Основы конституционного строя Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования с учетом указанных аспектов раскрыть содержание категории «основы конституционного строя», определить соотношение данной категории и близким к ней по содержанию понятий («конституционный строй», «общественный строй», «основы общественного строя», «общественное устройство», «государственный строй» и др.), основываясь на историческом подходе и используя методы сравнительного проведения, проследить генезис названных понятий в конституционном праве России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Конституционный строй Российской Федерации………………...…..6
1.1 Понятие, основы, гарантии конституционного строя……...……6
1.2. Основы конституционного строя, как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования………………12
Конституционные характеристики Российского государства…… 22
2.1.Демократическое государство……………………………………22
2.2.Федеративное государство……………………………………… 24
2.3.Правовое государство………………………………………… 26
2.4.Социальное государство……………………………………… 29
.Светское государство………………………………………… 31
2.6.Республиканская форма правления………………………………32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Список используемых источников и литературы………………...…………. 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по КП.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

    Конституция закрепила Федерацию,  состоявшую из 89 равноправных субъектов,  из которых 21 – республики, 1 –  автономная область, 10 – автономные  округа и 57 – края, области и города (Москва и Санкт-Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальные субъекты олицетворяют ту или другую еру национальной государственности. В то же время предусматривается свойственное правовому государству равенство всех граждан, особенно важное в республиках, где доля титульной нации составляет менее половины населения.

    В новых решениях есть значительное  позитивное содержание. Во-первых, Конституция  приглушила (или приостановила) развитие деструктивного национализма в ряде регионов, предоставив правовую основу для удовлетворения национальных амбиций определенным кругам вместе с жизненно важными преимуществами пребывания в  составе Российской Федерации. Всплеск национализма стал следствием неразвитости гражданского общества в республиках и «неосвоенности» идеи правового государства. Во-вторых, коренное политическое и экономическое реформирование страны властно требует предоставить регионам больше самостоятельности, ибо управлять новыми экономическими и политическими процессами в масштабах столь огромной территории из столицы стало невозможным, к тому же такое управление пришло в противоречие с потребностями рыночной экономики и процессами политического плюрализма. Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

  1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Федерации;
  2. республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство;
  3. федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;
  4. во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

    Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в 90-х гг. отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характеризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъектности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4, в которой установлено, что суверенитет российской Федерации неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права.

    Для того чтобы не порождать  конституционные кризисы, потребуется  правовое разъяснение этих вопросов  через решения Конституционного  Суда или принятия федеральных  законов, а возможно, они будут  отрегулированы путем вошедших в силу обычаев. 

      1. Правовое  государство.

    Так характеризуется государство,  которое во всей своей деятельности  подчиняется праву и главной  своей целью считает обеспечение  прав и свобод человека. Для  создания правового государства  недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство – это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

    Советское государство за все  время своего существования было  антиподом правового государства, и только с принятием в 1993 г. Конституции РФ начался процесс создания этого государства в России.

    Понятие правового государства  многомерно, оно включает все  то, что вкладывается в понятие  конституционного демократического  государства. И в то же время можно выделить его основные признаки (тем более что в Конституции РФ это понятие не раскрывается).

    1. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» « важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. В законодательстве и на практике встречаются нормы и действия должностных лиц, которые нарушают основные права и свободы. Это часто объясняется уровнем юридической техники и отсутствием правовой культуры. Но и сами граждане не приобрели еще навыков защиты своих прав. В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общественные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.
    2. Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод.  Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.  Принцип независимости суда прямо закреплен в  ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей,  которых говориться о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства.
    3. Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречит ей. Вместе  с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы законы и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны. В Конституции России закрепляется принцип верховенства  Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
    4. Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречит праву мирового сообщества.

    В Конституции  РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две части. Во-первых, безусловно признается, что  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. А во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

    Указанные признаки правового  государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов.

 

      1. Социальное государство.

    Так называется государство, которое  берет на себя обязанность  заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

    Функции социального государства  широки. Оно создает условия для  поддержания полной занятости,  перераспределяет доходы через  государственный бюджет в   пользу неимущих, обеспечивает людям  прожиточный минимум, охраняет наемный труд, заботиться об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохранении и др. Социальная деятельность по этим направлениям не требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной инициативы.

    Социальное государство не имеет  ничего общего с тоталитарным  социализмом, оно рассматривается  как составная часть концепции  демократического государства, хотя  в ряде таких государств конституционно  не признается (США, Великобритания, Канада и др.). однако функции социального государства, обеспечивающие слияние свободы и социальной защиты, присущи и этим государствам. В США, например, уровень социального обеспечения граждан по ряду показателей выше, чем в других странах1.

    Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики – в этом случае в связи со сменой правительств многие аспекты этой политики исчезали бы или серьезно менялись. Такое действительно имеет место, но главное состоит не в социальной политике, а в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах. Это, следовательно, структурная реформа всей экономической и политической системы, основанная на консенсусе всех политических сил (либералов, консерваторов, социал-демократов и др.).

    В Конституции РФ социальное  государство характеризуется как  государство, политика которого  направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является «достойная жизнь». Однако ч. 2 ст.7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

  • Охрана труда и здоровья людей;
  • Установления гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • Развитие системы социальных служб;
  • Установление государственных пенсий, пособий;
  • Иные гарантии социальной защиты.

    Такой перечень социальных обязанностей  государства явно отстает от  общепризнанных в конституционной  теории и практике развитых  стран. Однако введенный в Конституцию  термин «социальная защита», хотя  не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширение этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожалению, в конституционный текст не включена формула «социально ориентированная рыночная экономика», это, безусловно, существенно помогало бы становлению социального государства. 

      1. Светское  государство.

    Такая характеристика означает, что государство религиозные  объединения отделены друг от  друга, т. е. взаимно не вмешиваются  в дела друг друга. Давая  такую характеристику Российскому  государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:

  • Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
  • Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    В России основными конфессиями  являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственный. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства.

    Закрепление светского государства  отнюдь не означает умаление свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравственный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.

    Следует отметить, что содержащаяся  в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского  государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 25 июля 2002 года) ( ст.5) установлено, что религиозные организации в праве в соответствии со своими уставами и законодательством РФ создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию соответствующим органам местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

    Светский характер государства  означает, что официальные лица  государства, хотя и в праве исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий в той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе Об основах государственной службы РФ, принятом 31 июля 1995 г. (в редакции от 27 мая 2003 г.), установлено, что государственные служащие не имеют права использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним (п. 12 ст. 11). Подобные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой является Россия, а также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиям.   

      1. Республиканская форма правления.

    Данным положением, содержащимся  в ст. 1, российская Конституция  делает четкий выбор из двух  форм правления, известных современному  государству: республики и монархии. Российская Федерация провозглашена  республикой, что означает выборность  главы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Конституция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления. Между тем мировой конституционной теории и практике известны три вида республики: парламентская, президентская и полупрезидентская.

Информация о работе Основы конституционного строя Российской Федерации