Основы конституционного строя Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования с учетом указанных аспектов раскрыть содержание категории «основы конституционного строя», определить соотношение данной категории и близким к ней по содержанию понятий («конституционный строй», «общественный строй», «основы общественного строя», «общественное устройство», «государственный строй» и др.), основываясь на историческом подходе и используя методы сравнительного проведения, проследить генезис названных понятий в конституционном праве России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Конституционный строй Российской Федерации………………...…..6
1.1 Понятие, основы, гарантии конституционного строя……...……6
1.2. Основы конституционного строя, как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования………………12
Конституционные характеристики Российского государства…… 22
2.1.Демократическое государство……………………………………22
2.2.Федеративное государство……………………………………… 24
2.3.Правовое государство………………………………………… 26
2.4.Социальное государство……………………………………… 29
.Светское государство………………………………………… 31
2.6.Республиканская форма правления………………………………32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Список используемых источников и литературы………………...…………. 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по КП.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

    В Основном Законе РФ не  говорится о гарантиях конституционного  строя. Часть 2 ст. 80 этого документа  провозглашает Президента России  гарантом Конституции. Ее гл. 4 носит название «Президент РФ»  и определяет его место в системе власти, порядок привлечения к ответственности. Таким образом, Президент является гарантом и своего статуса. Главы 5-7 Конституции РФ закрепляют статус и полномочия законодательной, исполнительной, судебной властей. Будучи гарантом Основного Закона, Президент находится в особом, формально неравном по отношению к другим органам власти положении. Гарантом в данном случае может выступать только независимый судебный орган, которым в нашей стране является Конституционный Суд. Являясь главой государства, Президент РФ должен быть наделен обязанностью принимать все необходимые меры по сохранению незыблемости именно конституционного строя, построение его в соответствии с нормами Основного Закона.

    Гарантии конституционного строя  могут быть обеспечены путем защиты и охраны от насильственного изменения. Это не означает его «вечность». Он может быть реформируем только в строго установленном порядке. Защита означает принятие мер в случае, если уже имеет место попытка нарушения конституционного строя. Здесь предполагается принятие активных мер. Под охраной следует понимать недопущение возможного его нарушения.

    Хотя  ст. 16  Конституции РФ  относит все положения первой  главы к основам конституционного  строя, их нужно рассматривать  не как равнозначные по отношению друг к другу, а как находящиеся в строгой иерархии, при которой часть норм имеет более высокий статус.

    На верхней ступени здесь находятся  народный и государственный суверенитеты, территориальная целостность. Именно  народ принимает Основной Закон, конституирует сложившуюся на данной земле определенную систему целостностей. Без наличия его как единой социальной силы невозможно само установление конституционного строя. Этот процесс не сможет быть осуществлен без опоры на силу и мощь государства, о существовании которого можно говорить только при наличии у него суверенитета и способности обеспечить свою территориальную целостность. Только при соблюдении названных условий появляется возможность рассматривать человека как высшую конституционную ценность. В противном случае некому и негде будет признавать, соблюдать и защищать его права и свободы.

    Отчужденность гражданина и государства  в России имеет особые корни,  глубоко уходящие в прошлое.  Однако и государства, которые  принято считать образцовыми в области прав человека, не могут считаться достигшими здесь абсолютных результатов. Причина этого лежит в самой природе человека, изначально ставящей индивидов в неравные условия для реализации своих прав, и механизме власти, стремящейся обеспечить в первую очередь собственные интересы. Ценность человека будет тем выше, чем ближе общество сможет подойти к уровню, характеризующему его как подлинно гражданское.

    Необходимым атрибутом государства  и правового статуса человека  является наличия между ними устойчивой правовой связи, выражающейся  в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Если на определенной территории не существует института гражданства (подданства), то там не могут возникнуть какие-либо конституционные отношения. Это объясняется тем, что народовластие осуществляется через реализацию населением политических прав, принадлежность которых обуславливается именно наличием гражданства. Следовательно, гражданство является важнейшей основой конституционного строя России. На это указывает и то, что оно регулируется ст. 6, закрепленной в первой главе Конституции РФ. По мнению О. Е. Кутафина, таким образом «подчеркиваются черты российского гражданства, характеризующие конституционный строй»1. 

  • 1.2. Основы конституционного строя, как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования. 
  •     Нормы института основ конституционного  строя составляют конституционный  фундамент и служат важнейшим  правовым ориентиром для преобразования  всех сторон жизни общества  в результате совершенствования методов, функций, принципов деятельности государства по управлению государственными и общественными делами, а также осуществления внутригосударственной организационно-структурной перестройки. Данный конституционный институт создает правовую основу для консолидации всех общественных сил, обеспечения постоянной взаимосвязи между государством, народом, обществом, каждым человеком и гражданином. Серьезные качественные преобразования всех сторон жизни и государства, намеченные в последнем Послании Президента России Федеральному Собранию РФ, по сути дела нацеливают государство на обеспечение функционирования отношений, составляющих основы конституционного строя, в соответствии с их конституционным содержанием.

        В первых российских конституциях (1918 и1925 гг.) не было специальных глав (разделов), посвященных общественному строю, хотя указанное обстоятельство вовсе не означает, что советские конституции игнорировали эти отношения и не закрепляли основополагающие черты, т. е. конституционные принципы нового строя в переходный период. Отсутствие структурного объединения названных норм в отдельную главу объясняется тем, что общественные отношения, закрепленные названными конституциями переходного периода, еще только складывались, и не было объективной основы для конституционного закрепления социалистического общественного строя как единой системы политических, экономических и социальных отношений.

        После того как задачи по  построению социализма в основном  были решены, первая советская  Конституция СССР 1936 г. (и соответственно Конституция РСФСР 1937г.) смогла «юридически закрепить вопросы общественного строя в единстве его социально-экономической и политической сторон», «это была первая в мире Конституция, включившая в свое содержание… новую главу об общественном устройстве»1. в соответствии с наименованием главы вошел в научный лексикон сам термин «общественное устройство», означавший самостоятельный конституционный институт, нормы которого устанавливали экономические, политические и социальные устои общества.

        Введения Конституции СССР 1936 г.  термина «общественное устройство»  повлекло попытки отграничить  эту категорию от употреблявшегося  ранее в литературе понятия  «общественный строй». Однако подобные  попытки не могли быть признаны  успешными, поскольку между названными понятиями нет различия и даже семантические значения слов «строй» и «устройство» идентичны. В самом деле, в «Словаре русского языка» С. И. Ожогова в качестве первого значения слова «строй» указано «система государственного или общественного устройства»1. С этих же позиций и в современной конституционно-правовой науке формулируется понятие государственного строя. Так, Н. А. Богданова, определяя категорию «конституционного строя», отталкивается от его понимания как реальных отношений, «отражающих устройства государства и общества, а также положения человека в системе положения: государство – общество – личность»2.

        Вместе с тем 60-70-е годы ХХ  в. изучение категории «общественное  устройство» и ее интерпретация  в государственно-правовой науке  в значительной мере приобрели критическую направленность. В литературе отмечался определенный схематизм, искусственность этого понятия, т. к. оно не охватывало наряду с общественными и государственные институты, указывалось на его несоответствие классификации научных понятий и т. д. Одновременно в исследованиях предлагалось использовать другие, более приемлемые с точки зрения тех или иных авторов категории («общественно-политический строй», «общественный строй»). Фактически этими исследованиями и было подготовлено изменение названия соответствующего института последних советских конституциях.

        В Конституции СССР 1977 г. (Конституции  РСФСР 1978 г.) уже используется  термин «основы общественного  строя и политики СССР (РСФСР)».  Так стал называться раздел 1 Основного закона, состоящей из нескольких глав, три из которых закрепляли политическую, экономическую и социальную системы общества и государства. Этот институт, безусловно, занял ведущее место в системе конституционных институтов (о чем свидетельствуют и его расположение Конституции, и содержание норм, превратившихся в гарантирующую основу для иных конституционных институтов – конституционного статуса личности, национально-государственного устройства страны и системы органов государственной власти, - и принципы их формирования и функционирования).

        В отношении российской Конституции  1978 г. и действующей Конституции  РФ можно говорить о восприятии  позитивного зарубежного конституционного  опыта в связи с закреплением  институтов основ общественного  (конституционного) строя. Далеко не все современные конституции содержат самостоятельные части и структурно обособленные конституционные институты, отражающие принципиальные черты общества и государства. Но в ряде конституций все-таки имеются отдельные главы, которые, несмотря на то, что именуются по-разному включают нормы, регулирующие сходные общественные отношения, например «Политические, экономические и социальные основы государства» в Конституции Кубы 1976 г., «Политика», «Экономика», «Культура» в Конституции КНДР 1972 г., «Общества и государства», в Конституции Португалии 1976 г., «Экономический и финансовый строй». Термин «конституционный строй» употребляется лишь в Конституции ФРГ 1949г., где в ст. 20 говорится о связанности законодательства конституционным строем, а также о праве граждан оказывать сопротивление каждому, кто попытается устранить этот строй. В российскую Конституцию данный термин впервые был включен в июне 1990, когда была изменена редакция ст. 7 Конституции РСФСР 1978 г 1.

        Особый интерес для России в силу политических, экономических причин, в единых исторических и культурных традиций имеют конституции государств – республик бывшего Советского Союза. Во всех конституциях стран СНГ, а также в Конституции Эстонии есть специальная глава или раздел, закрепляющее принципиальные черты общественного строя указанных государств, хотя, как правило, само слово «строй» для обозначения возникающих здесь отношений в названных конституциях не используется. Чаще всего упомянутые главы (разделы) именуются «общие положения» (Конституция Азербайджанской Республики 1995 г., Конституции Грузии 1995г. Конституция Республики Казахстан 1995г. и др.).

        Предусмотренное действующей российской  Конституцией наименование системы  основополагающих общественных  отношений и принципов их функционирования, а также соответствующих глав – «основы конституционного строя» - восприняли конституции Республики Армении 1995г., Республики Беларусь 1996г., Республики Таджикистан 1994г., Туркменистана 1995г. данное обстоятельство может служить подтверждением стремления названных государств в более тесной интеграцией с Россией. Особенно ярко, пожалуй эта тенденция проявляется в Конституции Республики Беларусь, где, к примеру, в соответствии со ст. 17 русский язык имеет равный статус с белорусским.

        Однако нельзя не помнить, что  содержание соответствующих глав (разделов) иных конституций стран  СНГ тоже свидетельствует о  влияние на них Конституции  РФ 1993 г. Наиболее вероятное объяснение  тому, почему сам термин «конституционный (или общественный) строй» не был воспринят большинством упомянутых конституций, следует искать в негативном отношении к понятию «строй» после распада Советского Союза на всем пост советском пространстве. Этот термин, как и словосочетание «общественный строй», в юридической литературе 90-х годов ХХ в. предлагалось исключить из понятийного инструментария конституционного права на том основании, что понятие «общественный стой» использовалось в теории и практике тоталитарного социализма и было там «огосударствлено», т. е. исключало существование гражданского общества, независимого от государства и стоящего над ним1.

        Замена в действующей Конституции  терминов «общественный строй»  на «конституционный строй» объяснялась  скорее не вытеснением понятия  «общественный строй» понятием «гражданское общество», как считает В. Е. Чиркин, а стремлением разработчиков концепции действующей Конституции России максимально дистанцироваться от общественно-политической системы тоталитарного социализма и подчеркнуть такой разрыв с тоталитарным прошлым в новой демократической конституции. Ведь если общественный строй (как и государственный строй) может быть и демократическим, и тоталитарным, то с природой конституционного строя подобная возможная двойственность не совместима, поскольку он основывается именно на уважении прав человека и подчинении праву, на других демократических ценностях и идеалах.

        Базовые социальные ценности  занимают ведущее место в определении  конституционного строя. Это ценности  правовой, социальной, исторической  справедливости, ценности демократии, но в первую очередь высшая ценность, которой, согласно Конституции, является человек, его права и свободы («конституционный строй есть соединение прав человека и конституционных гарантий их реализации», «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией», «это форма или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву характеризует его как конституционное государство»). Таким образом, категория конституционного строя призвана акцентировать внимание на качественной особенности порядка и системы отношений и норм, закрепляющих общественный строй: их приверженности высоким ценностям и идеалам подлинного демократизма, гуманизма, правового государства. Поэтому конституционный строй можно назвать разновидностью, или одной из форм, общественного строя, которой присущи строго определенные черты.

    Информация о работе Основы конституционного строя Российской Федерации