Особенности формирования и реализации функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования представленной работы – функции государства, а также формы и методы их осуществления.
Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций.
Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие понятия и признаков функций государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрытие понятия функций государства и определение признаков функций государства;
- характеристика функций государства на основе критериев классификации;
- рассмотрение форм и методов осуществления функций государства.
Работа выполнена с использованием нормативно-правовых актов.

Содержание

Глава I: Особенности формирования и реализации функции государства
1.1 Формирование функций государства
1.2 Понятие и признаки функций государства
1.3 Классификация функций государства
1.4 Формы осуществления функций государства
1.5 Методы осуществления функций государства
Глава II: Характеристика и реализация социальной функции на примере Челябинской области
2.1 Характеристика социальной функции
2.2 Направления деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области
2.3 Показатели реализации социальной функции за 2011 год в Челябинской области

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по СГМУ.docx

— 57.63 Кб (Скачать)

Внутренние  функции - это основные направления  деятельности государства внутри страны. К внутренним функциям государства  относятся:

1. функция  охраны  законности  и  правопорядка,  прав  и  свобод  граждан

государства;

2.  функция   легализованного  осуществления   принуждения   в   отношении

различных социальных групп и индивидуумов;

3. политическая  функция  (обеспечение  народовластия   и  государственного суверенитета);

4. экономическая  функция (выработка экономической  политики,  формирование и контроль за  расходованием государственного  бюджета,  установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.); [1]

5. социальная  функция  (создание  системы   социальной  защиты  населения,

систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения  и т. д.);

6.  экологическая   функция   (деятельность,   направленная   на   охрану,

восстановление  и улучшение природных условий  жизни людей);

7. идеологическая  функция (пропаганда определенных  идей  и  ценностей  с помощью  государственных средств массовой  информации, воспитание в духе  официальной идеологии подрастающего  поколения и т. д.). [15]

Такой   набор   функций   государства    -    свидетельство    полного  огосударствления  общества,  характерное   для   тоталитарных   режимов.   С изменением социальной структуры  общества  на  современном  этапе  насилие  в отношении многих социальных групп  перестает  быть  актуальным.  Государство уменьшает свое присутствие  в экономике. Не может  быть  признана  главной  и идеологическая   функция:   общество   должно   развиваться    в    условиях идеологического и политического плюрализма. На первый  план  выходит  охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности  государства  важны  также учет  и  координация  интересов  различных  групп  населения,  защита   прав меньшинств, охрана окружающей среды. [11]

Внешние функции - это основные направления  деятельности  государства, проявляющиеся   преимущественно   вне    государства    и    общества,    во взаимоотношениях с другими организациями  или государствами.

      В отличие от  внутренних  функций,  перечень  внешних  функций   сильно отличается по своему  составу.

      В классификации В.В. Лазарева  к внешним функциям относятся: [17]

    - поддержание мира и мирного  сосуществования;

    - обеспечение делового партнерства  и сотрудничества;

    - защита государственного суверенитета  от внешних посягательств.

      По классификации Л.А. Морозовой  это: [13]

    - интеграция в мировую экономику;

    -   внешнеэкономическое   партнерство   и   государственная    поддержка

      иностранных инвестиций;

    - оборона страны;

    - поддержка мирового правопорядка;

    - сотрудничество с другими государствами  в  решении  глобальных  проблем  современности      (экологической,      сырьевой,      энергетической, демографической и др.)

      В любом случае, внешние функции  сводятся всего к двум:

    -  оборона,  защита  государства   от   внешней   угрозы   (строительство вооруженных сил,  ведение оборонительных войн, создание  и  деятельность контрразведки,  пограничных войск и т. д.);

    -  функция  взаимодействия  с   другими  государствами  и   международными организациями  (экономическое   сотрудничество,   участие   в   работе различных международных  организаций, в  военно-политических  блоках  и союзах и т. д.). [11]

1.4 Формы осуществления функций государства

 

В правовой литературе под формами осуществления  функций государства понимается: во-первых, деятельность основных звеньев  механизма государства, специфические  виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных  организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством  которой реализуются его функции. [16]

Согласно  первому критерию основными формами  осуществления функций государства  являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная. Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами. Управленческая деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах развития, экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д. Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны. Контрольно-надзорная деятельность — это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. [6]

Каждая  из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

Научное и практическое значение данной классификации  состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится  с принципом разделения властей.

Более широкое  распространение получила классификация  по второму критерию, сообразно которой  в работе всех звеньев механизма  государства различается деятельность правовая и организационная. [19]

Под правовыми  формами осуществления функций  государства понимается однородная деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических  актов. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность  государства действовать при  выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме  того, они показывают, как государственные  органы и должностные лица работают, какие юридические действия они  совершают. К ним относят деятельность: [3]

1. Правотворческую  – т.е. государственную деятельность  по разработке и принятию правовых  норм. Результатом правотворчества  государственных органов могут  быть федеральные законы, указы  Президента, постановления Правительства,  инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения  органов местного самоуправления.

2. Правоисполнительную  – государственную деятельность, выражающуюся в создании условий,  обеспечивающих реализацию правовых  норм. Основное бремя по исполнению  правовых норм лежит на органах  управления, возглавляемых Правительством  страны. В частности, в Российской  Федерации федеральные органы  исполнительной власти, возглавляемые  Правительством РФ, реализацию государственных  функций выполняют на основании  административного регламента. [22]

3.  Правоохранительную  – деятельность государства по  контролю и надзору за соблюдением  и исполнением правовых норм, а также применению принудительных  мер к их нарушителям.  В  результате правоохранительной  деятельности издаются акты применения  норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов  и т.д.).

Под организационными формами осуществления функций  государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государства, не влекущая за собой юридических  последствий. В то же время формы  организационной деятельности, так  или иначе, реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности. Выделяются следующие организационные  формы:

1. Организационно-регламентирующая - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма (например, подготовка проектов документов, организация выборов).

2.  Организационно-хозяйственная  – это текущая хозяйственная  работа по материальному обеспечению  реализации государственных функций  (например, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения).

3. Организационно-идеологическая – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению реализации государственных функций (например, формирование общественного мнения, разъяснение издаваемых нормативных актов, работа средств массовой информации).  [18]

       Правовые и неправовые формы  реализации государственных функций  тесно связаны между собой.  Эта связь проявляется в следующих  вариантах: 

- неправовые формы предшествуют правовым, обеспечивают возможность их использования (например, сбор, обработка, анализ информации, разработка на этой основе предложений предшествуют принятию законов и иных нормативных актов);

- неправовые формы могут реализовываться посредством их закрепления в нормативных актах, приобретая правовую форму (например, финансовый план принимает форму закона о бюджете);

- реализация  правовых актов обеспечивается  посредством организационных мероприятий  (доведение до исполнителей, инспектирование,  кадровая работа и т.д.). [23]

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Методы осуществления функций государства

 

       Методы осуществления функций  государства есть пути, средства, конкретные способы и средства  воздействия государственных органов  на юридических и физических  лиц с целью решения стоящих  перед государством задач. [24]

       При выполнении какой-либо функции  государство использует соответствующие  ей методы. Например, при осуществлении  функции охраны правопорядка  государство использует методы  убеждения и принуждения, для  реализации экономической функции  необходим целый набор экономических методов - прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

        В юридической литературе называются  следующие укрупненные группы  методов, с помощью которых  государство реализует свои функции. [7]

1) метод убеждения  - такие специфические средства, посредством которых властвующий  субъект воздействует на общественное  или индивидуальное сознание, способствует  его формированию (обоснование, объяснение, обсуждение, демонстрация определенного  примера). Этот метод используется  для убеждения граждан в справедливости  требований государства, выраженных  в законах, и добровольного  их выполнения. Для достижения  этой цели государство должно  вести открытый диалог с обществом,  разъясняя какие задачи и проблемы  стоят перед ним, и какими  путями предполагается их решить; разъясняя необходимость принятия  тех или иных законов, и обеспечивая  возможность участия граждан  в обсуждении и реальном влиянии  на их принятие. Широкое применение  этого метода должно способствовать  развитию политического и общественного  самосознания граждан, активной  гражданской позиции, осознания  ответственности как государства  перед обществом, так и общества  перед государством. Только в  этом случае можно вести речь  о формировании правового государства  и гражданского общества. В любом  обществе главным методом осуществления  государственных функций выступает  убеждение, поскольку любой акт  насилия со стороны государства  наносит удар по легитимности  государственной власти, чреват  потерей престижа государства в умонастроении населения страны. Использование принуждения есть, в определенном смысле, проявление «слабости» государственной власти, доказательством того факта, что государство исчерпало, либо не нашло иных путей для реализации своих функций;

2) метод принуждения  - использование в пределах правовых  предписаний средств государственного  воздействия в отношении физических  лиц и организаций, допустивших  нарушения требований законности. Метод заключается в привлечении  к юридической ответственности  при нарушении норм права. Здесь  необходимо отметить, что юридическая  ответственность, как метод принуждения,  наступает только в рамках, предусмотренных  законом. Это значит, что государство,  принуждая исполнять законодательно  закрепленные нормы, само должно  руководствоваться законом - именно  этот принцип лежит в основе  идеи правового государства; 

3) метод рекомендательный - разъяснительные и иные средства, ориентирующие лиц (индивидов,  организаций) на конкретный вариант  поведения или действий, желательных  с точки зрения государства; 

Информация о работе Особенности формирования и реализации функции государства