Особенности формирования и реализации функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования представленной работы – функции государства, а также формы и методы их осуществления.
Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций.
Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие понятия и признаков функций государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрытие понятия функций государства и определение признаков функций государства;
- характеристика функций государства на основе критериев классификации;
- рассмотрение форм и методов осуществления функций государства.
Работа выполнена с использованием нормативно-правовых актов.

Содержание

Глава I: Особенности формирования и реализации функции государства
1.1 Формирование функций государства
1.2 Понятие и признаки функций государства
1.3 Классификация функций государства
1.4 Формы осуществления функций государства
1.5 Методы осуществления функций государства
Глава II: Характеристика и реализация социальной функции на примере Челябинской области
2.1 Характеристика социальной функции
2.2 Направления деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области
2.3 Показатели реализации социальной функции за 2011 год в Челябинской области

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по СГМУ.docx

— 57.63 Кб (Скачать)

4) метод поощрения  - средства, побуждающие определенных  лиц следовать тому или иному  варианту поведения путем использования  стимулирующих (моральных или  материальных) средств; 

5) метод информационного  влияния на общество - оповещение  населения о принятых нормативных  правовых актах, государственных  решениях и т.д. 

6) метод нормативно-правового  регулирования. Используя этот  метод, государство закрепляет  конкретные права и обязанности  участников общественных отношений  в законодательных актах. 

7) метод надзора  и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и принятых в данном государстве. Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры, такие как прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, а также охотнадзор, гостехинспекция. И снова следует отметить, что деятельность этих структур также строго регламентирована Законом, что должно способствовать исключению произвола в их действиях. [20]

Существует  и иная классификация методов  осуществления функций государства. Можно выделить:

- централизованный  метод означает, что государство  устанавливает единые правила  на всей территории, не допускает  самостоятельности субъектов государства.  Этот метод обычно связан с  жестко централизованным правовым  регулированием, когда все сферы  охватываются регулированием сверху; это метод единообразного осуществления  власти, жесткой властной деятельности.

- децентрализованный метод представляет собой осуществление власти на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов.

- рекомендательный  метод. В его основе лежит  идея о том, что любую деятельность  лучше выполняют профессионалы;  государство - организация, специально  созданная для управления, она  осуществляет его профессионально,  из чего делается вывод, что  государство лучше справится  с функцией управления, чем структуры,  работающие не на профессиональной  основе. Поэтому государство вправе  разрабатывать рекомендации, выполнение  которых позволит добиться каких-либо  социально значимых целей. Так,  государство может разрабатывать  примерные планы развития той  или иной области государства  или отрасли экономики, типовые  уставы, положения, правила, использование  которых позволит эффективнее  реализовать поставленную задачу. Особенность данного метода - он  не обязателен для исполнения, но обязателен для ознакомления  субъектами, которым они адресованы.

- поощрительный метод заключается в том, что государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов. [12]

      Государство для выполнения своих  функций создает систему государственных  органов (механизм государства), которые в совокупности образуют  государственный аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица. Он  представляет собой надлежаще  организованный, четко слаженный  сложный политический механизм, который включает в свой состав  многочисленные и разнообразные  органы. Каждый из органов имеет  определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение  которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных  рамках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II: Характеристика и реализация социальной функции на примере Челябинской области

2.1 Характеристика  социальной функции

 

Социальная  функция многообразна по содержанию и  масштабна  по  объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное  благополучие, создать  равные возможности для всех граждан  в его достижении.

Многие  государства характеризуют себя социальными. Это означает,  что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах,  кто в силу каких-либо  причин  не  в   состоянии   обеспечить   для   себя   нормальное существование,  достойное   человека.   Государство   проводит   мероприятия направленные  на  защиту  от  безработицы,  проявляет заботу  о   детях   и нетрудоспособных людях.

      Так  в  Конституции  Российской  Федерации в  частности  сказано: «Каждому  гарантируется  социальное  обеспечение  по  возрасту,   в   случае болезни, инвалидности, потери кормильца,  для  воспитания  детей  и  в  иных случаях предусмотренных законом». [21]

В Российской Федерации финансируются федеральные  программы  охраны  и укрепления   здоровья    населения,    принимаются    меры    по    развитию государственной, муниципальной, частной систем  здравоохранения,  поощряется деятельность,  способствующая   укреплению   здоровья   человека,   развитию физической    культуры    и    спорта,    экологическому    и     санитарно - эпидемиологическому  благополучию.

Поощряются    добровольное    социальное     страхование,     создание дополнительных форм социального  обеспечения  и  благотворительность.  Кроме этого  в РФ принят ряд важнейших законов  и  других  актов,  направленных  на социальную защиту отдельных категорий  граждан, например: жертв  политических репрессий, малообеспеченных граждан, ветеранов и др.

Таким образом, государство  принимает  различные  меры  для  повышения жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место  принадлежит  проведению государственной  политики в области образования,  науки,  культуры,  здоровья граждан. В  указанных  сферах  социальная  функция  осуществляется  в  форме государственной поддержки (финансовой,   материальной,  программной  и  др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а  так  же  учреждений культуры.  Что  касается  управления  и  организации  их  работы,   то   они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства  здесь недопустимо.

      Общество в целом и государство   заинтересованы  в том,  чтобы каждый гражданин имел  образование,  соответствующее принятому   стандарту.   Без образования в настоящее время немыслимо активное  участие   граждан   в общественной  жизни,  в производстве,  во   всех   сферах   государственной деятельности, в связи, с чем во  многих  государствах  образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает  для  граждан свободу  творческой  деятельности.  Не  может  быть  сильного,  процветающего  государства без  уважения и сохранения исторических традиций  и  культурного  наследия. Воспитание граждан в духе  патриотизм,  уважения  к  историческому  прошлому - непременная составная  часть воспитательного процесса. Большое  значение  имеет   правовое   воспитание.   Каждый   гражданин  Российской  Федерации  обязан  знать  законы  своего  государства  и  строго соблюдать их. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Направления деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области

 

 Основной  задачей Управления является  реализация вопросов местного  значения в сфере социальных  отношений, а также в рамках  переданных органам местного  самоуправления отдельных государственных  полномочий реализация на территории  муниципального образования единой  государственной социальной политики  в сфере социальной защиты  населения (предоставления мер  социальной поддержки, оказания  государственной социальной помощи, социального обслуживания населения)  муниципального района.

Управление  в соответствии с возложенной  на него основной задачей осуществляет следующие функции:

- разрабатывает  проекты муниципальных правовых  актов по вопросам местного  значения в сфере социальных  отношений, а также по вопросам  осуществления отдельных государственных  полномочий в сфере социальной  защиты населения, переданных  органам местного самоуправления;

-  осуществляет  реализацию следующих  вопросов  местного значения:

1) решение  вопросов по опеке и попечительству  в части компетенции органов  социальной защиты населения;

2) участие  в разработке предложений совместно  с заинтересованными структурами  муниципального района по вопросам  обеспечения беспрепятственного  доступа инвалидов к информации  и объектам социальной инфраструктуры;

- осуществляет  реализацию следующих отдельных  государственных полномочий в  сфере социальной защиты населения,  переданных органам местного  самоуправления муниципального  образования федеральными законами  и законами Челябинской области:

1) возмещение  специализированной  службе по  вопросам похоронного дела стоимости  услуг  по погребению, либо  выплата социального пособия  на погребение лицам, взявшим  на себя обязанность осуществить  погребение умершего,  в случаях,  если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности;

2) оценка  нуждаемости населения в различных  мерах социальной поддержки, государственной  социальной помощи и социальном  обслуживании;

3) участие  в разработке и реализации  программ Челябинской области  в сфере социальной защиты  населения;

4) организация  и ведение на территории муниципального  образования дифференцированного  учета численности лиц, имеющих  право в соответствии с законодательством   Российской Федерации и Челябинской  области на меры социальной  поддержки, государственную социальную  помощь и социальное обслуживание; формирование и поддержка персонифицированного  банка данных лиц, имеющих право  в соответствии с действующим  законодательством на меры социальной  поддержки, государственную социальную  помощь и социальное обслуживание; формирование личных дел на указанных лиц;

5) определение  наличия права заявителей на  получение документов о праве  на льготы, сбор (оказание содействия  в сборе) необходимых документов, анализ и подготовка документов  для представления в Министерство  социальных отношений Челябинской  области (далее именуется - Министерство), получение и вручение заявителям  документов о праве на льготы;

6) участие  в обеспечении реализации отдельных  мер социальной поддержки, установленных  законодательством Российской Федерации  и Челябинской области, путем:

заключения  договоров с организациями, предоставляющими льготы;

сбора, обобщения  и направления в Министерство отчетности от организаций, предоставляющих  льготы;

заключения  с организациями (почтамтами Управления Федеральной почтовой связи Челябинской  области – филиала ФГУП «Почта России» и финансово-кредитными организациями) договоров о доставке, выплате и зачислении на счета  по вкладам получателей компенсационных  и иных денежных выплат;

определения права граждан на компенсационные  и иные денежные выплаты, организации  и осуществления своевременного назначения, перерасчета и выплаты компенсационных и иных денежных выплат, в том числе: гражданам, имеющим детей, лицам, награжденным знаком «Почетный донор России (СССР)», гражданам, при возникновении у них поствакцинальных осложнений, детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих в связи с выполнением задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северокавказского региона, гражданам, пострадавшим от радиационных воздействий, членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг;

определения наличия права граждан на выплату  пенсии по случаю потери кормильца  в соответствии с Законом Челябинской  области от 26 июня 2003 г. N 167-ЗО "О  социальном обеспечении родителей  военнослужащих, погибших (умерших) при  исполнении обязанностей военной службы или умерших вследствие военной  травмы после увольнения с военной  службы", сбор (оказание содействия в сборе) необходимых документов, анализ и подготовка документов для  представления в Министерство;

взаимодействия  с органами исполнительной власти Челябинской  области, территориальными органами федеральных  органов исполнительной власти, расположенными на территории Челябинской области, иными организациями по вопросам предоставления отдельных мер социальной поддержки (в том числе, направление  необходимых запросов);

Информация о работе Особенности формирования и реализации функции государства