Основные этапы избирательного процесса в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:47, реферат

Описание работы

В исследовании для сбора социологической информации могут применяться различные методы такие как: анализ документов, метод наблюдение, метод эксперимента, метод опроса, анкетирование, интервью. Каждый из них имеет свои особенности, техника их применения, столь многообразна, что некоторые модификации приобрели статус самостоятельных методов.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. 4
1.1 Избирательный процесс в Российской Федерации. 4
Глава 2. 6
2.1 Стадии избирательного процесса. 6
2.2 Назначение выборов в Российской Федерации. 7
2.3 Образование избирательных округов и избирательных участков. 9
2.4 Регистрация избирателей и составление списков избирателей. 11
2.5 Избирательные комиссии. 11
2.6 Выдвижение кандидатов. 13
2.7 Проведение предвыборной агитации. 19
2.8 Голосования. 20
2.9 Подсчет голосов и установления результат голосования. 24
Заключение. 29
Список используемых источников. 3

Работа содержит 1 файл

Глава 1 (2).docx

— 92.96 Кб (Скачать)

2.При образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта РФ может превышать указанный предел, но не должно составлять 40%;

3.Избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

При проведении очередных  выборов полагается утвердить схему  избирательных округов. Если этого  не сделано в соответствующие  сроки, Закон разрешает использовать прежнюю схему. В схеме указываются  название каждого избирательного округа и его номер, перечень входящих в  каждый округ административно-территориальных  единиц или муниципальных образований, или населенных пунктов, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии, число избирателей, зарегистрированных в округе.

Избирательный участок –  первичная территориальная единица  на выборах. Он охватывает часть территории населенного пункта или на весь населенный пункт, а то и несколько населенных пунктов, близко расположенных друг от друга. Для проживающих здесь  избирателей организуется голосование  в одном помещении. На избирательном  участке функционирует участковая комиссия; именно она проводит голосование  и первичных подсчетов голосов.

Избирательные участки образуются с учетом следующих требований: на территории одного избирательного участка  должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей; недопустимо пересечение  границ избирательных округов границами  избирательных участков.

Избирательные участки образуются по голосованию с соответствующей  территориальной избирательной  комиссией главой муниципального образования  не позднее чем за 50 дней до дня  голосования с учетом местных  и иных условий и исходя из необходимости  создания максимальных удобств для  избирателей.

Избирательные участки могут  образовываться и в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и др.), в труднодоступных  и отдельных местностях, на полярных станциях, на судах. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.

В порядке исключения допускается  образования избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных  в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях  избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению  соответствующей окружной избирательной  миссии.

Избирательные участки за границей образуются там руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации при выборах Президента РФ и депутатов Государственной  Думы. При создании избирательных  участков обычно учитываются места  компактного проживания российских граждан. Как правило, границы избирательных  участков обуславливаются границами консульских округов.

2.4 Регистрация избирателей и составление списков избирателей.

Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Регистрация избирателей является необходимым условием реализации гражданином своих избирательных прав, поскольку участвовать в голосовании могут лишь те лица, которые включены в списки избирателей.

В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, –  т.е. достигшие на день выборов 18 лет, имеющие место жительства на территории соответствующего избирательного участка. Не включаются в списки избирателей граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления могут включаться иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории данного муниципального образования, если это предусмотрено международными договорами с соответствующими государствами и российскими законами.

Законодательством предусмотрены  меры, обеспечивающие регистрацию и  включение в списки избирателей  особых категорий российских граждан, не имеющих возможности зарегистрироваться в обычном порядке. К ним, в частности, относятся:

а) военнослужащие – учет военнослужащих, а также членов их семей и других избирателей, проживающих  в расположении воинской части, осуществляется командиром воинской части;

б) российские граждане, имеющие  постоянное место жительства за пределами  Российской Федерации или находящиеся  в длительной заграничной командировке, – их регистрация осуществляется руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации; если избиратели проживают в странах, где нет консульских учреждений Российской Федерации, они могут  обращаться в консульские учреждения на территории близлежащей страны с  просьбой о включении в списки избирателей;

в) избиратели, находящиеся  в плавании или на полярных станциях, – их учет осуществляется капитанами судов и руководителями полярных станций.

Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам) по форме, утвержденной Центральной  избирательной комиссией РФ и  представляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения  не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин вправе заявить о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке в участковую избирательную комиссию. Избирательная комиссия обязана устранить допущенные ошибки или неточности, либо дать письменный ответ с указанием причин отказа.

2.5 Избирательные комиссии.

Избирательные комиссии –  коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов, занимающиеся защитой избирательных  прав граждан, представляют собой иерархическую  систему органов во главе с  Центральной избирательной комиссией  РФ.

В РФ действуют следующие  виды избирательных комиссий.

Центральная избирательная  комиссия РФ. Состоит из 15 членов (назначаются на 4 года), 5 из которых назначаются Государственной Думой, 5 – Советом Федерации, 5 – Президентом РФ, имеющих высшее юридическое образование.

Центральная избирательная  комиссия РФ осуществляет общий контроль за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, организацией и проведением выборов, организует и проводит выборы в федеральные органы государственной власти. Центральная избирательная комиссия РФ вправе издавать инструкции нормативного характера для единообразного применения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и др. Решение Центральной избирательной комиссии РФ обязательны для всех избирательных комиссий в России.

Избирательная комиссия субъектов  РФ. Избирательная комиссия субъектов РФ является государственным органом субъекта РФ, формируется законодательным органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – половина членов).

Избирательная комиссия субъекта РФ осуществляет контроль над деятельностью  нижестоящих избирательных комиссий в данном субъекте РФ, проводит выборы в федеральные органы государственной  власти на территории данного субъекта РФ, организует и проводит выборы в  органы государственной власти данного  субъекта РФ, контролирует проведение выборов в органы местного самоуправления, образованные на территории данного  субъекта РФ.

Избирательная комиссия муниципальных  образований. Избирательная комиссия муниципального образования может быть юридическим лицом (если такое положение предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования). Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на соответствующую территориальную комиссию.

Формирования избирательной  комиссии муниципального образования ( члены назначаются на 4 года) осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений  политических партий (избирательских блоков), выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских  мандатов в Государственной Думе, в законодательном органе государственной  власти субъекта РФ, на территории которого образовано данное муниципальное образование, избирательных объединений (избирательных  блоков), выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления (по предложениям этих трех групп субъектов – не менее половины членов избирательной комиссии муниципального образования), общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства (работа, службы, учебы), избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ, на территории которого образовано данное муниципальное образование (по ее предложению назначается не менее двух членов избирательной комиссии муниципального образования).

 Избирательная комиссия муниципального образования организует и проводит выборы в выборные органы местного самоуправления (прежде всего в представительный орган местного самоуправления, а также, если предусмотрены прямые выборы главы муниципального образования).

Окружные избирательные  комиссии. Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, не являются юридическими лицами, их полномочия могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

Окружная избирательная  комиссия формируется соответствующей  избирательной комиссией субъекта РФ (ей же назначается председатель окружной избирательной комиссией), причем не менее половины членов окружных избирательных комиссий назначаются по предложениям политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению мандатов в Государственной Думе, в законодательном органе государственной власти данного субъекта РФ (на выборах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления – также представительном органе местного самоуправления).

Окружная избирательная  комиссия организует и проводит выборы на территории соответствующего избирательного округа, осуществляет контроль за деятельностью  участковых комиссий на территории данного  избирательного округа, определяет результаты выборов на территории соответствующего избирательного округа. Срок полномочий окружной избирательной комиссии истекает в день официального опубликования  решения о назначении следующих  выборов соответствующего уровня.

Территориальные (районные, городские и другие) комиссии. Территориальная комиссия является постоянно действующим органом, ее члены (5 – 9 человек) назначаются соответствующей избирательной комиссией субъекта РФ. Территориальная комиссия организует и проводит выборы на соответствующей территории, осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий.

Участковые комиссии. Участковая комиссия формируется соответствующей вышестоящей избирательной комиссией (например, окружной избирательной комиссией), ею же назначается председатель участковой комиссией. Участковая комиссия обеспечивает процессы голосования избирателей, подсчета голосов на соответствующем избирательном участке. Участковые комиссии создаются только на период подготовки и проведения голосования. Члены участковой комиссии непосредственно подсчитывают бюллетени, осуществляя таким образом подведения итогов выборов на данном избирательном участке, после чего составляется соответствующий протокол. Если нет жалоб на ее действия, полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Членами избирательных комиссий могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18 – летнего возраста, кроме выборных должностных лиц, судей, прокуроров, кандидатов на соответствующих  выборах и его близких родственников  и подчиненных, а также лиц  с неснятой судимостью.

Деятельность избирательных  комиссий основывается на принципах  коллегиальности и гласности.

За массовые нарушения  избирательных прав граждан (в результате которых выборы могут быть признаны недействительными), невыполнение судебного  решения ( решения вышестоящей избирательной  комиссии), по заявлению одной трети  депутатов законодательного органа государственной власти РФ ( Государственной  Думы), избирательной комиссии субъекта РФ (Центральной избирательной комиссии РФ) избирательная комиссия судебным решением может быть расформирована (досрочно прекращены полномочия ее членов).

2.6 Выдвижение кандидатов.

Информация о работе Основные этапы избирательного процесса в Российской Федерации