Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Введение ……………………………………………………………………2
1. Многочисленность взглядов и интересов, выраженных в теориях происхождения государства и права ………………………………………...3
2. Характеристика основных теорий происхождения государства ...4
2.1. Теологическая или божественная теория …………………………….5
2.2. Патриархальная теория ………………………………………………..7
2.3. Договорная теория ……………………………………………………..7
2.4. Теория насилия ……………………………………………………….14
2.5 Психологическая теория ……………………………………………..20
2.6. Расовая теория ……………………………………………………….22
2.7. Органическая теория ………………………………………………...24
2.8. Материалистическая теория ………………………………………...26
Заключение ……………………………………………………………….30
Библиографический список ……………………………………………31
План
Введение ……………………………………………………………………2
1. Многочисленность взглядов и интересов, выраженных в теориях происхождения государства и права ………………………………………...3
2. Характеристика основных теорий происхождения государства ...4
2.1. Теологическая или божественная теория …………………………….5
2.2. Патриархальная теория ………………………………………………..7
2.3. Договорная теория ……………………………………………………..7
2.4. Теория насилия ……………………………………………………….14
2.5 Психологическая теория ……………………………………………..20
2.6. Расовая теория ……………………………………………………….22
2.7. Органическая теория …………………………
2.8. Материалистическая теория ………………………………………...26
Заключение ……………………………………………………………….30
Библиографический
список ……………………………………………31
Введение
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.
1. Многочисленность взглядов и интересов, выраженных в теориях происхождения государства и права
Теория государства и права, как следует из ее предмета, - наука политическая. Политика – это искусство управлять государством и она по определению не может быть беспристрастной, так как является сферой деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, смыслом, которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.
Поэтому неудивительно, что разными исследователями, казалось бы, одни и те же признаваемые факты оцениваются и истолковываются по-разному. Так в строго теоретическую проблему о происхождении государства и права вносится чисто политический момент, что создает еще одну сложность в изучении теории государства и права, вытекающую из множественности точек зрения различных авторов по вопросам происхождения государства и права. Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно, а истина только одна.
В связи с этим важное значение, как в теоретическом, так и практико-политическом отношении имеет изучение происхождения государства и права. Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. В мире всегда существовало множество теорий, объясняющих происхождение государства и права. Существование их вполне естественно и понятно, если иметь в виду, с одной стороны, сложность и многогранность, таких явлений, как государство и право, а с другой стороны - тот факт, что каждая из этих теорий отражает или различные взгляды и суждения тех, или иных групп, слоев населения, классов, наций, других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса происхождения государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и отчасти зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающий прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства и права. За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. А споры о природе государства и права продолжаются и по сей день.
Казалось бы, истинной может быть только одна теория не случайно латинское изречение гласит: «error multiplex, veritas una» - истина всегда одна, ложных суждений может быть сколько угодно. Однако такой схематический подход, к столь сложному социальному институту, как государство был бы неверным. Многие теории охватывают лишь те или иные стороны происхождения государства, хотя и преувеличивают, универсализируют эти стороны. Важно в общей характеристике этих теорий, часть из которых зародилась в глубокой древности или в средние века, наряду с критическим отношением, выделять и то позитивное, что они содержат. Очевидно, что в данном случае нужны не просто ссылки на различные точки зрения, а выделение тех из них, которые в силу своей верности и доказательности полнее всего соответствуют истинному положению вещей. Поэтому объектом исследования в данной работе станут – основные теории происхождения государства, а предметом – их социально-правовые положения и политические особенности. Для достижения понимания исторической и практической мотивации авторов теорий государства и права необходимо изучение мнений сторонников тех или иных теорий, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов и позиций.
2. Характеристика основных теорий происхождения государства
На сегодняшний день существует множество теорий происхождения государства. Раскрыть все не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространенных.
К числу последних справедливо будет отнести:
- теологическую;
- патриархальную;
- договорную;
- насилия;
- психологическую;
- расовую;
- органическую;
- материалистическую (классовую) теории.
2.1. Теологическая или божественная теория
Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога и восходит своими корнями к древнему миру. Ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога.
Первоначальные религиозно – мифические представления о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований, как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии или Африки. Только впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других.
В теологической теории – учении богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274), которая в более позднее время, именовалась как «томизм», процесс возникновения государства рассматривался аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх – помазанник божий) государственной власти божественным ореолом, придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность неограниченной власти монарха.
В Древней Греции ученик Сократа (469 – 399 г. до н.э.) потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, под прозвищем Платон (427 – 347 г. до н.э.) основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского – Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – также является сторонником божественного происхождения государства. Сократ, Платон Аристотель выражали позицию, заключавшуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, «вложенные в сердца людей самим божественным разумом». В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и «во всем строе мироздания». Однако, наряду с ним на возникновение и развитие государства решающее влияние оказали жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.
В силу особых взглядов и воззрений части общества, духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно- политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.
На рубеже XII – XIII веков в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковным правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».
2.2 Патриархальная теория
Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).
Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи. Является результатом разрастания семьи.
Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения ( семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.
Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.
2.3. Договорная теория
Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н. э. Софистами в Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь», - обращался к своим собеседникам один из них (Гиппий 460 - 400 гг. до н. э.) - Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе. Закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе»
Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.
Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.
Информация о работе Характеристика основных теорий происхождения государства