Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных принципов построения системы государственного управления, форм государственного устройства, функций и задач основных органов власти.
Задача курсовой работы – исследовав особенности государственного устройства Республики Казахстан, выявить пути совершенствования и повышения эффективности их функционирования.

Работа содержит 1 файл

Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК Камалов Мирас.docx

— 72.56 Кб (Скачать)

Политические партии и  выборы. Работа парламента в значительной мере зависит от распределения влияния  между партийными группами. ЛДП, созданная  в 1955 в результате слияния Либеральной  и Демократической партий, удерживала власть с момента возникновения  и до 1993. Затем были крупный финансовый скандал и вотум недоверия, в  результате чего ЛДП потеряла контроль над палатой представителей. Семь оппозиционных партий объединили усилия для завоевания большинства депутатских мест и добились права сформировать кабинет министров. Эта коалиция включала широкий спектр политических направлений: от социалистов и коммунистов слева, демократических социалистов и Комэйто в центре до реформистски настроенных консерваторов, ранее состоявших в ЛДП и покинувших ее, чтобы создать Партию новой Японии и Партию обновления Японии. Следующий этап в японской политике начался, когда новое поколение лидеров призвало к пересмотру избирательной системы и практики финансирования избирательных кампаний.

В некоторой степени на позициях партий в парламенте отражаются особенности электоральной системы. До внесения в нее изменений в 1996 метод избрания в нижнюю палату носил уникальный характер: избирательные  округа направляли от 2 до 6 (большинство  от 3 до 5) депутатов. Таким образом, крупным  партиям приходилось выдвигать  несколько кандидатов, которые на выборах должны были соперничать  с членами не только других, но и  своих партий. В результате принадлежность к определенной политической партии перестала играть решающую роль. Целями введения новой избирательной системы  были ликвидация коррупции, переориентация симпатий избирателя с конкретного  лица на политическую партию, а также  уменьшение роли фракций в формировании кабинета и осуществлении государственной  линии. Нынешняя избирательная система  отдает преимущество ЛДП. В городских  районах в парламент направляют одного депутата от 250–350 тыс. избирателей, в то время как в сельских районах  – всего от 130–140 тыс. человек.

Франция. Хотя Франция общепризнано считается смешанной республикой стремление к дальнейшей концентрации власти в руках главы исполнительной власти является одной из основных тенденций в конституционной сфере.

Во Франции утвердилась  концепция "рационализированного парламентаризма", в системе которого парламенту отдается одно из последних мест. Эта концепция, воплощенная в положениях Конституции 1958 г., заключается в прямом определении  вопросов, относящихся к компетенции  парламента, и тем самым ограничении  его компетенции; в предоставлении правительственной власти широких  возможностей для воздействия на парламент. Права, предоставляемые  гражданам республики, перечислены  в Декларации прав 1789 г., а также  в преамбуле Конституции 1946 г. Список включает в себя все основные личные, политические и экономические права  и свободы, считающиеся "традиционными" для развитых западных государств. Однако специфика Франции как  государства, в прошлом бывшем колониальной державой, и до сих пор сохраняющего в своем составе 4 "заморских департамента" и 2 "территориальные единицы" с особым статусом, потребовала особого включения в список прав наций и народов входящих в состав Французской республики: равенство прав и обязанностей наций, составляющих французский народ; право на их самоопределение и равный доступ к культурным и иным ценностям, а также свободный доступ к общественным должностям [14].

В разделе I к этим Франция  провозглашается "...неделимой, светской, демократической и социальной республикой", также здесь декларируется право  политических партий на свободное осуществление  своей деятельности в рамках законов. Установление правил, касающихся гражданских  прав и основных гарантий, отнесено статьей 34 к компетенции парламента. Несомненно, наиболее важным из институтов государственной власти во Франции  является президент. Его правовому  положению посвящен раздел II Конституции. Полномочия президента во всех сферах государственной и общественной жизни чрезвычайно обширны. Часть  из них требует министерской контрассигнации, а наиболее важные осуществляются президентом  лично. Президент наделен правом законодательной инициативы, причем в случае несогласия с принятым законом, президент имеет право потребовать  повторного обсуждения этого закона или отдельных его частей, "в  котором ему не может быть отказано", он же промульгирует принятые парламентом законы. Президент также имеет право передать определенные виды законопроектов на референдум_. Назначение и смещение премьер-министра осуществляется президентом, и он же принимает отставку правительства. Являясь главнокомандующим вооруженных сил, президент председательствует в различных комитетах национальной обороны. На практике президент обладает большими правами, чем указано в Конституции: несмотря на то, что Конституцией закреплена парламентская ответственность правительства, в настоящее время стал бесспорным конституционный обычай об ответственности правительства перед главой государства; президент активно вмешивается в подбор кандидатов на министерские посты. Однако по ст. 16 полномочия президента могут быть значительно расширены в период чрезвычайного положения, вводимого самим президентом - правда после консультации с премьер-министром, обоими председателями палат парламента и консультационным советом. В течение срока действия чрезвычайных полномочий в руках президента сосредотачивается вся полнота власти, однако при этом он теряет право на роспуск нижней палаты парламента - Национального собрания.

Законодательный орган Франции - парламент - со времени установления Пятой республики стал играть относительно небольшую роль в политической жизни страны. И все же формально парламент Франции обладает правом контроля за деятельностью правительства. Палаты могут образовывать комиссии, проверяющие деятельность отдельных министерств. Контроль за соблюдением Конституции осуществляет Конституционный совет, состоящий из 9 человек, назначаемых (по 3) президентом, председателем Сената и председателем Национального собрания. Во Франции применение конституционного надзора носит обязательный характер, то есть любой принятый закон поступает в конституционный совет с целью проверки его соответствия Конституции. Закон, признанный неконституционным не может быть ни обнародован, ни введен в действие - в отличие, от США, где на объявленный неконституционным акт лишь запрещается ссылаться в суде [15].

Опыт этих стран в организации  государственного устройства полезен  для Казахстана, так как государственная власть в них осуществляется на высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В КАЗАХСТАНЕ

 

2.1 Государственное устройство  в Казахстане

 

Принципы государственного устройства Республики Казахстан отражены в Конституции страны, которая  является ее Основным законом.

За годы независимости  в Казахстане были приняты две  Конституции, первая из которых вступила в силу в 1993 году. Однако уже к  середине 90-х годов назрела объективная  необходимость усиления исполнительной власти, способной оперативно реагировать  и управлять процессами в экономической  и политической жизни страны. В  результате 30 августа 1995 года была принята  новая, ныне действующая Конституции  Республики Казахстан. Тем не менее, логика и динамика последующего развития страны настоятельно требовали приводить  отдельные нормы основного закона в соответствие с интересами дальнейшего  политического и экономического развития Казахстана. Это стало одной  из основных причин внесения во второй половине 1990-х годов дополнительных поправок в Конституцию страны.

Последняя крупномасштабная конституционная реформа была предложена и осуществлена Президентом РК Н.А.Назарбаевым  в 2007 году. В результате реформы структура  государственной власти в Казахстане претерпела существенные изменения. Эти  изменения позволяют характеризовать  Казахстан как демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы [16].

По Конституции Казахстан  является унитарным государством, с  президентской формой правления. Унитарный  характер государственного устройства нашей страны не предполагает наличия  внутри республики иных национально-государственных  или автономных образований.

Президент является главой государства и его высшим должностным  лицом, определяющим основные направления  внутренней и внешней политики страны.

Одним из основополагающих принципов Конституции РК является принцип народного суверенитета. Согласно данному принципу единственным источником государственной власти в Казахстане является народ. Власть осуществляется народом через республиканский  референдум и свободные выборы, или  делегируется государственным органам.

В Казахстане принят и успешно  функционирует базовый демократический  принцип разделения властей на три  ветви: исполнительную, законодательную, и судебную. Согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и их ответственность перед народом обеспечивает президент республики, как глава государства [17].

Сам президент избирается на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет и  не может находиться у власти более  двух сроков подряд. Однако данная конституционная  норма не распространяется на Первого Президента РК Н.А.Назарбаева ввиду его выдающихся заслуг в построении независимого Казахстана. Все вышеуказанные положения Основного закона, касающиеся сроков пребывания президента у власти и количества президентских сроков для первого Главы Казахстана, стали результатом конституционной реформы 2007 года и вступят в силу только с 2012 года.

Высшим органом исполнительной власти в Казахстане является правительство, которое возглавляет систему  исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Главой правительства является премьер-министр, который вносит президенту страны предложения  о составе и структуре кабинета министров. В своей деятельности правительство несет ответственность  перед президентом страны, а в  случаях, предусмотренных Конституцией, - перед парламентом. Премьер-министр  назначается президентом страны после консультаций с фракциями  политических партий, представленных в нижней палате (Мажилис) Парламента и получения их согласия в отношении  предлагаемой кандидатуры премьера [18].

На примере процедуры  назначения премьер-министра Казахстана можно убедиться как велико влияние  политических партий в системе государственной  власти. Данный факт наглядно демонстрирует  наличие в республике многопартийной системы, в условиях которой партии, обладающие реальным влиянием, активно  участвуют в политической жизни  государства. При этом сам характер выборного процесса в парламент  Казахстана свидетельствует о высоком  уровне политического плюрализма в  казахстанском обществе.

Высшим представительным органом в Казахстане является постоянно  действующий профессиональный двухпалатный парламент, который осуществляет законодательные  функции. Верхнюю палату парламента - Сенат, образуют депутаты, представляющие по два человека от каждой области  страны, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются  Президентом Республики Казахстан  с учетом необходимости обеспечения  представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Нижняя палата парламента - Мажилис  состоит из 107 депутатов, 98 из которых  избираются по партийным спискам  из числа партий, прошедших в парламент  в результате выборов. Еще 9 депутатов  нижней палаты избираются Ассамблеей народа Казахстана, которая имеет  статус конституционного органа. Срок полномочий депутатов Сената составляет шесть лет, а полномочий депутатов  Мажилиса - пять лет.

Что касается Ассамблеи народа Казахстана, то конституционный статус данного органа является данью той  важной роли, которую играет Ассамблея  для обеспечения стабильности государства. В нашей республике проживают  представители более 120 национальностей. В этих условиях Ассамблея народа Казахстана играет значительную роль в достижении межэтнического согласия и устойчивого развития межнациональных  отношений в стране. Успешная деятельность Ассамблеи в этой крайне чувствительной и деликатной сфере делает ее важным элементом политической системы  страны [19].

Высшей инстанцией в республике, представляющей судебную ветвь власти, является Верховный суд. Данный орган  государственной власти осуществляет надзор за деятельностью местных  и других судов в предусмотренных  законом процессуальных формах, а  также дает разъяснения по вопросам судебной практики. В Казахстане многое делается для обеспечения независимости  судебной системы. Одним из примеров, предпринимаемых в этом направлении  усилий, является учреждение в нашей  стране института уполномоченного  по правам человека. Наряду с этим нужно  отметить набирающий обороты процесс  гуманизации уголовного наказания, введенный мораторий на смертную казнь и присоединение Казахстана к международным конвенциям по правам человека. Помимо Верховного суда, другими государственными органами Казахстана, ведающими законодательно-правовыми вопросами, являются Конституционный совет, Генеральная прокуратура и Министерство юстиции Республики Казахстан [20].

В целом, за 18 лет независимого развития все изменения в государственном  устройстве Казахстана были связаны  с постепенной и последовательной демократизацией казахстанского общества и политической системы страны. И  потому не будет преувеличением сказать, что современный Казахстан состоялся  как динамично развивающееся  демократическое государство, открытое для широкого равноправного сотрудничества с другими странами мира.

 

2.2 Система органов государственной  власти

 

Система органов государственной  власти - это совокупность высших и  местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система органов государственной власти состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных), органов исполнительной власти, органов судебной власти.

Органы законодательной  власти состоят из:

- Парламента Республики  Казахстан;

Информация о работе Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК