Основные теории происхождения государства, признаки и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа содержит ответы на два теоретических вопроса

Содержание

1. Основные теории происхождения государства
2. Признаки и функции государства
3. Заключение
4. Литература

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

 

 

Контрольная работа Политологии по теме:

«Основные теории происхождения государства, признаки и функции государства»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Основные теории происхождения государства.                         1 стр.
  2. Признаки и функции государства.                                            11 стр.
  3. Заключение                                                                                 16 стр.
  4. Литература                                                                                 18 стр.

 

 

  1. Основные теории происхождения государства.

 

      Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Актуальность данной темы состоит в том, что общество всегда интересовал вопрос о возникновении государства. Ещё со времён древнего Рима и до наших дней многими учёными выдвигались разнообразные теории происхождения государства.

Идея государства происходит из самой глубины человеческого  сознания. На различных этапах развития народы и племена приходили, часто  независимо друг от друга, к общему выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и свобод. Основной причиной возникновения государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования. В государстве народ имеет возможность объединить свои силы, дисциплинировать их направить на достижение экономических, политических и социальных целей.

Создавая государство, люди вместо подчинения стихийным силам  подчиняются верховной власти, которую  сами сознательно создали. Таким  образом, они выходят их состояния слепого подчинения внешним обстоятельствам и приобретают независимость, первое условие действительной свободы. Термин «государство» обычно употребляют в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определенной территории и управляемое органами высшей власти. В узком смысле - это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории.

Государство - основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры,

Древнегреческие философы Платон, Аристотель считали, что в  государстве реализуется как  бы высшая цель природы человека и  человеческого общения. Только в  рамках государства могут нормально  функционировать семья, общество, человек, Гегель указал, государство - это образ и действительность разума человеческого общества. В сжатом виде эти взгляды выражены в определении государства В.И. Лениным. «Государство, - писал он, - это особая организация силы, есть организация насилия для подавления, какого-либо класса»1.

Государство является главным орудием политической власти в обществе, центральным элементом его политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения. Государство не относится к вечным феноменам общества. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для упорядочения своей жизни особые институты. В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью. В обществе с государством власть централизованной группы опирается на иерархический административный аппарат, строящий свою деятельность на базе юридических норм. Здесь действует четко установленная иерархия - разделение на лиц, владеющих политической властью и подчиняющихся ей, то есть существуют отношения управления и подчинения, где организованное меньшинство обладает монополизированной централизованной политической властью. 
Существует несколько теорий и концепций происхождения государства, ниже приведены основные теории:

 
1. Патриархальная теория- зародившаяся в древней Греции и получившая теоретическое обоснование в 17в. В одной из работ английского мыслителя Р. Фильмера, который рассматривал государство как продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение число этих семей и их объединение приводит к образованию государства. Следовательно- суть патриархальной теории возникновения государства в том, что государство возникает по модели семьи (т.е. государство - своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).Это позволяет утверждать, что власть правителя (монарха, короля, царя и т.п.) является продолжением отцовской власти в семье.

Следовательно, согласно данной теории:

- монарх является отцом всего мира;

- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

- монарх действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

- власть монарха (отца) ничем не ограничена и незыблема;

- подданные обязаны чтить монарха и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам данной теории можно отнести, что она:

- способствует сплочению общества;

- способствует уважению, почитанию государственной власти;

- культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Видимо не без влияния  данной теории пустила глубокие корни  в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, т.е. супер личности, способностью решать все проблемы за всех.Главным недостатком теории является:

- прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

- в семье существуют действительно родственные связи, но весь народ (несмотря на наличие определённой общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;

- монарх - представитель публичной власти, отделённой от народа, и его власть имеют иную основу, чем власть отца в семье;

- отец действительно является основателем рода;

- монарх же, если и основатель, то государства, а не народа;

- монарх не является родственником подавляющего большинства населения;

- зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имея кровнородственной связи с управляемым государством;

- власть отца неформальна и непосредственна;

- власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляет опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения.Вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи и ещё и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и тоже время.

2.Теологическая концепция государства, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. В этой концепции нашли отражение некоторые реальности, связанные с теократическими формами первых государств мира, достоинством данной теории является следующее:

- способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

- препятствует насилию, революции и гражданским войнам, переделу власти и собственности;

- в наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности. Главный недостаток данной теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, т.е. не научна. Теологическая теория призывает:

- принять государство и власть как данность, полученную свыше;

- признать власть монархов  святой и происходящей от Бога (Папа Римский - представитель  Бога на Земле, монархи - представители  Папы и через него Бога в своих государствах).Полностью и во всём подчиняться власти - небесной (божественной), т.е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, т.е. монархам и государству, не пытаться изменить установленный Богом порядок. 
3. Теория общественного договора. Наибольшее распространение получила в XVII-XVIII вв. в трудах Г.Гроция, Д.Локка, Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо. В соответствии с ней возникновение государства есть результат своеобразного договора находящихся в догосударственном состоянии индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти передаются суверенному монарху или иному государственному институту.Русский философ и писатель-революционер А.Н. Радищев (1749-1802),теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой теории.

Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению её авторов, государство возникает в результате заключения «общественного договора»  между людьми находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ.

Смысл идеи «общественного договора» в следующем:

- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

- каждый преследовал  только свои интересы и не  считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех»;

- в результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

- чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

- в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория «общественного договора» имела большое прогрессивное  значение:

- были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

- сделан шаг к созданию гражданского общества;

- фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;

- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

- теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII-XVIII вв.;

- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;

- государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создаёт условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей;

- обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

Существенным недостатком  данной теории является её идеалистичность:

- «общественный договор» - скорее идеал, чем реальная действительность;

- зачастую государства возникали другими путями - войны, насилие и при наличии иных условий;

- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы, классы, сословия, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

4. Теория "насилия" или "захвата". Существенный вклад в её обоснование и развитие внесли Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский. В основе возникновения государства, считают они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.

Согласно мнению сторонников  психологической теории возникновение  государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Под данными свойствами подразумеваются:

Информация о работе Основные теории происхождения государства, признаки и функции государства