Основы конституционного строя Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования с учетом указанных аспектов раскрыть содержание категории «основы конституционного строя», определить соотношение данной категории и близким к ней по содержанию понятий («конституционный строй», «общественный строй», «основы общественного строя», «общественное устройство», «государственный строй» и др.), основываясь на историческом подходе и используя методы сравнительного проведения, проследить генезис названных понятий в конституционном праве России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Конституционный строй Российской Федерации………………...…..6
1.1 Понятие, основы, гарантии конституционного строя……...……6
1.2. Основы конституционного строя, как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования………………12
Конституционные характеристики Российского государства…… 22
2.1.Демократическое государство……………………………………22
2.2.Федеративное государство……………………………………… 24
2.3.Правовое государство………………………………………… 26
2.4.Социальное государство……………………………………… 29
.Светское государство………………………………………… 31
2.6.Республиканская форма правления………………………………32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Список используемых источников и литературы………………...…………. 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по КП.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

    В юридической литературе не  проводится четких различий и  между категориями «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Более того, указанные понятия фактически признаются тождественными с учетом круга общественных отношений, образующих конституционный строй, и его правового закрепления. Так, В. Т. Кабышев рассматривает конституционный строй в качестве системы конституционных отношений, продукта конституционно-правового регулирования1. по мнению Н. А. Богдановой, конституционный строй – это устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права; данная категория «относится к числу логических построений именно науки конституционного права и имеет собственное конституционно-правовое содержание». Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин понимают под конституционным строем определенную форму, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Основами же конституционного строя авторы считают «главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства».

    Категория «основы государственного строя» отражает важнейшие  черты государства и принципы его функционирования, получившие закрепление в Конституции. Разумеется, большинство норм института основ конституционного строя посвящено именно государству, его организации, принципам функционирования и деятельности. Но принципиальные вопросы организации иных (негосударственных) общественных связей  законодателем также не оставлены без внимания. Причем речь идет не только о гражданском обществе и соответственно институтах, принципах и ценностях, традиционно очерчиваемых данным понятием (права человека; объединения граждан – общественные объединения, в том числе политические партии, религиозные объединения; политический, идеологический плюрализм; свобода совести и т. д.), но и о выходящих за рамки гражданского общества экономических отношениях, участниками которых являются разнообразные субъекты. В этой связи нуждается в уточнении позиция А. А. Безуглого и С. А. Солдатова, включивших в конституционный строй наряду с государством, его организацией и устройством лишь отношения и институты гражданского общества2.

    Конституционный строй (как и  общественный строй) представляет  собой всю систему общественных  отношений (политических, экономических,  социальных, идеологических и др.), складывающихся в российском обществе и государстве, которые регулируются нормами различных отраслей права. В свое время О. Е. Кутафин в одной из своих работ, посвященных основам общественного строя СССР, включал в понятие «общественный строй» «всю систему общественных отношений, складывающихся в … обществе», в закреплении и регулировании которых участвуют все отрасли права и законодательства. Изменение автором своей позиции в связи с характеристикой конституционного строя представляется необоснованным, ибо речь идет фактически об одном и том же феномене.

    О. Г. Румянцев под основами  конституционного строя понимает  наиболее крупный объект конституционного  регулирования, в котором он  выделяет три различных по  закреплению уровня: ценности; принципы; конституционно-правовые нормы и институты, через которые упомянутые ценности и принципы получают юридическое обоснование и закрепление. Автор предлагает отделять друг от друга «две стороны понятия основ конституционного строя. Во-первых, устои реальных общественных отношений, которые суть категории объективная. Во-вторых, это субъективное отражение объективной категории, адекватно устанавливаемое законодателем.

    По-видимому, теоретически и практически  больший интерес вызовет определение  категории «основы конституционного строя» с точки зрения реальных общественных отношений и как конституционно-правового института. В исследованиях основ конституционного строя России эти важнейшие их аспекты не выделялись, а если такие попытки и предпринимались, то их вряд ли можно признать удачными.  Например, по мнению О. Г. Румянцева, «конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы – система принципов, их регламентирующих». С подобным утверждением едва ли можно согласиться прежде всего потому, что взаимосвязанные понятия в одном определении представлены в разных аспектах: конституционный строй как общественные отношения, а основы конституционного строя в качестве регламентирующих норм. В действительности и конституционный строй, и основы конституционного строя (так же, как и общественный строй и основы общественного строя) являются одновременно реальными общественными отношениями и соответствующими отношениями и соответствующими правовыми институтами.

    Говоря о данных аспектах названной  проблемы, нужно учитывать, что именно в гл. 1 Конституции РФ находятся нормы, содержание которых в большей мере, чем норм иных конституционных институтов, можно признать не соответствующим реальным общественным отношениям. Задача конституционно-правовой науки состоит не в одной лишь констатации факта фиктивности норм и не в затушевывании несоответствия между ними действительностью. Исследования основ конституционного строя призваны способствовать формированию механизма действия основополагающих конституционных норм-принципов. Последние, обладая в соответствии со ст. 16 Конституции РФ самой высокой юридической силой по сравнению с иными нормами Основного закона, служат юридической базой не только для иных конституционных норм, но и для норм других отраслей права, для выработки стратегии всей законодательной деятельности на территории страны. Содержание норм института основ конституционного строя выступает в качестве ориентира, своего рода образца для «подтягивания» соответствующих реальных отношений до уровня конституционной модели.

    Итак, что же представляют собой  основы конституционного строя  как конституционный институт  и реальные общественные отношения?

    В качестве реальных общественных  отношений основы конституционного  строя Российской Федерации есть  базирующиеся на демократических ценностях и идеалах, закрепленные конституцией устои российского общества и государства, или, иными словами, складывающиеся в обществе конституционно закрепленные основополагающие политические, экономические, социальные, идеологические отношения.

    Основы конституционного строя  Российской Федерации как конституционный  институт – это обладающие  наивысшей юридической силой,  систематизированные нормы Конституции,  которые закрепляют базирующиеся  на демократических ценностях  и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского общества и государства.

    По-видимому, имеются основания для  выделения и конституционно-правового  института основ конституционного  строя1, который по мимо норм гл. 1 Конституции включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права, непосредственно конкретизирующие принципы конституционного строя Российской Федерации (законов о выборах, референдуме, общественных объединениях, политических партиях и др.). говоря иначе, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы гл. 1 Конституции выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы – функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов. (Однако определяя содержание этого института, важно избегать его необоснованного расширения, чтобы он не поглотил нормы иных институтов конституционного права).

    В соответствии с Конституцией РФ обязанность государства как субъекта конституционно-правовых отношений состоит в том, чтобы постоянно сокращать дистанцию между нормативным содержанием основ конституционного строя и его реальным воплощением в общественных отношениях. Речь идет о конкретной деятельности государства в социальной, экономической, политической и духовной сферах общества, основные направления которой в общей форме очерчены Конституцией РФ в целях развития и процветания общества, превращения России в сильное, демократическое, конкурентоспособное государство, призванное создавать необходимые условия для превращения человека, его прав и свобод в высшую социальную ценность. 

    II КОНСТИТУЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 

      1. Демократическое государство.

    Таким называется государство,  устройство и деятельность которого  соответствует воле народа, общепризнанным  правам и свободам человека  и гражданина. Демократическое государство  – важнейший элемент демократии  гражданского общества, основанного  на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

    Демократия является центральным  элементом в понимании сущности  современной России. Т. М. Пряхина  отмечает, что «за многие столетия  международного общения была выявлена корреляционная зависимость между демократией и безопасностью»1. какой же смысл вкладывает в рассматриваемый институт Основной Закон? Определение демократии представляет собой непростую задачу. А. Лейпхарт пишет, что «это понятие решительно не поддается определению»2. Упоминание о демократии мы можем встретить в древних государствах. Идеалы людей того периода не совпадали с современными представлениями о правах человека. Демократическими провозглашали себя страны с различными, не приемлющими друг друга политическими режимами. В советской науке обосновывались преимущества «социалистической» демократии. И. И. Лукашук называет демократию принципом международного сообщества ХХI

  века3.

    Традиционно демократия рассматривается  как политический режим, предоставляющий гражданам возможность беспрепятственно реализовывать свои политические и личные права. Его противоположность – тоталитарная система имеет своей основой полный запрет или иное понимание указанных прав. Стремясь направить нашу страну на путь демократического развития, ее руководство начало реформы с пересмотра демократии как формы с пересмотра демократии как формы осуществления власти. Населению была предоставлена реальная возможность через институты прямой демократии влиять на формирование государственных и местных органов. Однако, испытав эйфорию от свободы выборов, российский электорат все больше углубляется в состояния нежелания пользоваться своими политическими правами. Так, например, на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга в декабре 2002г. явка избирателей составила 29.4%. На выборы губернатора этого субъекта РФ в сентябре 2003 г. в первом туре явилось 29.2% избирателей, во втором – 28%, причем около 11% из числа пришедших на избирательные участки предпочли проголосовать «против всех». В Нижнем Новгороде на выборах мэра города в октябре 2002г. во втором туре при явке 35% против всех проголосовало 29.5% избирателей. На выборах депутатов Саратовской областной Думы в сентябре 2002 г. в трех избирательных округах Саратова приняло участие в голосовании менее 25% избирателей. Причины этого заключается в увеличивающемся отрыве интересов власти от проблем населения, неспособности поднять благосостояние людей1.

    Важнейшими признаками демократического  государства являются реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

    Представительная демократия –  осуществление народом власти  через выборные учреждения, которые  представляют граждан и наделены  исключительным правом принимать  законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.).

    В Российской Федерации представительная  демократия обеспечивается выборностью  Государственной Думы и конституционно  обусловленным формированием Совета  Федерации, а также законодательных  учреждений субъектов Федерации  и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство – Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

    Обеспечение прав и свобод  человека и гражданина – другой  важнейший признак демократического  государства. Именно здесь проявляется  тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

    Демократическое государство не  может допустить «разрыхления»  государственности, т. е. невыполнения  законов  и других правовых  актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан. 

      1. Федеративное  государство.

    Государственное устройство России  основывается на принципе федерализма.  Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты  Федерации, в том числе и республики, не являются не зависимыми государствами – в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

Информация о работе Основы конституционного строя Российской Федерации