Основы конституционного строя Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования с учетом указанных аспектов раскрыть содержание категории «основы конституционного строя», определить соотношение данной категории и близким к ней по содержанию понятий («конституционный строй», «общественный строй», «основы общественного строя», «общественное устройство», «государственный строй» и др.), основываясь на историческом подходе и используя методы сравнительного проведения, проследить генезис названных понятий в конституционном праве России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Конституционный строй Российской Федерации………………...…..6
1.1 Понятие, основы, гарантии конституционного строя……...……6
1.2. Основы конституционного строя, как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования………………12
Конституционные характеристики Российского государства…… 22
2.1.Демократическое государство……………………………………22
2.2.Федеративное государство……………………………………… 24
2.3.Правовое государство………………………………………… 26
2.4.Социальное государство……………………………………… 29
.Светское государство………………………………………… 31
2.6.Республиканская форма правления………………………………32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Список используемых источников и литературы………………...…………. 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по КП.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

    В парламентской республики глава  государства (президент) избирается  парламентом главой правительства  становится лидер партии, победивший  на выборах. Парламент осуществляет  контроль над правительством. В  случае вынесения парламентом  вотума недоверия правительство автоматически подает в отставку (или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и назначении новых выборов). Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свое место. Примеры: Италия, ФРГ.

    В президентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое подотчетно только ему. Парламент не в праве выносить вотум недоверия. Президент не имеет права роспуска парламента. Министры не могут быть членами парламента. Примеры: США, Мексика.

В полупрезидентской  республики глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и  сам формирует правительство, которое  ему подотчетно. Парламент в праве  выражать недоверия (порицания) правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет права роспуска парламента. Министры не являются членами парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля над правительством. Примеры: Франция, Польша.

    Это самые общие черты различных  видов республиканской формы  правления, которые варьируются  по-разному даже в приведенных  в качестве в примеров странах  в рамках одной формы правления.  Особенности свойственны практически  каждой стране, поскольку никто не хочет, да и не может в силу обстоятельств слепо копировать модель другой страны. Но если попытаться сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведенными, то станет ясно, что это скорее полупрезидентская республика французского типа, естественно, с определенными особенностями.

    Вопрос о возможности реставрации  монархии в России. В современной  России имеются политические  движения, выступающие за реставрацию  монархии. Каковы юридические аргументы  за или против позиции монархистов?

    2 марта 1917 г. император Николай  II отрекся от престола и сложил с себя верховную власть. Однако он не передал ее законному наследнику царевичу Алексею, объяснив это нежелание расстаться с сыном, объявил о передаче наследия брату – великому князю Михаилу Александровичу и благословил его на вступления на престол государства Российского. Но 3 марта великий князь отказался принять верховную власть, заявив о своем решении « в том случае воспринять, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием через представителей своих в Учредительном собрании установить образ правления и новые основные законы государства Российского».

    Временное правительство подготовило  положение о выборах в Учредительное  собрание, утвержденное 23 сентября 1917 г., но 1 сентября провозгласило Российскую республику, на что легитимных полномочий, безусловно, не имело (Государственная дума фактически не работала). Что касается Октябрьского переворота и установление советской власти в форме республики Советов, то монархисты не без основания отмечают, что легитимность всех конституционных установлений этого периода6 более чем сомнительна, поскольку большевики разогнали Учредительное собрание, которое, однако, в первый день своей работы успело провозгласить Россию республикой. И хотя в дальнейшем в стране (до 1989 г.) не проводились свободные выборы, референдум 1993 г. и утверждения на нем Конституции с республиканской формой правления можно считать законным  завершением спора о судьбе монархии в России. Чтобы оспорить этот вывод монархистам приходится изыскивать доказательства в пользу нелегитимности самой Конституции РФ и президентской власти, хотя последняя была учреждена опять же всероссийским референдумом 1993 г. и подтверждена последующими всеобщими выборами (2000, 2004). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В результате проделанной автором  работы можно сделать следующий  вывод, что правовое регулирование  конституционного строя не ограничивается  только пределами первых 16 статей  Основного Закона. Термин «основы» предполагает, что здесь закреплены только базовые элементы. Более четко конституционный строй раскрывается в других статьях Конституции и законодательстве.

    Отсутствие среди основ конституционного  строя целей и принципов внешней  политики государства, определения статуса России в мировом сообществе представляется безосновательным. Лишь в преамбуле Конституции сказано, что наша страна является ее частью. Напротив, слишком поспешным следует признать включение общепризнанных принципов и норм международного права в правовую систему РФ в качестве составной ее части. Конечно, в эпоху глобализации, стирания атрибутов суверенитета государств, создание общих органов управления и даже разработки проектов единой Конституции Европы нельзя игнорировать авторитет международного права. Однако историческое развитие России, ее геополитическое положение свидетельствует о том, что она сможет глубоко интегрироваться в какие-либо организации, подобно странам Европейского Союза. Российская Федерация сможет достойно защитить свои национальные интересы, адекватно ответить на существующие угрозы безопасности только в том случае, если найдет внутренние резервы для становления и развития как самостоятельного сильного государства.

    Одна из главных гарантий конституционного строя РФ – сохранение национальной безопасности. Ее цель заключается в обеспечении безопасности многонационального народа России на уровне, достаточном для сохранения им суверенитета и возможности осуществлять власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

    Национальная безопасность обеспечивает  охрану Конституции РФ и является  гарантией конституционного строя.  Эффективность национальной безопасности  и защищенность конституционного  строя неразрывно связаны между собой. Стабильность последнего определяется тем, насколько фактическая Конституция соответствует юридической.

    Социальная обстановка в стране  не могла сложиться иной, чем  та, которая имеет место сейчас. На это есть объективные причины.  Главная из них -  последние полтора десятилетия были эпохой первоначального накопления капитала, формирование новой системы власти, выстраивания неизвестной ранее модели отношений между государством и бизнесом. В настоящее время Россия подошла к той черте, когда нельзя не замечать социальные тяготы, испытываемые значительной частью населения. Дальнейшее обнищание граждан и невыполнение государством социальных функций может привести к непоправимым деформациям. Социальная нестабильность окажется потрясением и для крупного бизнеса, поскольку он остается абсолютно незащищенным перед бесконтрольностью власти.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Конституция  РФ 1993 года 

2. Баглай  М. В. Конституционное право  РФ: учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005. – 816 с.

3. Чиркин  В. Е. Конституционное право  России: учебник – М.: Проспект, 2003. – 659 с. 

4. Ю.  Д. Казанчев Конституционное право  РФ: учебник – М.: Норма, 2000. – 635 с.

5. Конституционное  право России. Лекции. Саратов, 2003. – 274 с.

6. Михалев  Н. А. Конституционное право  зарубежных стран СНГ: уч. пособие.  – М., 2001. – 738 с.

7. Козлова  Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное  право России. М.,2006. – 486 с.

8 Большой  юридический энциклопедический  словарь // Автор и сост. А. Б. Борихин. М., 2000. – 964 с.

9. Румянцев  О. Г. Основы конституционного  строя России: учебник – М.: Норма  – Инфра, 2002. – 591 с.

10. Кутафин  О. Е. Российское гражданство:  уч. пособие – М., 2003. – 396 с. 

11. Пряхина  Т. М. Конституционная доктрина современной России. Саратов, 2002.- 185 с.

12. Лкйпхарт  А. Демократия а многосословных  обществах. М., 2000. – 475 с. 

13. Безуглов  А. А., Солдатов С. А. Конституционное  право России: в 3-х томах. М., 2001.

14.  Ожогов  С. И. Словарь русского языка.  М., 1990. – 854 с.

Богданова Н. А. Система науки конституционного права. М., 2001.- 161 с.

15. Авакьян  С. А. Конституции России: природа,  эволюция, современность. М., 1997. –  380 с.

16. Ржевский  В. А. Общественный строй социализма: конституционное содержан; структура; регулирование, М., 2005. – 306 с.  

Периодическая печать:

  1. Кабышев В. Е. К вопросу о конституционном режиме в современной России // Конституционное развитие России. Сб. науч. Статей. Вып. 4. Саратов, 2003.
  2. Еременко Ю. П. Конституционные проблемы законности в условиях развитого социализма // Автореф. Дисс. На соискание уч. ст. доктора юрид. наук. Саратов, 1999.
  3. Кабышев В. Е. Конституционализм в современной России // Государство и право на рубеже веков. 2000 № 5.
  4. Лукашук И. И. Демократия – принцип международного сообщества XXIека // Государство и право на рубеже веков. 2000 № 7.
  5. Бутусов Н. В. Основы конституционного строя РФ как правовой институт и предмет конституцоинно-правового регулирования // Вестник Московского университета. 2003 № 6.
  6. В. Момонов. Конституционный строй РФ: понятие, основы, гарантии // Государство и право 2004 № 10.

Информация о работе Основы конституционного строя Российской Федерации