конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса за совершение избирательных правонарушений:
1) предупреждение;
2) отказ в регистрации инициативной группы;
3) отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);
4) отмена регистрации кандидата (списка кандидатов);
5) признание результатов выборов недействительными;
6) отмена решения о признании кандидата избранным;
7) расформирование избирательной комиссии.
Привлечение правонарушителей к конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах возможно в административном и судебном порядке.
Основанием для применения ответственности по избирательному праву является нарушение законодательства о выборах, то есть противоправное виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред избирательным правоотношениям и запрещенное законом под угрозой наказания (объективное вменение исключено).
Поскольку различные организации также являются субъектами правовой ответственности за нарушения норм избирательного права; существует необходимость законодательного установления понятия вины юридических лиц.
Специальная
ответственность за нарушения норм
избирательного права - это самостоятельный
вид юридической
Информация о работе Ответственность по избирательному праву РФ