В юридической литературе не
проводится четких различий и
между категориями «конституционный
строй» и «основы конституционного строя».
Более того, указанные понятия фактически
признаются тождественными с учетом круга
общественных отношений, образующих конституционный
строй, и его правового закрепления. Так,
В. Т. Кабышев рассматривает конституционный
строй в качестве системы конституционных
отношений, продукта конституционно-правового
регулирования1. по мнению Н. А. Богдановой,
конституционный строй – это устройство
общества и государства, закрепленное
нормами конституционного права; данная
категория «относится к числу логических
построений именно науки конституционного
права и имеет собственное конституционно-правовое
содержание». Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин
понимают под конституционным строем
определенную форму, определенный способ
организации государства, закрепленный
в его конституции. Основами же конституционного
строя авторы считают «главные устои государства,
его основные принципы, которые призваны
обеспечить Российской Федерации характер
конституционного государства».
Категория «основы государственного
строя» отражает важнейшие черты государства
и принципы его функционирования, получившие
закрепление в Конституции. Разумеется,
большинство норм института основ конституционного
строя посвящено именно государству, его
организации, принципам функционирования
и деятельности. Но принципиальные вопросы
организации иных (негосударственных)
общественных связей законодателем
также не оставлены без внимания. Причем
речь идет не только о гражданском обществе
и соответственно институтах, принципах
и ценностях, традиционно очерчиваемых
данным понятием (права человека; объединения
граждан – общественные объединения,
в том числе политические партии, религиозные
объединения; политический, идеологический
плюрализм; свобода совести и т. д.), но
и о выходящих за рамки гражданского общества
экономических отношениях, участниками
которых являются разнообразные субъекты.
В этой связи нуждается в уточнении позиция
А. А. Безуглого и С. А. Солдатова, включивших
в конституционный строй наряду с государством,
его организацией и устройством лишь отношения
и институты гражданского общества2.
Конституционный строй (как и
общественный строй) представляет
собой всю систему общественных
отношений (политических, экономических,
социальных, идеологических и др.),
складывающихся в российском обществе
и государстве, которые регулируются нормами
различных отраслей права. В свое время
О. Е. Кутафин в одной из своих работ, посвященных
основам общественного строя СССР, включал
в понятие «общественный строй» «всю систему
общественных отношений, складывающихся
в … обществе», в закреплении и регулировании
которых участвуют все отрасли права и
законодательства. Изменение автором
своей позиции в связи с характеристикой
конституционного строя представляется
необоснованным, ибо речь идет фактически
об одном и том же феномене.
О. Г. Румянцев под основами
конституционного строя понимает
наиболее крупный объект конституционного
регулирования, в котором он
выделяет три различных по
закреплению уровня: ценности; принципы;
конституционно-правовые нормы и институты,
через которые упомянутые ценности и принципы
получают юридическое обоснование и закрепление.
Автор предлагает отделять друг от друга
«две стороны понятия основ конституционного
строя. Во-первых, устои реальных общественных
отношений, которые суть категории объективная.
Во-вторых, это субъективное отражение
объективной категории, адекватно устанавливаемое
законодателем.
По-видимому, теоретически и практически
больший интерес вызовет определение
категории «основы конституционного
строя» с точки зрения реальных общественных
отношений и как конституционно-правового
института. В исследованиях основ конституционного
строя России эти важнейшие их аспекты
не выделялись, а если такие попытки и
предпринимались, то их вряд ли можно признать
удачными. Например, по мнению О. Г.
Румянцева, «конституционный строй есть
совокупность социальных отношений, а
его основы – система принципов, их регламентирующих».
С подобным утверждением едва ли можно
согласиться прежде всего потому, что
взаимосвязанные понятия в одном определении
представлены в разных аспектах: конституционный
строй как общественные отношения, а основы
конституционного строя в качестве регламентирующих
норм. В действительности и конституционный
строй, и основы конституционного строя
(так же, как и общественный строй и основы
общественного строя) являются одновременно
реальными общественными отношениями
и соответствующими отношениями и соответствующими
правовыми институтами.
Говоря о данных аспектах названной
проблемы, нужно учитывать, что именно
в гл. 1 Конституции РФ находятся нормы,
содержание которых в большей мере, чем
норм иных конституционных институтов,
можно признать не соответствующим реальным
общественным отношениям. Задача конституционно-правовой
науки состоит не в одной лишь констатации
факта фиктивности норм и не в затушевывании
несоответствия между ними действительностью.
Исследования основ конституционного
строя призваны способствовать формированию
механизма действия основополагающих
конституционных норм-принципов. Последние,
обладая в соответствии со ст. 16 Конституции
РФ самой высокой юридической силой по
сравнению с иными нормами Основного закона,
служат юридической базой не только для
иных конституционных норм, но и для норм
других отраслей права, для выработки
стратегии всей законодательной деятельности
на территории страны. Содержание норм
института основ конституционного строя
выступает в качестве ориентира, своего
рода образца для «подтягивания» соответствующих
реальных отношений до уровня конституционной
модели.
Итак, что же представляют собой
основы конституционного строя
как конституционный институт
и реальные общественные отношения?
В качестве реальных общественных
отношений основы конституционного
строя Российской Федерации есть
базирующиеся на демократических
ценностях и идеалах, закрепленные конституцией
устои российского общества и государства,
или, иными словами, складывающиеся в обществе
конституционно закрепленные основополагающие
политические, экономические, социальные,
идеологические отношения.
Основы конституционного строя
Российской Федерации как конституционный
институт – это обладающие
наивысшей юридической силой,
систематизированные нормы Конституции,
которые закрепляют базирующиеся
на демократических ценностях
и идеалах политические, экономические,
социальные, идеологические устои российского
общества и государства.
По-видимому, имеются основания для
выделения и конституционно-правового
института основ конституционного
строя1, который по мимо норм гл.
1 Конституции включает в себя иные конституционные
нормы, а также нормы законов, других источников
конституционного права, непосредственно
конкретизирующие принципы конституционного
строя Российской Федерации (законов о
выборах, референдуме, общественных объединениях,
политических партиях и др.). говоря иначе,
конституционно-правовой институт основ
конституционного строя содержит нормы
различной юридической силы, где нормы
гл. 1 Конституции выполняют учредительную
функцию, закрепляя устои общества и государства,
а остальные нормы – функцию конкретизации
соответствующих конституционных принципов.
(Однако определяя содержание этого института,
важно избегать его необоснованного расширения,
чтобы он не поглотил нормы иных институтов
конституционного права).
В соответствии с Конституцией РФ обязанность
государства как субъекта конституционно-правовых
отношений состоит в том, чтобы постоянно
сокращать дистанцию между нормативным
содержанием основ конституционного строя
и его реальным воплощением в общественных
отношениях. Речь идет о конкретной деятельности
государства в социальной, экономической,
политической и духовной сферах общества,
основные направления которой в общей
форме очерчены Конституцией РФ в целях
развития и процветания общества, превращения
России в сильное, демократическое, конкурентоспособное
государство, призванное создавать необходимые
условия для превращения человека, его
прав и свобод в высшую социальную ценность.
- Демократическое
государство.
Таким называется государство,
устройство и деятельность которого
соответствует воле народа, общепризнанным
правам и свободам человека
и гражданина. Демократическое государство
– важнейший элемент демократии
гражданского общества, основанного
на свободе людей. Источником власти и
легитимации всех органов этого государства
является суверенитет народа.
Демократия является центральным
элементом в понимании сущности
современной России. Т. М. Пряхина
отмечает, что «за многие столетия
международного общения была выявлена
корреляционная зависимость между демократией
и безопасностью»1. какой же смысл
вкладывает в рассматриваемый институт
Основной Закон? Определение демократии
представляет собой непростую задачу.
А. Лейпхарт пишет, что «это понятие решительно
не поддается определению»2. Упоминание
о демократии мы можем встретить в древних
государствах. Идеалы людей того периода
не совпадали с современными представлениями
о правах человека. Демократическими провозглашали
себя страны с различными, не приемлющими
друг друга политическими режимами. В
советской науке обосновывались преимущества
«социалистической» демократии. И. И. Лукашук
называет демократию принципом международного
сообщества ХХI
века3.
Традиционно демократия рассматривается
как политический режим, предоставляющий
гражданам возможность беспрепятственно
реализовывать свои политические и личные
права. Его противоположность – тоталитарная
система имеет своей основой полный запрет
или иное понимание указанных прав. Стремясь
направить нашу страну на путь демократического
развития, ее руководство начало реформы
с пересмотра демократии как формы с пересмотра
демократии как формы осуществления власти.
Населению была предоставлена реальная
возможность через институты прямой демократии
влиять на формирование государственных
и местных органов. Однако, испытав эйфорию
от свободы выборов, российский электорат
все больше углубляется в состояния нежелания
пользоваться своими политическими правами.
Так, например, на выборах в Законодательное
собрание Санкт-Петербурга в декабре 2002г.
явка избирателей составила 29.4%. На выборы
губернатора этого субъекта РФ в сентябре
2003 г. в первом туре явилось 29.2% избирателей,
во втором – 28%, причем около 11% из числа
пришедших на избирательные участки предпочли
проголосовать «против всех». В Нижнем
Новгороде на выборах мэра города в октябре
2002г. во втором туре при явке 35% против
всех проголосовало 29.5% избирателей. На
выборах депутатов Саратовской областной
Думы в сентябре 2002 г. в трех избирательных
округах Саратова приняло участие в голосовании
менее 25% избирателей. Причины этого заключается
в увеличивающемся отрыве интересов власти
от проблем населения, неспособности поднять
благосостояние людей1.
Важнейшими признаками демократического
государства являются реальная представительная
демократия и обеспечение прав и свобод
человека и гражданина.
Представительная демократия –
осуществление народом власти
через выборные учреждения, которые
представляют граждан и наделены
исключительным правом принимать
законы. Представительные органы (парламенты,
выборные органы местного самоуправления)
наделяются правом решения наиболее важных
вопросов жизни народа (объявление войны,
принятие бюджета, введение чрезвычайного
и военного положения, разрешение территориальных
споров и др.).
В Российской Федерации представительная
демократия обеспечивается выборностью
Государственной Думы и конституционно
обусловленным формированием Совета
Федерации, а также законодательных
учреждений субъектов Федерации
и органов местного самоуправления.
На каждом уровне представительные учреждения
обладают определенными полномочиями,
которые исключают возможность вмешательства
со стороны кого бы то ни было. И в то же
время эта система носит целостный характер,
характеризует одно суверенное государство
– Российскую Федерацию. Единство системы
государственной власти закреплено в
ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
Обеспечение прав и свобод
человека и гражданина – другой
важнейший признак демократического
государства. Именно здесь проявляется
тесная связь формально демократических
институтов с политическим режимом. Только
в условиях демократического режима права
и свободы становятся реальными, устанавливается
законность и исключается произвол силовых
структур государства. Конституция РФ
закрепила все известные мировой практике
права и свободы, однако для реализации
многих из них еще необходимо создать
условия.
Демократическое государство не
может допустить «разрыхления»
государственности, т. е. невыполнения
законов и других правовых
актов, игнорирования действий органов
государственной власти. Это государство
подчинено закону и требует законопослушания
от всех своих граждан.
- Федеративное
государство.
Государственное устройство России
основывается на принципе федерализма.
Это означает, что государство состоит
из нескольких равноправных субъектов,
некоторые из которых (республики) называются
в Конституции РФ государствами. Однако
субъекты Федерации, в том числе и республики,
не являются не зависимыми государствами
– в таком случае их союз был бы не федерацией,
а конфедерацией, а сами они считались
бы субъектами международного права.