Основы конституционного строя Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования с учетом указанных аспектов раскрыть содержание категории «основы конституционного строя», определить соотношение данной категории и близким к ней по содержанию понятий («конституционный строй», «общественный строй», «основы общественного строя», «общественное устройство», «государственный строй» и др.), основываясь на историческом подходе и используя методы сравнительного проведения, проследить генезис названных понятий в конституционном праве России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Конституционный строй Российской Федерации………………...…..6
1.1 Понятие, основы, гарантии конституционного строя……...……6
1.2. Основы конституционного строя, как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования………………12
Конституционные характеристики Российского государства…… 22
2.1.Демократическое государство……………………………………22
2.2.Федеративное государство……………………………………… 24
2.3.Правовое государство………………………………………… 26
2.4.Социальное государство……………………………………… 29
.Светское государство………………………………………… 31
2.6.Республиканская форма правления………………………………32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Список используемых источников и литературы………………...…………. 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по КП.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

С О Д Е Р Ж  А Н И Е 
 

Введение  …………………………………………………………………………..3

    1. Конституционный строй Российской Федерации………………...…..6

      1.1 Понятие, основы, гарантии конституционного строя……...……6

      1.2. Основы конституционного строя, как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования………………12

    1. Конституционные характеристики Российского государства……   22

      2.1.Демократическое  государство……………………………………22

      2.2.Федеративное  государство………………………………………  24

      2.3.Правовое  государство…………………………………………      26

      2.4.Социальное государство………………………………………     29

    1. .Светское государство…………………………………………      31

      2.6.Республиканская  форма правления………………………………32

Заключение……………………………………………………………………     36

Список  используемых источников и литературы………………...………….  38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Основы конституционного строя  Российской Федерации – основополагающий  конституционный институт, нормы  которого обладают более высокой  юридической силой по сравнению  с нормами иных конституционных  институтов (ст. 16 Конституции); они  призваны регулировать общественные отношения, составляющие политические, экономические, социальные и духовные устои, которые отражают сущностные черты российского общества и государства.

    Как известно, указанные отношения  далеко не всегда совпадают  с конституционными нормами упомянутого института, а порой реальная жизнь очень слабо идентифицируется с ее нормативной моделью, достаточно вспомнить нормы ст. 1-3, 7 Конституции РФ, определяющие российское государство как демократическое, правовое, социальное, объявляющие человека, его права и свободы высшей ценностью, провозглашающие народовластие и др. Только такое государство может быть эффективным, сильным, конкурентоспособным во всех смыслах этого слова, только такое государство способно сделать общество процветающим, создать условия для достойной жизни людей1.

    Выделение основ конституционного  строя в самостоятельную главу  свидетельствует о том, что  действующая Конституция сохранила  преемственность не только некоторых  идей (например, федерализма, народовластия), но и самих подходов к структурированию конституционного материала, свойственных советским, в частности, предшествовавшим ей российским конституциям. Речь идет об известной конституционной традиции объединять нормы конституций, посвященные политическим, экономическим и социальным устоям общества в отдельную, структурно обособленную часть конституции (главу или раздел).

    В связи со сказанным несомненную  актуальность приобретает изучение феномена основ конституционного строя в различных аспектах и прежде всего как нормативной модели и системы реальных основополагающих отношений. В юридической науке эта проблема пока в должной мере не изучена. Но в настоящее время известны монографические, диссертационные исследования по отдельным аспектам этой проблематики (Бутусова Н. В., Момонова В., Кабышев В. Е., Еременко Ю. П., Лукашук И. И. И др.).

    Цель исследования с учетом указанных аспектов раскрыть содержание категории «основы конституционного строя», определить соотношение данной категории и близким к ней по содержанию понятий («конституционный строй», «общественный строй», «основы общественного строя», «общественное устройство», «государственный строй» и др.), основываясь на историческом подходе и используя методы сравнительного проведения, проследить генезис названных понятий в конституционном праве России.

    Реализация поставленной цели  обуславливает решение следующих  задач:

    1. Охарактеризовать понятие, основы, гарантии конституционного строя:
    2. Проанализировать основы конституционного строя, как правового института и предмет его регулирования.
    3. Показать разнообразие конституционных характеристик Российского государства.
    4. Охарактеризовать значение основ конституционного строя для страны в целом.

    Объектом исследования являются  основы конституционного строя России.

    Предметом исследования курсовой работы являются конституционно-правовые нормы, выступающие в качестве основополагающих принципов конституционного строя РФ.

    Источниковедческая база исследования включает различные по виду и информационной насыщенности источники.

    Наиболее значительную часть  источников составили труды авторов:  М. В. Баглай,  Козлов Е. И., Кутафин О. Е., Казанчев Ю. Д., Чиркин В. Е. и периодическая  печать.

    Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

    Во введении определяется актуальность  темы, показывается степень изученности  проблемы, дается перечень источников, формулируются цели и задачи  работы.

    Первая глава раскрывает основы  конституционного строя как правовой институт.

    Вторая глава освещает наличие  и содержание конституционных  характеристик российского государства.

    В заключение подводятся итоги,  формулируются выводы.

 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

  • 1.1. Понятие, основы, гарантии конституционного строя.
    •  Понятие  «конституционный строй» является  центральным в российском конституционализме. Впервые оно было закреплено  в Конституции РФ 1993 г., в первой  главе которой определены основы  конституционного строя. Данная категория не только правовая, но и в значительной степени философская, политическая. Этим объясняется то, что до настоящего времени в законодательстве не выбрано ее определение, хотя она используется в официальных документах. Например, в Концепции национальной безопасности РФ обозначены основные направления защиты конституционного строя.Нет единого мнения и в науке конституционного права. В. Т. Кабышев пишет, что это «система господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом»1. Н. А. Михалева понимает это как «общественный строй, в котором функционирует правовое государство с республиканской формой правления, установлен демократический политический режим, признается приоритетное положение личности, незыблемость частной собственности, разделение властей, верховенство права и закона». Такой строй противопоставляется тоталитарному государству2. Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин рассматривают конституционный строй как «форму (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство»3. В Большом юридическом энциклопедическом словаре под данным понятием подразумевается «представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов, закрепленная нормами Основного Закона и другими конституционно-правовыми актами система основополагающих общественных отношений»1.

        Признавая ценность таких определений, нужно отметить, что природу конституционного строя нельзя отождествлять с политическим режимом, существующем в конкретной стране. Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства права, но это не означает, что в нем не существует конституционный строй вообще. Наглядными примерами здесь могут выступать Туркменистан или Таджикистан, в основных законах которых праву отведено центральное место, но эти республики нельзя признать обеспечивающими соблюдение прав человека. Необходимо различать юридически закрепленный конституционный строй и фактически существующий. Последний представляет собой конституционный режим государства, который можно определить как «конституционный строй в действии»2.

        Отличительным признаком развития мирового конституционного процесса (особенно в СНГ) в конце ХХ в. явилось повсеместное признание демократического, социального, правового характера новых государств, всеобщее упоение правами человека. Однако между закреплением соответствующих норм и воплощением их в действительность – дистанция больших размеров. Нельзя ставить существование конституционного строя в зависимость от формального закрепления каких-либо основ. Для понимания его сути недостаточно подвергнуть анализу только нормы Основного Закона, необходимо учитывать и фактические политические, общественные, экономические отношения. Конституционный строй является неотъемлемым признаком любого государства, имеющего конституцию. Его наличие вытекает из народного суверенитета, предполагающего право населения самостоятельно устанавливать форму организации жизни на принадлежащей территории.

        Одним из возможных определений  конституционного строя России  могло бы стать следующее –  это система конституционных  отношений, закрепленных народом  в Конституции РФ и определяющих статус человека, его политический режим, взаимоотношения между властями, положение в мировом сообществе. Конституционный строй России предполагает наличие таких элементов, как принципы, гарантии охраны и защиты от насильственного изменения.

        Принцип (от лат. «principium» - основа, начало) – это основные положения, предпосылки. Среди принципов конституционного строя можно выделить:

    • действие на всей территории страны;
    • закрепление его основ в Конституции РФ;
    • принятие и возможность изменения в особом, установленном Конституцией РФ порядке.

    Фактическая конституция не всегда совпадает  с юридической. Углубление этого  явления имеет для общества негативные последствия и может привести к кризису государства. Ю. П. Ерменко  справедливо отмечал, что действенность конституции «выражается в создании необходимых условий и предпосылок для всестороннего и беспрепятственного осуществления конституционных норм, в фактическом воплощении в жизнь ее предписаний»1. Одной из первейших задач власти является выравнивание объективно существующей реальности с нормами Основного Закона. Конституционный строй только тогда может быть стабильным и создающим базу для эффективного функционирования государства, развития общества, реализации человеком своих прав и свобод, когда существует выработанная и обеспеченная система его гарантий. Ключевое значение здесь имеет система национальной безопасности, которую необходимо рассматривать как основную гарантию конституционного строя. К ним также относятся:

      1. установленные Уголовным Кодексом РФ в соответствии с ч.4 ст.3 Конституции нормы, предусматривающие ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства;
      2. судебный конституционный контроль;
      3. деятельность органов государственной власти по охране и защите  конституционного строя;
      4. возможность изменения его основ только в строго установленном порядке через созыв специального органа – Конституционного Собрания (ст. 135 Конституции РФ);
      5. верховенство положений первой главы Конституции «Основы конституционного строя» по отношению ко всем другим нормам Основного закона РФ.

        Хотя законодательством РФ прямо  не предусматривается право граждан  на оказание сопротивления узурпации  власти, попытке силой или принуждением  устранить конституционный строй,  оно следует из ч. 1 ст. 3 Конституции РФ. С учетом значимости гарантий конституционного слоя, следует согласиться с предложением О. Г. Румянцева о необходимости «поднять их до уровня незыблемых принципов, закрепленных в особом не отменяемом разделе Конституции»1.

        Понятие «гарантия конституционного  слоя» можно определить как  способ обеспечения его неприкосновенности  от посягательств, направленных  на насильственное изменение.  Категория «гарантия конституционного  строя» является недостаточно  разработанной. В советский период развития России этому аспекту «общественного» и «государственного» строя не уделялось необходимого внимания. Деятельность государства рассматривалась через призму классового противостояния. Процессы, происходящие в обществе, могли быть оценены только с учетом идеологических установок, выработанных КПСС. В результате оказывалось невозможным проведение объективного научного анализа существовавшей действительности, выявление угроз конституционному строю, а следовательно, и определение его гарантий; «…советская государственно-правовая наука во многом оказалась не готовой к тому, чтобы адекватно отреагировать на события, происходившие в 90-е годы в нашей стране1. это в полной мере относится к таким элементам конституционализма, как «гарантия конституционного строя», «национальная безопасность».

    Информация о работе Основы конституционного строя Российской Федерации