Особенности формирования и реализации функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования представленной работы – функции государства, а также формы и методы их осуществления.
Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций.
Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие понятия и признаков функций государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрытие понятия функций государства и определение признаков функций государства;
- характеристика функций государства на основе критериев классификации;
- рассмотрение форм и методов осуществления функций государства.
Работа выполнена с использованием нормативно-правовых актов.

Содержание

Глава I: Особенности формирования и реализации функции государства
1.1 Формирование функций государства
1.2 Понятие и признаки функций государства
1.3 Классификация функций государства
1.4 Формы осуществления функций государства
1.5 Методы осуществления функций государства
Глава II: Характеристика и реализация социальной функции на примере Челябинской области
2.1 Характеристика социальной функции
2.2 Направления деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области
2.3 Показатели реализации социальной функции за 2011 год в Челябинской области

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по СГМУ.docx

— 57.63 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Московский  психолого-социальный институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по  дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»

 

на  тему: «Особенности формирования и реализации функции государства»

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Выполнила: студентка

                                                                          Группы 312/з

                                                                          Специальность ГМУ

                                                                          Антипина Виктория Сергеевна

                                                                         Проверила: Лушникова Т.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

 

 

Содержание

 

Введение

 

Глава I: Особенности формирования и реализации функции государства

1.1 Формирование функций государства

1.2 Понятие и признаки функций государства

1.3 Классификация  функций государства

1.4 Формы осуществления функций государства

1.5 Методы осуществления функций государства

 

Глава II: Характеристика и реализация социальной функции на примере Челябинской области

2.1 Характеристика социальной функции

2.2 Направления деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области

2.3 Показатели реализации социальной функции за 2011 год в Челябинской области

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая  государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий  по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно  определить как характерные особенности  государства, отличающие его от других элементов системы общества.

Вопрос  о функциях государства имеет  не  только  теоретическое,  но  и

практическое  значение. Он позволяет взглянуть  на государство  не  только  со стороны его формы, но и рассмотреть  его под углом зрения его  разносторонней деятельности, функционирования. С  помощью функций  представляется  возможным с  достаточно   высокой   точностью   определить   характер    деятельности государства, правильность выбора им на  том  или  ином  этапе  его  развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности. Особенно актуален этот вопрос для Российской Федерации  в период становления правового  государства, смены приоритетов  в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых  стратегических целей и задач.

Рассматриваемая в  настоящей  курсовой  работе  тема  приобретает  все большее  значение  в   новых   политических   условиях,   когда   Российское государство  начинает  создавать  свою   политическую   систему,   укреплять властную  вертикаль.

Объект  исследования представленной работы –  функции государства, а также  формы и методы их осуществления.

Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении  государственных функций.

Цель  курсовой работы – наиболее полное раскрытие понятия и признаков  функций государства, классификация  видов функций государства и  освещение форм и методов их осуществления.

 Для  достижения указанной цели поставлены  следующие задачи:

- раскрытие понятия функций государства и определение признаков функций государства;

-  характеристика  функций государства на основе  критериев классификации;

-  рассмотрение  форм и методов осуществления  функций государства. 

Работа  выполнена с использованием нормативно-правовых актов, применяемых при реализации государственных функций, в т.ч. Конституции  Российской Федерации, учебной литературы для юридических вузов. Также  при изучении выбранной темы использовалась справочная правовая система «Консультант Плюс» и «Гарант» в основном для получения информации о действующем законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I: Особенности формирования и реализации функции государства

1.1 Формирование функций государства.

      Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства. Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции. [2]

      В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

      На протяжении долгого времени в науке поддерживался искусственно классовый подход, не всегда обращалось внимание на особенность функционирования государства в интересах всего общества. Но в наше время можно с уверенностью сказать, что любое государство осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, социальных групп и слоев населения.

      Прежде всего, на функции оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений ХХв. (а теперь уже и ХХI). Это воздействие двояко. С одной стороны, появляются жизненно важные направления деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности, которая происходит от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений (ядерные технологии, генетика, медицинская биология, проблема клонирования). Также к числу факторов, влияющих на эволюцию функций государства, несомненно, можно отнести экологический фактор. Если современные государства не возьмут на себя обязанность поддерживать условия существования людей на своей территории, и не станет взаимодействовать с другими государствами, то в самое ближайшее время, по мнению А.Б.Венгерова, наступит неминуемый общественный коллапс, глобальный кризис. [4]

      Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетарного значения – еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций. В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время  более важным становится выделение глобальных функций государства,  характеризующих деятельность  современного  государства  в  экологической,  демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания  и  использования  ядерной, информационной технологий, в области защиты  прав  и  свобод  человека  и  в других   современных   глобальных   государственных   сферах   деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие  и признаки функций государства

 

Функциями   государства   называют   основные,   социально    значимые направления   его   деятельности,   выражающие   сущность   государства и соответствующие  главным  задачам  определенного  исторического  этапа  развития  общества,  а   также   механизм   государственного   воздействия   на происходящие в нем процессы. [9]

В функциях государства выражается его сущность, его  предназначение  и структура  государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется  в первую очередь его назначением  и  направлением  деятельности,  которую  оно осуществляет. Предназначение  государства,  проявляющееся  в  его  функциях, есть объективная  необходимость выполнения  общественно  полезной,  социально обусловленной деятельности. [10]

Иногда  понятие функций государства  ограничивается  представлением  об основных  направлениях  деятельности   государства   лишь   «по   управлению обществом» или, наоборот, расширяется за  счет  включения  в  их  понятие  и содержание «механизма государственного воздействия  на развитие  общественных процессов». [13] Кроме того,  ранее  существовала  точка  зрения  на  функции государства как  на  предметно-политическую  характеристику содержания  его деятельности. [6]

Существенными признаками функций государства  являются:

- предметная  деятельность государства в   важнейших  сферах  общественной

жизни;

- направленность  этой деятельности на  выполнение  тех  задач  и  целей,

которые стоят  на конкретном историческом этапе развития общества;

- определенные  формы (чаще всего  правовые)  реализации  государственных

функций,  связанные  с применением особых,  в том числе   властно-

принудительных, методов. [8]

Формирование  функций происходит  в  процессе  становления  и  развития государства.  Последовательность возникновения  тех или иных функций  зависит  от  важности  и  очередности  задач,  стоящих  перед  обществом.  В   разные исторические периоды  приоритетное значение могут приобретать различные  цели государства, а, следовательно - и его различные функции. Каждая из функций государства имеет определенное  содержание,  которое показывает,  что  делает  государство,  чем  занимаются  его  органы,  какие вопросы  они  решают.  Содержание  функций  не  остается  неизменным  -  оно меняется вместе с  изменениями,  происходящими  в  обществе.  На  содержание функций  современных  государств  оказывают  влияние  национальные  факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Классификация  функций государства

 

В  юридической  теории  существует  множество  оснований   (критериев) классификации  функций  государства.  Ученые  дают  различный  перечень  этих функций, по-разному их называют.

Их  пытаются  подразделять  в  зависимости  от  продолжительности   их существования  и  деятельности:  постоянные,  присущие  государству  на  всех этапах его развития, и временные. Первые выполняются государством в  течение длительного времени  и чаще всего присущи  государству  на  ряде  этапов  его существования.  Вторые  -  обусловлены  конкретным  периодом   общественного развития и по мере перехода к иному периоду  утрачивают свое значение.

 В  зависимости от социальной значимости  на выражающие интересы правящих  классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в  себе  интересы  всего общества.

      Предпринимаются    попытки    классификации    функций    государства, базирующиеся  на  принципе  разделения  властей.  В  соответствии  с  данным критерием  функции  подразделяются  на  законодательные   (правотворческие), управленческие и судебные. [11] Каждая из названных функций осуществляется, как правило,   не   одним,   а   совокупностью   государственных   органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной,  исполнительной и судебной. [12]

      Кроме  того,  существуют  классификации:  по  сферам  «приложения»   и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические),  по формам        реализации        (правотворческие,        правоохранительные, правоприменительные), на основании  территориального  масштаба,  в  пределах которого они реализуются (федеративные и унитарные). [13]

      По  важности  в  общественной  жизни  функции  делят   на  основные   и неосновные  (подфункции). [14]  К  последним относят:  учет  и   координация интересов различных групп населения,  защита  меньшинств;  вмешательство в экономику с целью социальной  защиты  человека;  охрана  окружающей  среды; поддержание общественного порядка,  организация статистического учета. Однако данная классификация вызывает возражения  в  юридической  науке.  Ряд ученых полагает,  что  поскольку  функциями  государства  являются  основные направления  его  деятельности,  признание  каких-либо  функций  неосновными некорректно.

      Наиболее распространенной и  широко признанной  является  классификация функций государства  по объекту воздействия на внутренние и внешние.

Информация о работе Особенности формирования и реализации функции государства