Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных принципов построения системы государственного управления, форм государственного устройства, функций и задач основных органов власти.
Задача курсовой работы – исследовав особенности государственного устройства Республики Казахстан, выявить пути совершенствования и повышения эффективности их функционирования.

Работа содержит 1 файл

Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК Камалов Мирас.docx

— 72.56 Кб (Скачать)

- местных представительных  органов власти (маслихатов). Указанные органы занимаются преимущественно нормотворческой деятельностью.

Парламент Республики Казахстан. Согласно Конституции Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года двухпалатный Парламент  Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Организация и деятельность Парламента Республики Казахстан, правовое положение  его депутатов определены Конституцией, Конституционным Законом «О Парламенте Республики Казахстан и статусе  его депутатов» и другими законодательными актами. Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом  работы первой сессии Парламента нового созыва. Срок полномочий Парламента определяется сроком полномочий депутатов Мажилиса очередного созыва. Досрочное прекращение  полномочий Парламента может быть осуществлено только в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией Республики Казахстан [21].

Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и  столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов  всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Пятнадцать депутатов назначаются Президентом  Республики с учетом необходимости  обеспечения представительства  в Сенате национально-культурных и  иных значимых интересов общества. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. Срок полномочий депутатов Сената – шесть  лет.

Палату возглавляет Председатель, избираемый Сенатом из числа депутатов, свободно владеющих государственным  языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов  Палаты. Кандидатура на должность  Председателя Сената выдвигается Президентом  Республики Казахстан.

Мажилис состоит из ста  семи депутатов.  Девяносто восемь депутатов Мажилиса избираются от политических партий по партийным спискам по единому  общенациональному округу на основе  всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. Срок полномочий депутатов Мажилиса – пять лет.

 Палату возглавляет  Председатель, избираемый Мажилисом  из числа депутатов, свободно  владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством  голосов от общего числа депутатов  Палат. Кандидатуры на должность Председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты.

Органы исполнительной власти включают:

- Правительство РК, республиканские  министерства, комитеты, агентства  и ведомства;

- Глав (акимов) администраций (акиматов) областей городов, районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация положений Конституции РК, законов, нормативных указов Президента РК, решений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти общей компетенции - это органы, ведающие отдельными сферами исполнительной деятельности (министерства, государственные  комитеты, другие ведомства). Они подразделяются на отраслевые органы (министерства) и межотраслевые органы, осуществляющие межотраслевое управление (государственные комитеты) [22].

Высшим исполнительным органом  Республики Казахстан является Правительство. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство  их деятельностью. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики Казахстан, а также подотчетно Парламенту. Правительство  образуется Президентом Республики. В состав Правительства входят члены  Правительства – Премьер-министр, его заместители, министры и иные должностные лица республики. Премьер-министр  назначается Президентом РК с  согласия Парламента. Предложения о  структуре и составе Правительства  вносятся Президенту Республики Казахстан  Премьер-министром республики в  десятидневный срок после назначения Премьер-министра. Порядок деятельности Правительства определяется Конституционным  Законом РК «О Правительстве РК»  от 18.12.95 г.

Правительство - это орган  высшей общей компетенции, поскольку  в процессе его деятельности воплощаются  все функции государства. Правительство  обеспечивает осуществление Конституции  Республики Казахстан законов, указов Президента нормативного характера .

Правительство Республики Казахстан  наделяется полномочиями, отнесенными  к компетенции исполнительной власти, это:

- разработка основных  направлений социально-экономической  политики, безопасности;

- обеспечение общественного  порядка, обороноспособности;

- руководство центральными  и местными исполнительными органами;

- подготовка и представление  Парламенту республиканского бюджета,  обеспечение его исполнения и  отчет об этом;

- управление государственной  собственностью;

- внесение в Мажилис  проектов законов и обеспечение  их выполнения;

- выработка мер по проведению  внешней политики [23].

Правительство Республики Казахстан  на основе и во исполнение законов  и иных актов Парламента, указов, постановлений и распоряжений Президента РК издает постановления, организует и  проверяет их исполнение непосредственно  или через подведомственные ему  органы.

Члены правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые  правительством, даже, если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно  о своем несогласии.

Правительство РК действует  в пределах срока полномочий Президента и слагает полномочия перед вновь  избранным Президентом, продолжая  выполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства .

Конституция Республики Казахстан  не устанавливает срока функционирования Правительства РК, но закрепляет две  формы прекращения его деятельности – сложение полномочий и отставку.

Президент может по собственной  инициативе принять решение о  прекращении полномочий правительства  и освободить от должности любого его члена.

Освобождение от должности  премьер-министра означает прекращение  полномочий всего правительства.

Министерство - является центральным  исполнительным органом республики, осуществляющим руководство соответствующей  отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных  законодательством – межотраслевую координацию (например, Министерство государственных доходов).

Министерства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом  РК. Министры назначаются на должность  и освобождаются от должности  Президентом.

Правовой статус министерств  закреплен в различных законах, регулирующих те или иные сферы деятельности, в подзаконных актах (например, положение  «О Министерстве государственных доходов», утвержденное постановлением Правительства  РК от 20 октября 1998 г.).

Заместители министров назначаются, как правило, правительством по представлению  премьер-министра. Кроме того, в министерствах  образуются коллегии как консультативные, координационные и совещательные  подразделения, которые могут принимать  решения, проводимые в жизнь приказами  министра.

В структуре министерства образуются департаменты, главные управления (управления), комитеты, которые осуществляют непосредственное управление порученными  сферами деятельности министерства.

Министерства, как правило, имеют территориальные подразделения, которые находятся в двойном  подчинении: соответствующему министерству по вертикали и местной администрации - по горизонтали (например, отделы образования, финансовые отделы и др.) [24].

Министерства несут ответственность  за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технический  прогресс, наиболее полное удовлетворение потребностей государства во всех видах  продукции этих отраслей.

Министерства осуществляют руководство порученными отраслями, они полномочны, решать все вопросы  в пределах предоставленных им прав, призваны в своей деятельности осуществлять контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами в разработке и решении межотраслевых вопросов.

Министерства в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов и  иных решений вышестоящих органов  государственной власти и управления, указов Президента.

Акты министерств издаются в форме приказов, инструкций, указаний.

Будучи центральным органом  исполнительной власти, министерства наделены различными полномочиями, например: выдают разрешения (лицензии) на различные виды деятельности; регистрируют различные объекты; осуществляют надзорные и контрольные функции; нормотворческая деятельность; правоприменительная деятельность.

Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судами республики являются Верховный суд и местные суды, учреждаемые законом.

Верховный Суд Республики Казахстан — является высшим судебным органом Республики Казахстан по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных  законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

Его статус прописан в Конституции  Казахстана (Статья 81) и в Конституционном  законе «О судебной системе и статусе  судей Республики Казахстан».

Председатель Верховного Суда, председатели коллегий и судьи  Верховного Суда Республики Казахстан  избираются Сенатом по представлению  Президента Республики.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом (статья 75 Конституции).

Верховный Суд состоит  из Председателя, и судей.

Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом  Республики Казахстан по представлению  Председателя Верховного Суда.

Органами Верховного Суда являются:

1. Надзорная коллегия  гражданским делам;

2. Надзорная коллегия  по уголовным делам;

3. Пленарное заседание  суда.

При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет и  печатный орган [25].

 

2.3 Повышение эффективности  органов структуры государственного  управления

 

Создание эффективной, современной  государственной службы и структуры  управления, а также формирование компактного и профессионального  правительства, сконцентрированного  на выполнении наиболее важных функций, является ключевой задачей государства.

Она впервые была озвучена в послании главы государства  народу «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

Административная реформа  в стране проводится поэтапно со дня  обретения независимости Казахстана. В рамках данной реформы осуществляется целый комплекс мероприятий по модернизации системы государственного управления страны, способствующий укреплению и  повышению результативности деятельности государственных органов. Для выстраивания качественно новой модели управления на принципах корпоративности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу на современном этапе проводится работа по формированию целостной и эффективной системы государственного планирования, ориентированной на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны.

Государственное регулирование  рыночной экономики нацелено не только на обеспечение ее эффективного функционирования в настоящее время, но и на ее развитие в интересах будущих поколений. Искусством стратегического руководства  должны владеть все госслужащие, в первую очередь руководители высшего  ранга [26].

Ни одно хозяйственное, а  тем более стратегическое решение  не может быть принято и выполнено  без предвидения возможных последствий  и без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных по их реализации. Для  этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, программирование социально-экономического развития страны и регионов. Тем  самым государство выполняет  не только функцию общего регулирования  экономической жизни, но и стратегически  инновационную, определяющую структурные  сдвиги и инновационное развитие с учетом перспектив страны и ее места в мире.

Информация о работе Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК