Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:04, курсовая работа
Цель работы - изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.
Задачи: достижение понимания исторической и практической мотивации авторов теорий государства и права.
Введение
1. Теории происхождения государства и права не связанные с материалистическим пониманием истории
1.1 Теологическая теория
1.2 Патриархальная теория
1.3 Договорная и естественно-правовая теории
2. Историческая школа права
2.1 Психологическая теория
3. Материалистические теории происхождения государства и права
3.1 Органическая теория
3.2 Теория насилия
3.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория
3.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория
3.5 Ирригационная теория
Заключение
Библиографический список
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Содержание
Введение
1. Теории происхождения
государства и права не
1.1 Теологическая теория
1.2 Патриархальная теория
1.3 Договорная и естественно-правовая теории
2. Историческая школа права
2.1 Психологическая теория
3. Материалистические
теории происхождения
3.1 Органическая теория
3.2 Теория насилия
3.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория
3.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория
3.5 Ирригационная теория
Заключение
Библиографический список
Введение
Теория государства
и права, как следует из ее предмета,
- наука политическая. Политика - это
искусство управлять
Поэтому объектом исследования в данной работе станут - основные теории происхождения государства и права.
Предметом исследования - социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права.
Цель работы - изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.
Задачи: достижение понимания исторической и практической мотивации авторов теорий государства и права.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства и права, их характерных особенностей не завершёно и не исчерпано. Так как процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни, равно как и смена политических режимов. Например, такие памятные события как объединение Германии, развал СССР, Югославии, Чехословакии, «революция роз» в Грузии, «оранжевая» революция на Украине и в Киргизии, пока не получили каких-либо оценок, характеристик с точки зрения происхождения государства и права, то есть дают новую почву для размышлений.
1. Теории
происхождения государства и
права, не связанные с
1.1 Теологическая теория
Рассматриваемая
теория не является научной, поскольку
заведомо опирается не на знания в
их обычном понимании, а на веру в
бога. Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть
без решения вопроса о
Первоначальные
религиозно-мифические представления
о божественном происхождении государства
и права характеризуются крайне
широким многообразием. Это вполне
объясняется особыми
В теологической теории - учении богослова Фомы Аквинского (1225- 1274), которая в более позднее время, именовалось как «томизм», процесс возникновения государства и права рассматривался аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх - помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность неограниченной власти монарха.
В древней Греции ученик Сократа (469-399 до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, под прозвищем Платон (427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) - также является сторонником божественного происхождения государства и права. Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, "вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе мироздания". Однако наряду с ним на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.
Своего рассвета теологическая теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII веков в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей». Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права "не от бога".
1.2 Патриархальная теория
Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. По Аристотелю, государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения.
В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642), "Патриарх" (1680). Так происхождение государства и теория "божественного права королей" выводились из изначального патриархата.
Средневековые светские феодалы также прибегали к патриархальной
теории происхождения
государства и права для
Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), а на Западе - английского историка права Г. Мэна и других.
Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается.
Характерно, что
не существует ни одного исторически
достоверного свидетельства подобного
способа возникновения
1.3 Договорная и естественно-правовая теории
Эта теория содержит чрезвычайно много аспектов, противоречива и непоследовательна на различных исторических этапах развития. Она вобрала в себя разноречивые взгляды крупнейших мыслителей всех времен, стоящих порой на диаметрально противоположных политико-правовых и философских позициях. Ряд авторов выделяет договорную - как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права.
Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:
Возникновению
государства предшествует естественное
состояние
людей.
Государство возникло
и основано на общественном договоре,
уставших от борьбы с природой и
друг с другом людей. Государство
и право представляются продуктом
разума и воли (людей и Бога). Решив
выйти из "естественного" (догосударственного)
состояния, люди объединились в государство
на определенных условиях, и они добровольно
передают государству часть своих врожденных
(естественных) прав и свобод. А государство
обеспечивает охрану частной собственности
и личной безопасности, заключивших договор.
3) В результате создания государства в
обществе образуются две системы
права: естественного и позитивного (или
положительного). Первая - естественное
право (на жизнь, свободу, социальное равенство,
собственность и другое), воплощающее
в себе безусловный разум и вечную справедливость,
словом то, что присуще человеку от рождения
и заложено в самой его сущности. Вторая
- позитивное благоприобретенное право,
исходит от государства (законы, одобряемые
им обычаи, прецеденты). Первичным является
право естественное - вечное и неизменное
для всех времён и народов. Подчинёнными
ему выступают нормы (правила поведения),
устанавливаемые и изменяемые (отменяемые)
государством.
Позитивное право
- это существующее, действующее
в данный момент право. Естественное
право, исходящее от «всеобщего разума»,
стало как пожелания и
Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. В это время и формируется школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). Последний полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных.
Считается, что первым предпринял попытку приспособить теорию естественного права к интересам буржуазии Г. Гроций (1583-1645). Теоретической основой и идеологическим обоснованием буржуазного революционного движения во Франции послужили идеи Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Рассматривая государство как продукт Общественного договора, он считал, что каждый человек передает в общее достояние свою личность и все свои силы. В результате образуется коллективное целое, которое раньше именовалось "гражданскою общиною", позднее - "республикою или политическим организмом...". В Декларации прав человека и гражданина (1789), программном документе Великой Французской революции (1789-1794), записано: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.
В принятой, по проекту Т. Джефферсона (1743-1826), Декларации независимости США (1776) говорится: "Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью". Для официальной государственной доктрины это было абсолютное новшество.
С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени наблюдается период так называемого возрожденного естественного права. Но некоторые авторы полагают, что наибольшее распространение современные теории естественного права имели в середине прошлого столетия. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитают ссылаться на международные пакты как на нормативные документы. Во многих странах снижается интерес к теориям естественных прав личности.
Информация о работе Характеристика основных теорий происхождения государства и права