Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных принципов построения системы государственного управления, форм государственного устройства, функций и задач основных органов власти.
Задача курсовой работы – исследовав особенности государственного устройства Республики Казахстан, выявить пути совершенствования и повышения эффективности их функционирования.

Работа содержит 1 файл

Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК Камалов Мирас.docx

— 72.56 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из главных функций  любой конституции состоит в  устройстве государственной власти. Основная цель демократического государства  обеспечивать права и свободы  человека и гражданина. В Конституции  Республики Казахстан определена система  органов государственной власти, их компетенция, основные принципы функционирования. Система государственной власти состоит из большого числа органов  разного уровня, которые в совокупности образуют механизм властвования. От того насколько эффективно функционирует  этот механизм зависит благополучие каждого отдельно взятого человека и страны в целом.

Основные органы государственной  власти названы в Конституции  РК, однако, в эту систему входят также многие другие органы, создание которых вытекает из функций и  полномочий конституционных органов.

Государственная власть - живой  организм, находящийся в постоянном движении и развитии. Поэтому изучение того, как функционирует государство, его властные органы на современном  историческом этапе кажется мне  актуальным.

Задачи укрепления Республики Казахстан прямо связаны с  действенностью, эффективностью работы системы её органов, преодолении отставания законодательства в сфере реализации актуальных направлений и задач, стоящих перед обществом.

Целью данной курсовой работы является изучение основных принципов построения системы государственного управления, форм государственного устройства, функций и задач основных органов власти.

Задача курсовой работы – исследовав особенности государственного устройства Республики Казахстан, выявить пути совершенствования и повышения эффективности их функционирования.

При написании курсовой были использованы теоретический и практический методы исследования.

В работе использован материал отечественных и зарубежных авторов, также нормативно-правовые акты Республики Казахстан.

Курсовая работа состоит  из двух глав и шести подразделов. Первая глава отражает теоретическую  часть исследования, а вторая - практическую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1 Формы государственного  устройства

 

Форма государственного устройства - это способ территориальной организации  государственной власти, который  выражается в национально-государственном  и административно-территориальном  устройстве государства, в характере  взаимоотношений между частями  государства, а также между центральными и местными органами.

На форму государства  влияют разнообразные факторы: тип  государства, экономический строй  общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные  размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное  государственное устройство. Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований [1].

Унитарному государственному устройству свойственны следующие  черты:

1. Единый властный "центр" - единая, общая для всей страны  система высших и центральных  органов государственной власти (один парламент, одно правительство,  один верховный суд);

2. Одна конституция, единая  система законодательства, единая  судебная система, одно гражданство;

3. Единая денежная система,  одноканальная система налогов;

4. Территориальные элементы  унитарного государства (области,  департаменты, округа, графства и  т. п.) не обладают государственным  суверенитетом, не имеют никаких  атрибутов государственности [2].

Унитарные государства допускают  внутри себя национально-территориальную  и законодательную (административно-территориальной  единице предоставляется право  законодательствовать) автономию.

По степени зависимости  местных органов от центральных  органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в  составе государства других государственных  образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных  образований [3].

Для федерации характерно следующее:

1. Двухуровневая система  органов государственной власти:

а) субъекты федерации имеют  свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам;

2. Компетенция между федерацией  и ее субъектами разграничивается  союзной (федеральной) конституцией  или федеральным договором;

3. Существование федеральной  системы законодательства и законодательных  систем субъектов федерации при  наличии принципа верховенства  общефедерального закона;

4. Двухпалатное строение  парламента, при котором одна  из палат (как правило, верхняя)  представляет интересы субъектов  федерации;

5. Наличие в большинстве  федераций двойного гражданства;

6. Двухканальная система  налогов;

7. Суверенитет федерации  произведен от суверенитета входящих  в нее государственных единиц;

8. После вхождения в  федерацию ее субъекты суверенитетом  практически не обладают. Хотя  степень суверенности субъектов  в разных федерациях (или в  одной и той же федерации,  но разных субъектов) может  быть различной;

9. У субъектов отсутствует  право выхода из федерации  (его не предусматривает ни  одна из конституций федеративных  государств). Такое право признавалось  Конституцией СССР, но ввиду отсутствия  механизма его воплощения в  жизнь оно так ни разу и  не было реализовано за все  время существования Советского  государства.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).

Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, "дробления" власти и на этой основе - демократизации общества.

Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют  одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство  правового положения субъектов.

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор  субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление  факта ее образования в Основном Законе страны).

Если федерация - это союзное  государство, то конфедерация - это "государственный  союз государств". То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового  союза [4].

Конфедерации свойственны  следующие черты:

1. Создается для достижения  определенных целей, отвечающих  интересам государств, образовавших  конфедерацию (целей политических, военных, экономических);

2. Создание конфедерации  закрепляется, как правило, договором;

3. Каждый субъект конфедерации  полностью сохраняет свой суверенитет.  На конфедерацию в целом суверенитет  не распространяется;

4. Члены конфедерации  обладают правом выхода из  конфедерации на основе юридически  обоснованного одностороннего волеизъявления  и правом нуллификации, то есть  отмены действия актов органов  конфедерации на своей территории;

5. Неустойчивость, переходный  характер: конфедерации либо распадаются  после достижения целей, ради  которых они создавались, либо  превращаются в суверенное государство  - унитарное или федеративное;

6. У конфедерации есть  свои органы управления (один  или несколько), но она не имеет  общей конституции, у нее нет  единых законодательных органов,  единой судебной системы, единого  гражданства, единой армии, единой  системы налогов, бюджета, денежной  единицы. А конфедеративные органы  лишь координируют действия членов  конфедерации.

Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты  Северной Америки, которые в 1787 г. создали  федеративное государство - США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848 г. существовала такая  конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию.

Монархические государства  могут быть объединены в унии - личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

Проблема территориальной  организации власти характерна именно для государственно-организованного  общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как  это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а  опосредствованно - через организацию  государством социально-производственного  процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку  они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся но территориальному принципу [5].

 

1.2 Государственная власть  и особенности ее организации

 

Конституционные нормы, содержащие термин "государственная власть" обычно немногословны. К тому же определение "государственная" отсутствует, говорится  просто о власти или о суверенитете народа. Эти краткие формулировки получают развитие во многих главах и  статьях основных законов, в текущем  законодательстве о целях государственной  политики, о системе органов государственной  власти, о системе органов государства  и их взаимоотношениях и др. В  своей совокупности они образуют институт государственной власти.

Государственную власть следует  отличать от политической, т. к. политическая власть не всегда является государственной. Обобщение конституционно-правовых норм на мировом уровне свидетельствует  о том, что структура конституционно-правового  института государственной власти складывается из различных норм, образующих его элементы. Это:

1) положения об источнике  государственной власти и ее  социальных носителях, субъектах  (в большинстве конституций это  народ);

2) положения о характере  государственной власти;

3) положения о целях  и принципиальных направлениях  деятельности государственной власти;

4) положения о структуре  государственной власти (разделение  властей);

5) положения об органах,  осуществляющих государственную  власть;

6) положения о путях,  формах, методах осуществления государственной  власти.

Рассмотрим названные  элементы более подробно.

Нормы об источнике государственной  власти и ее социальных носителях  в большинстве конституций ограничиваются положениями о принадлежности власти народу. К ним примыкают нормы  о демократическом и социальном государстве. Иначе решается этот вопрос конституциями стран тоталитарного  социализма, где принята концепция  власти трудящихся. В конституциях, дарованных монархами, обычно провозглашается, что власть исходит от монарха, а  в конституциях мусульманских государств говорится, что суверенитет принадлежит  Аллаху, а народ является лишь исполнителем его воли [6].

Исходя из вышесказанного можно утверждать, что если источник и субъект власти – народ, то формирование органов, выражающих его волю, должно основываться на принципах всеобщего избирательного права, какие-либо ограничения тех или иных социальных групп в избирательных правах недопустимы. Если же власть принадлежит определенному классу или трудящимся, то такие ограничения не только допустимы, но и необходимы.

Информация о работе Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК