Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных принципов построения системы государственного управления, форм государственного устройства, функций и задач основных органов власти.
Задача курсовой работы – исследовав особенности государственного устройства Республики Казахстан, выявить пути совершенствования и повышения эффективности их функционирования.

Работа содержит 1 файл

Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК Камалов Мирас.docx

— 72.56 Кб (Скачать)

В нашей стране постоянно  развивается система государственного планирования, которая включает в  себя элементы прогнозирования, программирования и долгосрочное стратегическое, средне- срочное индикативное планирование. С выходом в 2009 году указа президента «О системе государственного планирования» эти процессы приобрели упорядоченный характер, ориентированный на результат. Для ее функционирования также указом президента от 4 марта 2010 года утверждены методологические подходы к ее процессу: разработке, реализации, проведению мониторинга, оценке и контролю документов.

Во главе этой системы  находится Стратегия развития Казахстана до 2030 года, реализация которой осуществляется в три этапа. Каждые 10 лет определяются приоритетные направления социально-экономического и общественно-политического развития страны в целом. Таким образом, первый десятилетний план успешно реализован. И 1 февраля текущего года указом президента утвержден новый Стратегический план развития Казахстана до 2020 года.

В рыночной экономике существуют три основные функции стратегического  планирования. Первая - определение  перспективных целей социально-экономического развития республики как внутри страны, так и в мировом пространстве. Вторая - выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе (с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и  возможностей государства). И, наконец, третья - выработка механизма реализации выбранной системы приоритетов, используя прямое и косвенное  государственное регулирование  социально-экономического развития.

Стратегический план имеет  свои особенности. Во-первых, он охватывает достаточно продолжительный период, чтобы иметь возможность решать крупные стратегические задачи. Во-вторых, его показатели имеют укрупненный, обобщающий характер. В-третьих, этот план имеет вариантный характер, предусматривающий  альтернативные сценарии на перспективный  период в зависимости от тенденций  изменения внутренних и внешних  факторов. В-четвертых, стратегический план будет периодически пересматриваться, корректироваться, продлеваться с учетом изменений конъюнктуры или при  переходе от фазы к фазе экономического цикла.

Система показателей стратегического  плана носит укрупненный, обобщенный и в то же время достаточно полный, системный характер. На республиканском  уровне стратегический план характеризуют  процессы демографического, социального, экономического, экологического, территориального развития; научно-технического прогресса; динамики уровня и качества жизни  населения; внешнеэкономических связей [27].

Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года предусмотрено  достижение ключевых показателей развития страны. Таким образом, доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП  к 2015 году составит не менее 12,5 процента, а к 2020 году - не менее 13 процентов (диаграмма 1).

 

Диаграмма 1 - доля обрабатывающей промышленности РК

 

Доля несырьевого экспорта в общем объеме увеличится с 10 до 40 процентов к 2015 году и до 45 процентов - к 2020 году (диаграмма 2).

 

Диаграмма 2 – доля несырьевого  экспорта РК

 

 Производительность труда в обрабатывающей промышленности планируется увеличить в 1,5 раза к 2015 году и в 2 раза к 2020 году, а в сельском хозяйстве в 2 раза к 2015 году и в 4 раза к 2020 году. Энергоемкость ВВП снизится не менее чем на 10 процентов к 2015 году и не менее чем на 25 процентов к 2020 году. К 2020 году ВВП увеличится в реальном выражении не менее чем на треть по сравнению с уровнем 2009 года. По плану инфляция в среднем за десятилетний период будет находиться в пределах 5-8 процентов. Создание реальных условий для повышения качества жизни и укрепления социальной стабильности в обществе остается одним из главных приоритетов страны. Для этих целей будет создана эффективная система социальной защиты для тех, кто действительно в ней нуждается. С другой стороны, будут выработаны эффективные меры по обеспечению занятости населения и уменьшению безработицы, уровень которой к 2020 году не будет превышать 5 процентов (в последние 5 лет он составлял 7-8 процентов).

К 2015 году будет завершено  внедрение Единой национальной системы  здравоохранения. Эффективное межведомственное взаимодействие в области охраны здоровья населения и конкурентоспособная  система здравоохранения позволят к 2020 году вдвое снизить материнскую  и младенческую смертность, на 30 процентов  уменьшить общую смертность, сократить заболеваемость туберкулезом на 20 процентов, значительно ограничить табакокурение, наркоманию и злоупотребление алкоголем. В целом ожидаемая продолжительность жизни увеличится с 68 до 72 лет.

Все эти показатели взаимосвязаны  и влияют друг на друга. Для реализации этого плана будет разработана  прогнозная схема территориально-пространственного  развития страны. Она будет представлять единую систему рационального размещения производительных сил, транспортно-коммуникационной, социальной и другой инфраструктуры, расселения населения республики в  разрезе регионов.

Программирование является методом активного вмешательства  государства в процессы социально-экономического развития. Оно необходимо, когда  обычные методы и механизмы рыночной экономики и ее государственного регулирования не способны решить крупные  проблемы экономического, социального, технологического, экологического, территориального развития. Одной из форм программирования является разработка и реализация государственных  программ, которые рассчитаны на период от 5 до 10 лет. То есть это будут документы, носящие общенациональный, межотраслевой  характер. Перечень таких программ ограничен указом главы государства  от 19 марта 2010 года, в соответствии с  которым государственные программы  разрабатываются по направлениям индустриально-инновационного развития, здравоохранения, образования, развития и функционирования языков [28].

19 марта 2010 года указом  президента РК принята Государственная  программа форсированного индустриально-инновационного  развития Республики Казахстан  на 2010-2014 годы. Она является логическим  продолжением проводимой политики  диверсификации экономики, интегрируя  в себя основные подходы Стратегии  индустриально-инновационного развития  на 2003-2015 годы, программы «30 корпоративных  лидеров Казахстана», а также  других документов в сфере  индустриализации.

Успешная реализация этой программы будет способствовать обеспечению устойчивого и сбалансированного  роста через ее диверсификацию и  повышение конкурентоспособности  в долгосрочном периоде. Традиционные экспортно ориентированные сектора индустрии исполнят роль локомотивов индустриализации за счет развития производств последующих переделов и обеспечения широкого мультипликативного эффекта от их развития на сопряженные сектора экономики. Предприятия нефтехимии, космической промышленности, инфокоммуникации, производства удобрений, фармацевтики, специализированного машиностроения, керамики, стекольного производства получат устойчивое развитие.

Форсированное развитие агропромышленного  сектора и легкой промышленности на основе внедрения инноваций снизит зависимость экономики от импорта  товаров потребительского спроса и  расширит их экспортный потенциал с  учетом рынка Таможенного союза. Производительность труда в агропромышленном комплексе будет увеличена почти  в 2 раза. Создание и внедрение наукоемких технологий и конкурентоспособной  продукции секторов «экономики будущего»  позволит Казахстану создать основы постиндустриальной экономики. Доля инновационно-активных предприятий увеличится к 2015 году до 10 процентов от числа действующих предприятий. Будет достигнуто опережающее развитие инфраструктуры - энергетической, транспортной, инфокоммуникационной [29].

За счет снижения административных барьеров, создания условий для развития свободной конкуренции, расширения казахстанского содержания, проведения эффективной тарифной политики, целенаправленного  создания сети предприятий малого и  среднего бизнеса вокруг крупных  промышленных производителей произойдет решающий перелом в развитии отечественного предпринимательства.

Сформированная единая система  инструментов и мер государственной  поддержки, включающая в себя специальные  бюджетные программы, позволит скоординировать  и сконцентрировать усилия государства  и бизнеса и приведет к синергетическому эффекту в индустриализации страны и позволит достичь поставленных целей программы.

На региональном уровне реализация стратегического плана развития и прогнозной схемы территориально-пространственного  развития страны будет обеспечиваться посредством разработки «Программ  развития территорий на 5 лет». Это будет  единый документ, вводимый взамен различных  региональных отраслевых программ.

Несомненно, успешность и  результативность долгосрочных стратегий  развития, государственных и региональных программ во многом зависит не только от качества разработки, но и от механизмов их реализации. Реализация этих документов осуществляется посредством стратегических планов государственных органов, стратегий  и планов развития национальных холдингов  и компаний, отраслевых программ и, конечно, республиканского и местных  бюджетов.

Названные документы, по сути, являются тактическими, определяющими  конкретные механизмы достижения стратегических целей. Внедрение методов и процедур управления, ориентированных на результат, означает изменение подхода не только к планированию, но и бюджетному процессу.

Суть новых подходов к  этому процессу состоит в том, что распределение бюджетных  средств основывается на приоритетах, а эффективность исполнения бюджета  измеряется не степенью освоения выделенных бюджетных средств, а степенью достижения конкретных результатов деятельности государственных органов. В этой связи важной становится задача увязки бюджетных расходов с приоритетами государственной политики, то есть распределение бюджетных ресурсов не по видам затрат, а по стратегическим целям.

Каждый из указанных документов должен иметь определенную систему  показателей ожидаемых результатов - четко выраженных, измеримых, проверяемых, доступных и понятных. Исполнение каждого документа и достижение обозначенных в нем результатов  должно постепенно приводить к выполнению документов вышестоящего уровня. В  целях своевременного реагирования и актуализации данных документов с  учетом меняющихся внутренних и внешних  факторов социально-экономического развития вводится институт мониторинга и  оценки реализации программ.

Логическим продолжением предпринимаемых мер по совершенствованию системы государственного управления является введение системы критериев и инструментария оценки эффективности деятельности государственных органов в соответствии с указом президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года. Оценка будет проводиться ежегодно по таким направлениям, как достижение стратегических целей и задач, реализация бюджетных программ, оказание государственных услуг, управление персоналом, применение информационных технологий, исполнение поручений главы государства и премьер-министра. При этом оцениваться будут как центральные государственные органы, так и акиматы областей, городов Астаны и Алматы [30].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе были изложены основные принципы построения системы  государства, трех ветвей её власти, функции  и задачи основных органов власти, особенности государственного устройства.

Проблема территориальной  организации власти характерна именно для государственно-организованного  общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как  это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а  опосредствованно - через организацию  государством социально-производственного  процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку  они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная  власть и государственное управление строятся но территориальному принципу.

Система органов государственной  власти - это совокупность высших и  местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.

За 18 лет независимого развития все изменения в государственном устройстве Казахстана были связаны с постепенной и последовательной демократизацией казахстанского общества и политической системы страны. И потому не будет преувеличением сказать, что современный Казахстан состоялся как динамично развивающееся демократическое государство, открытое для широкого равноправного сотрудничества с другими странами мира.

Создание эффективной, современной  государственной службы и структуры  управления, а также формирование компактного и профессионального  правительства, сконцентрированного  на выполнении наиболее важных функций, является ключевой задачей государства.

Государственное регулирование  рыночной экономики нацелено не только на обеспечение ее эффективного функционирования в настоящее время, но и на ее развитие в интересах будущих поколений. Искусством стратегического руководства  должны владеть все госслужащие, в первую очередь руководители высшего  ранга.

Ни одно хозяйственное, а  тем более стратегическое решение  не может быть принято и выполнено  без предвидения возможных последствий  и без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных по их реализации. Для  этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, программирование социально-экономического развития страны и регионов. Тем  самым государство выполняет  не только функцию общего регулирования  экономической жизни, но и стратегически  инновационную, определяющую структурные сдвиги и инновационное развитие с учетом перспектив страны и ее места в мире.

Информация о работе Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК