Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:22, контрольная работа
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены все субъекты федерации. По такой выгодной и компромиссной схеме строятся все мировые федерации. Территория федеративного государства состоит из территорий входящих в него государств и государственных образований.
Конфедерация
— это такая форма объединения государств,
которая сочетает в себе признаки международно-правовой
и внутригосударственной организации.
Обычно в конфедерацию объединяются государства,
которые имеют общие цели в решении внешнеполитических
либо внутриполитических задач. Такие
государства сохраняют свои собственные
государственные суверенитеты и создают
общие конфедеративные органы управления.
Следует отметить, что современный мир
не знает таких объединений государств,
как конфедерация.
Форма правления
Понятие государственно-политического режима
Политический (государственный) режим - способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Современные ученые выделяют три основных видов политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами.
Тоталитаризм. Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “ TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Тоталитарными являются режимы, при которых :
- есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
- партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.
- доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”
(коммунизм, фашизм, национал-социолизм)
Авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.
Слабые стороны
авторитаризма: полная
Достоинства
авторитарного режима: высокая способность
обеспечивать политическую
Структура
Конституции РФ включает:
преамбулу; 9 глав, содержащих 137 статей
первого, основного раздела конституции,
а также второй раздел «Заключительные
и переходные положения». В наличии таких
общих компонентов нет ничего необычного.
Как показано выше, большинство зарубежных
конституций также включают в себя преамбулу,
основную часть с большим или меньшим
числом статей и завершающую сравнительно
небольшую по объему часть, содержащую
указанные положения. В принципе так же
строились и большинство советских конституций.
Существенные структурные новации связаны
с новым расположением соответствующих
глав и статей, с тем местом, которое им
отведено в структуре новой конституции
России.
Основная часть
Конституции РФ открывается главой
об основах конституционного строя.
Как уже отмечалось (см. § 1 данной
главы), структура конституции, при
которой она начинается с самых
общих положений, основ общественного
и государственного устройства, характерна
для большинства конституций стран мира,
хотя конкретное наименование соответствующей
главы (раздела) может быть самое разное.
Для этого есть весомые основания. Именно
в этой главе обычно закрепляются самые
общие и важные принципы и положения конституции,
являющиеся исходными, первичными, учредительными
для других ее статей, иных законов и всей
нормативно-правовой системы страны. Так,
в Конституции РФ в данной главе закрепляется
демократическая сущность, правовой, социальный
и светский характер российского государства,
его республиканская форма правления,
а в последующих главах все это конкретизируется
и развивается. В этой же главе четко определяется
первостепенные место и роль соблюдения
и защиты прав и свобод человека в жизни
и деятельности общества и государства,
а в специальной, второй главе это основополагающее
положение очень широко и подробно расшифровывается
и воплощается в конкретные права и свободы
человека и гражданина и их гарантии. Точно
так же, в первой главе зафиксированы самые
общие основы федеративного устройства
страны, а в отдельной, третьей главе раскрываются
конкретный состав РФ, статус ее субъектов,
конкретные принципы и механизмы организации,
функционирования и деятельности Федерации
и ее субъектов. То же можно сказать относительно
вопросов местного самоуправления: сам
принцип его отражен в гл. 1 (ст. 12), а более
подробно об этом речь в главе 8. Если сама
Конституция РФ представляет собой основу
всего законодательства страны, как и
каждой его отрасли, то ее первая глава,
можно сказать, служит своеобразной «основой
основ».
Принципиально
по-новому решен в Конституции
России вопрос о месте главы о
правах и свободах личности. Раньше
в советских конституциях такая
глава либо вообще отсутствовала, либо
была отодвинута в конец текста (например,
в Конституции РСФСР 1938 г.), что, несомненно,
отражало действительное отношение к
личности, ее правам и свободам в тоталитарном
обществе и государстве. Теперь же, когда
уже в ст. 2 Конституции РФ провозглашается,
что человек, его права и свободы являются
высшей ценностью, а обязанностью государства
является признание, соблюдение и защита
этих прав и свобод, вполне логично и обоснованно
выдвижение этой главы вперед. Может, однако,
возникнуть вопрос: разве проблема прав
и свобод личности не входит в основы конституционного
строя; и если входит, то почему она освещается
отдельно, в особой главе? Конечно, входит.
И отражением этого является присутствие
в главе об основах конституционного строя
указанной ст. 2. Но столь же очевидно и
то, что далеко не все в этой (как впрочем
и в других) области может быть включено
в такие основы. В связи с этим сравнительно
более частные характеристики конкретных
прав, свобод и обязанностей личности
составляют вторую (но среди специальных
глав первую) главу Конституции РФ.
Третье место
по праву отведено главе «Федеративное
устройство». Без предварительного
решения этой группы проблем в
конституции федеративного
Говоря о расположении
указанных глав в Конституции РФ,
необходимо иметь в виду следующее обстоятельство.
Казалось бы, по логике теории разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную сперва речь должна идти о парламенте,
а затем уже о президенте и правительстве,
а также о судах. Так обычно и делается
в конституциях стран с парламентской
формой правления. Но Российская Федерация
— это не парламентская, а президентская
республика, в которой именно президент
обладает особенно широкими полномочиями
и является главой государства. Место
и роль такого главы государства не может
быть сведена лишь к месту и роли одного
из органов исполнительной власти. Поэтому
в Конституции России глава о Президенте
РФ стоит впереди главы о парламенте.
Особо следует
выделить вопрос о главе 8 «Местное
самоуправление». В советских конституциях,
в том числе и в Конституции РСФСР 1978 г.,
такой главы не было. Это определялось
тем, что господствовавшая тогда этатистская
политико-правовая доктрина исходила
из признания необходимости сохранения
и укрепления государственных органов
на всех, в том числе и местном, уровнях
(от Верховного Совета до сельских и поселковых
Советов). Переход от политической системы
тоталитаризма к демократической политической
системе требует признания того, что в
вопросах местных следует вести речь не
о государственных органах управления,
а о негосударственных органах самоуправления.
При этом Конституция РФ определяет лишь
самые общие основы местного самоуправления
и сознательно, опираясь на принцип действительного
федерализма, оставляет все остальное
на решение субъектов Федерации и самодеятельность
местного населения.
Завершается основная
часть Конституции РФ главой 9 «Конституционные
поправки и пересмотр Конституции»,
в которой говорится о том,
кто может вносить предложения
о поправках и пересмотре положений
Конституции и в каком порядке эти предложения
рассматриваются и принимаются, о чем
подробнее — несколько ниже.
Второй раздел
Конституции РФ составляют «Заключительные
и переходные положения». В отличие
от основной части Конституции, т.е.
ее первого раздела, эта часть изложена
не в форме статей, а в форме ряда последовательных
пунктов, закрепляющих: день ее принятия;
день ее вступления в силу и одновременное
прекращение действия предшествующей
конституции; приоритет положений новой
Конституции перед положениями Федеративного
договора, других договоров, прежнего
законодательства и других правовых актов;
отдельные сравнительно частные положения
о деятельности существующих и вновь учрежденных
государственных органов (Президента,
Правительства, судов, палат Федерального
Собрания и его депутатов).
Сказанное выше
о структуре Конституции РФ позволяет
сделать общий вывод, что она
в целом вполне отвечает общим
требованиям, предъявляемым конституционной
теорией к современным
В ходе изложения
проблемы структуры Конституции
России пришлось неоднократно вторгаться
и в вопрос о ее содержании. Поэтому,
а также в связи с тем, что
все дальнейшее изложение будет посвящено
этому, остановимся только на ряде обобщающих
характеристик основного содержания Конституции
РФ как целого. Особое значение для этого
имеет преамбула Конституции РФ, а также
ее глава 9, говорящая о порядке изменения
Конституции, которые в связи с этим рассматриваются
в данной главе сравнительно подробно.
Преамбула Конституции
РФ достаточно лаконична, но емка по содержанию.
Как известно, преамбула Конституции
РСФСР 1978 г. была намного обширнее, включала
краткий экскурс в историю
страны, характеристику ее достижений
в результате построения «развитого социалистического
общества» и содержала много классовых
идеологем, включая прямое указание на
то, что при создании и принятии этой конституции
руководствовались идеями «научного коммунизма».
Преамбула Конституции РФ 1993 г. уходит
от всего этого и с позиций современных
реалий ведет речь только о том, чем руководствовался
многонациональный народ РФ при принятии
новой конституции. Эти мотивы: соединенность
общей судьбой на своей земле; утверждение
прав и свобод человека, гражданского
мира и согласия; сохранение исторически
сложившегося государственного единства;
соблюдение общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения народов;
память предков, передавших нам любовь
и уважение к Отечеству, веру в добро и
справедливость; возрождение суверенной
государственности Росши и утверждение
незыблемости ее демократической основы;
стремление обеспечить благополучие и
процветание Родины; ответственность
за свою Родину перед нынешним и будущими
поколениями; осознание себя частью мирового
сообщества. Как видим, здесь нет ни традиционного
в прошлом восхваления достигнутого, ни
засилия пролетарской идеологии, хотя
идеология гуманизма и демократизма, патриотизма
и интернационализма представлена весомо
и зримо. Хотелось бы также еще раз напомнить
в этой связи, что несмотря на то, что положения
преамбулы по традиции не имеют непосредственно
нормативно-правового характера, они тем
не менее имеют очень важное общеполитическое
и идеологическое значение. Нельзя их
недооценивать и в юридическом плане,
поскольку они играют исключительно важную
роль в понимании смысла всей Конституции
и ее отдельных глав и статей, в правильном
толковании и применении ее норм.
Информация о работе Основные теории происхождения государства