Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных принципов построения системы государственного управления, форм государственного устройства, функций и задач основных органов власти.
Задача курсовой работы – исследовав особенности государственного устройства Республики Казахстан, выявить пути совершенствования и повышения эффективности их функционирования.

Работа содержит 1 файл

Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК Камалов Мирас.docx

— 72.56 Кб (Скачать)

Наконец, когда по конституциям власть исходит от монарха, то представительные органы, если они есть, имеют только консультативное значение (Кувейт), широко используются такие структуры, которые заменяют отрицаемые фундаменталистской мусульманской доктриной выборные народом органы.

Положения об источнике и  социальных субъектах государственной  власти непосредственно связаны  с другим элементом этого института - с нормами о ее характере. При использовании концепции народа как источника и субъекта власти в конституционном праве отсутствуют оценки ее классового характера, положения о привилегированных классах рассматриваются как антиконституционные, а пропаганда идей верховенства какого-либо класса, его властвования (например, концепция диктатуры пролетариата) иногда запрещена законами. На деле, однако, реальная ситуация часто расходится с конституционными нормами о власти народа. В развитых капиталистических странах реальные рычаги власти находятся в руках политической элиты, а опорой государственной власти обычно является "средний класс", стремящийся к стабильности и порядку.

Другой подход к вопросу  о социальных субъектах государственной  власти существует в конституционном  праве тоталитарных социалистических государств и был принят в странах  социалистической ориентации. Перечень классов и социальных слоев, чьи  интересы по тексту конституций выражает государство, находит свое естественное продолжение в концепции социальной диктатуры, т. е. власти определенного  класса или блока классов и  социальных слоев.

Еще более широкое значение концепция власти-диктатуры получила в прежних конституциях стран  социалистической ориентации, где иногда использовался термин "революционно-демократическая  диктатура". Речь шла о власти разнородного блока социальных сил, в состав которого включались все  патриотические классы и слои населения, в основном союз рабочих и крестьян.

На деле в странах тоталитарного  социализма властные рычаги были сосредоточены  в руках иерархической структуры  органов правящей коммунистической партии, директивам которой подчинялись  советы, осуществлявшие по конституции "полноту власти", а в странах  социалистической ориентации власть была сосредоточена в руках узкой  верхушки руководителей и еще  больше персонализирована [7].

Положения о целях и  направлениях деятельности государственной  власти как элемент рассматриваемого конституционно-правового института  присущи большинству конституций  мира. В конституциях прежних эпох они ограничивались краткими формулировками о заботе и благе народа, но в современных конституциях содержатся развернутые формулировки. Так, в конституции Италии 1947 г. говорится о задаче устранять препятствия, которые мешают участию трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны.

Конституционные положения  о структуре власти обусловлены  общим концептуальным подходом к  типу политической системы в данной стране. В условиях плюралистической системы основные законы закрепляют принцип разделения властей, тоталитарная система исходит из принципа единства власти. Оба эти подхода могут  находить различное выражение в  системе органов государства. Если принята концепция разделения властей, то государственные органы строятся в зависимости от их характеристики как законодательных, исполнительных и судебных. Другой подход существует в странах тоталитарного социализма и был принят в некоторых странах "социалистической ориентации": органами государственной власти в специальном, конституционно-правовом значении этого  понятия считались только представительные органы типа советов.

Последний элемент института  государственной власти - нормы, характеризующие  методы ее деятельности. В теории государства  и права принято обычно различать  методы либерализма (убеждения, демократические методы) и насилия (принуждения, авторитарные методы).

Разделение властей. Возникновение  теории разделения властей связано  с борьбой крепнувшей буржуазии  против феодального абсолютизма. Стремясь к ограничению королевской власти, идеологи буржуазии выдвинули тезис  о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Предполагалось, что первая будет вручена избираемому народом парламенту, вторая - главе государства, под которым буржуазия в то время подразумевала наследственного монарха; считалось, что ему будут подчинены министры. Судебная власть должна была осуществляться независимыми судами.

Теория разделения властей  отнюдь не предполагает создания стены  между различными ветвями власти. Да это и невозможно, Т. К. речь идет о едином институте, единой государственной  власти. Единство государственной власти при необходимом разграничении  ее ветвей порождает переплетение некоторых  элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Акты с названием "законы" вправе принимать за редкими  исключениями только представительный орган народа - парламент, олицетворяющий законодательную власть.

В сферу законотворчества иногда вмешивается исполнительная и судебная власть. В свою очередь  парламент тоже может осуществлять отдельные исполнительные и судебные функции.

В связи с данным взаимопроникновением ветвей власти концепция разделения властей в получила еще два важных дополнения: положения о необходимости баланса властей и о системе сдержек и противовесов. Еще "отцы конституции США" стремились к уравновешиванию ветвей власти, с тем, чтобы ни одна из них не была такой, которая могла бы возвыситься над другой, подавлять другие. Их скоординированность получила название баланса властей [8].

Те же цели имеет система сдержек и противовесов: каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую

Единство власти не исключает  различий в способах осуществления  государственной власти теми или  иными органами государства. Но по принципиальным вопросам государственной политики все ветви власти должны действовать  согласованно, иначе невозможно управлять  обществом - альтернативой этому  являются анархия и распад.

Идеологическое обоснование  необходимости единства власти появилось  задолго до возникновения теории разделения властей и имело персонифицированный  характер. Новый аспект идее единства власти был придан сочинениями некоторых французских просветителей, подходивших к этому вопросу скорее с социологических, чем с организационно-правовых позиций.

Идея единства власти неоднозначна. Она имеет три разных аспекта : социальное единство власти, что проистекает из единства природы господствующих в обществе социальных групп; единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов; единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов, обусловленное необходимостью согласованного управления обществом; организационно-правовое единство, когда отвергается разделение властей и органами государственной власти признается только определенный вид органов.

Социальное единство власти обеспечивалось принадлежностью власти народу или определенному блоку  сил. Эта трактовка допускает  конституционно признанные противоречия в таком единстве, что находило выражение в формулировке "союз и борьба одновременно".

Единство принципиальных целей и направлений деятельности государственных органов – получило свое выражение в закреплении  приоритетных целей государства. Без  такого целеполагания невозможна ориентация общественного развития.

Организационно-правовой аспект единства государственной власти наиболее детально закреплен в конституциях стран тоталитарного социализма и разработан в марксистско-ленинском  правоведении. Была принята концепция  советов как единственных органов  государственной власти снизу доверху. Однако реальная власть принадлежала органам коммунистической партии, центральные  органы которой принимали важнейшие  государственные решения, послушно одобрявшиеся парламентами на их кратковременных  заседаниях [9].

Таким образом, две основные модели - разделение властей и их единство - не являются абсолютными. Разделение властей требует единства государственной политики, единства действий всех ветвей власти по принципиальным вопросам общественного развития, а единство власти не исключает разделения труда между различными органами государственной власти. Наиболее четко данные положения выражены в конституции Казахстана 1995 г., где сказано: "Государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов".

Государственную власть и  государство нельзя отождествлять, это не одно и то же. Государственная власть – это способ руководства обществом, а государство - способ организации общества Государственная власть – это атрибутивный признак государства, его необходимый элемент как системного образования, поскольку фундаментальные признаки государственно организованного общества: государственная власть, государственный народ, государственная территория. Государство – это организация общества как единого целого, управляемого специальным аппаратом власти, распространяющейся на все население страны и ее территорию [10].

 

1.3 Опыт организации государственной  власти зарубежом

 

Рассматривая опыт зарубежных стран по организации государственной  власти я выделил 3 страны, особенности которых были бы полезны для Казахстана. Это Швеция, Япония и Франция.

Швеция является конституционной  монархией. Главой государства является король. Государство управляется  правительством во главе с премьер-министром, который выбирается парламентом  — риксдагом. Парламент переизбирается всеобщим голосованием каждые четыре года. Нынешним королём Швеции с 1973 года является Карл XVI Густаф.

Исполнительная власть принадлежит  парламенту, законодательная — делится  между парламентом и правительством. Судебная власть Швеции является независимой.

Правительство Швеции придерживается принципов парламентаризма (юридически с 1975, а фактически с 1917 года).

Местное управление. В Швеции традиционно сложилась влиятельная  система местного управления. Страна разделена на 24 лена, а те в свою очередь – на 286 общин. Город Стокгольм  объединяет функции лена и общины. На обоих уровнях управление осуществляется советом, который избирается сроком на четыре года, причем повседневные дела выполняются исполнительным комитетом. Губернаторы ленов назначаются  центральным правительством, но их власть имеет условный характер. Почти 75% бюджета ленов расходуются  на здравоохранение; муниципалитеты примерно половину средств тратят на образование и социальные нужды. Около 1,1 млн. человек (95% всех государственных служащих) заняты в органах местного управления, бюджеты которых составляют 25% ВВП. Эти средства поступают за счет подоходных налогов, взимаемых в ленах и общинах, а также за счет перечислений от центрального правительства [11].

Судебная система. Вся  система судопроизводства сходна с  английской или американской, за исключением  того, что институт присяжных используется только при рассмотрении дел, связанных  с клеветой в печати, и уголовных  дел в судах низшей инстанции. В этих случаях судьям помогают от двух до пяти присяжных заседателей, избираемых городскими или сельскими  советами сроком на три года. Они  могут отклонить приговор суда и  высказать особое мнение при вынесении  приговора. В стране насчитывается 97 окружных судов, 6 апелляционных судов  и верховный суд. Имеются также  специальные суды, которые рассматривают  тяжбы о недвижимости и аренде, а также административные дела. Судебный поверенный по гражданским делам  и трое других поверенных назначаются  Риксдагом для рассмотрения претензий, предъявляемых к судьям и гражданским  чиновниками, для контроля деятельности судов и для защиты прав военнослужащих. Министр юстиции решает дела от имени  правительства. Смертная казнь была отменена в 1921, исключение составляют некоторые преступления, совершенные  во время войны. Внешняя политика Швеции основана на строгом нейтралитете и неприсоединении к любым  военным блокам. Швеция играла важную роль в деятельности многих международных  организаций, особенно ООН. Шведские войска принимали участие в проводившихся  под эгидой ООН операциях в  Африке, на Ближнем Востоке и в  Восточной Азии. Швеция поддерживает самые тесные связи с другими  скандинавскими странами по линии Северного  совета. Швеция – член Организации  экономического сотрудничества и развития и Совета Европы. Она с самого начала вошла в состав Европейской  ассоциации свободной торговли. После  одобрения на национальном референдуме 1994 Швеция в 1995 вступила в Европейский  союз. Долгое время Швеция уделяла  большое внимание связям с новыми государствами Африки и Азии, ежегодно выделяя на их развитие 1% национального  дохода. С 1991 размеры этой помощи были сокращены. Шведское правительство  выражало готовность отказаться от политики нейтралитета в связи с планами интеграции Европы [12].

Япония. Как известно, Япония является конституционной монархией. При данном государственном строе  Император осуществляет определенные церемониальные функции и служит «символом государства и единства нации», но юридически Император безвластен и лишен права голоса в вопросах управления государством. Император  подписывает решения кабинета министров, официальные документы, законы и  международные договоры, заверяет назначения министров и других высших должностных лиц, принимает иностранных послов и т.п.

Конституция Японии была принята  парламентом страны и вступила в  силу 3 мая 1947. До настоящего времени  в неё не было внесено ни единой поправки, хотя по поводу части статей уже выражалось недовольство. Если же дело дойдёт до внесения поправок в  конституцию, то для того, чтобы это  стало возможным необходимо согласие 2/3 общего числа каждой из двух палат  парламента, а также – согласие большинства населения, которое  выражается на всенародном референдуме.

Законодательная власть. Законодательную  инициативу в Японии во многих случаях  проявляют чиновники. Когда назревает  необходимость пересмотра существующих законов или введения новых, они  готовят соответствующие законопроекты, которые затем рассматриваются  правительством и в случае одобрения  представляются парламенту.

Парламент состоит из двух палат: верхней (палата советников) и нижней (палата представителей). Нижняя палата насчитывает 500 депутатов, 300 из которых избираются в одномандатных округах и 200 – от партий по системе пропорционального представительства в 11 избирательных округах. Срок полномочий депутатов нижней палаты – четыре года, но в ряде случаев он может быть сокращен. Палата советников насчитывает 252 члена, которые избираются на шесть лет.

Значительная часть законодательной  работы в обеих палатах парламента осуществляется комитетами. Назначение депутатов зависит от степени  влияния политических партий. Председателями в комитетах являются представители  партии-фаворита, имеющей большинство  в парламенте. Ход заседаний носит  довольно оживлённый характер и как и везде члены оппозиции могут задавать самые каверзные вопросы.

Когда законопроект получает поддержку в комитете, по нему проводится голосование всей палатой. Одобренные палатой документы направляются в палату советников.

Исполнительная власть. За национальную и внешнюю политику Японии отвечают премьер-министр и  его кабинет, состоящий из министров  и государственных министров. Члены  кабинета возглавляют министерства и специализированные управления и как правило избраны в парламент. В состав кабинета министров входят также министр кабинета (управляющий делами правительства) и глава законодательного бюро (органа, через который проходят все законопроекты). В министерствах и управлениях работают чиновники, назначаемые по результатам специальных конкурсных экзаменов [13].

Информация о работе Особенности государственного устройства и центральные органы власти РК