Основные этапы избирательного процесса в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:47, реферат

Описание работы

В исследовании для сбора социологической информации могут применяться различные методы такие как: анализ документов, метод наблюдение, метод эксперимента, метод опроса, анкетирование, интервью. Каждый из них имеет свои особенности, техника их применения, столь многообразна, что некоторые модификации приобрели статус самостоятельных методов.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. 4
1.1 Избирательный процесс в Российской Федерации. 4
Глава 2. 6
2.1 Стадии избирательного процесса. 6
2.2 Назначение выборов в Российской Федерации. 7
2.3 Образование избирательных округов и избирательных участков. 9
2.4 Регистрация избирателей и составление списков избирателей. 11
2.5 Избирательные комиссии. 11
2.6 Выдвижение кандидатов. 13
2.7 Проведение предвыборной агитации. 19
2.8 Голосования. 20
2.9 Подсчет голосов и установления результат голосования. 24
Заключение. 29
Список используемых источников. 3

Работа содержит 1 файл

Глава 1 (2).docx

— 92.96 Кб (Скачать)

Время избирательных действий (сроки выполнения избирательных  процедур в рамках стадий избирательного процесса, избирательной кампании) - это одновременно политическое и юридическое время. Время является неотъемлемым элементом организации выборов и в структуре избирательного процесса имеет самостоятельное технологическое и юридическое значение. С ним связано возникновение, изменение или прекращение соответствующих избирательных правоотношений; оно выступает в качестве юридического факта и предмета правового регулирования, рассматривается в качестве политического ресурса избирательной кампании, ненадлежащее или неэффективное использование которого существенно ограничивает потенциальные возможности конкретных участников избирательного процесса. Избирательными комиссиями с учетом уровня и вида выборов составляется и утверждается основанный на соответствующем законе о выборах календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов. Избирательный календарь фактически и юридически регламентирует сроки осуществления отдельных избирательных действий и процедур на той или иной стадии избирательного процесса.

Избирательное законодательство, по существу, представляет собой каталог  юридически определенных избирательных действий и процедур, гарантий и условий их осуществления, которые с учетом соблюдения сроков их выполнения обеспечивают в совокупности переход от одной стадии избирательного процесса к последующей, вплоть до опубликования официальных результатов выборов в средствах массовой информации. Юридический режим выполнения избирательных процедур и действий выражается в конкретных правах и обязанностях, которыми наделяются участники избирательного процесса на той или иной его стадии, и соблюдении предусмотренных законом сроков их осуществления. Выполненные с нарушением требований закона избирательные действия и процедуры (как по их юридическому содержанию, так и нормативному времени) являются незаконными (юридически ничтожными), не имеют юридической силы и, следовательно, не порождают позитивных юридических последствий.

Юридически избирательная  кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов. Процедурой назначения выборов открывается полный цикл избирательных действий и основанных на них избирательных правоотношений. Действующим избирательным законодательством в целях соблюдения общих политике - правовых принципов обязательности и периодичности выборов, непрерывности и легитимности деятельности выборных институтов предусматриваются два юридических режима назначения даты выборов: основной и дополнительный.

2.2 Назначение выборов в Российской Федерации.

Назначение выборов - самостоятельная  стадия избирательного процесса. Одной  из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов регионального законодательного (представительного) органа государственной власти. Конституция РФ закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов установлен в конституциях (уставах), законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований. При этом в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" особо подчеркнут обязательный характер назначения выборов и усилены гарантии избирательных прав граждан при порядка назначения выборов, уточнен перечень субъектов права назначения выборов.

Организационно-правовым выражением принципа обязательности проведения выборов  органов и депутатов являются порядок и сроки назначения выборов, закрепленные в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований. Выборы назначаются уполномоченными на то органами или должностными лицами в соответствии со сроками, установленными в указанных нормативных правовых актах, и проводятся избирательными комиссиями.

Федеральный закон об основных гарантиях определяет общий и  особый порядок назначения выборов, в том числе сроки - продолжительность организации и проведения основных, очередных и досрочных выборов. В нормативных правовых актах о выборах закрепляется перечень уполномоченных органов и должностных лиц, на которые возложена конституционно-правовая обязанность назначения и проведения выборов. При этом данный Федеральный закон обеспечивает обязательность проведения выборов посредством определения расширенного по сравнению с прежней редакцией закона 1994 г. круга органов, уполномоченных принимать решения о назначении выборов и обеспечивать обязательность их проведения. Впервые в механизм назначения выборов включены суды общей юрисдикции.

Выборы депутатов Государственной  Думы нового созыва назначаются Президентом  Российской Федерации. Решение о  назначении выборов должно быть принято  не ранее чем за 110 дней и не позднее  чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье  месяца, в котором истекает конституционный  срок, на который была избрана Государственная  Дума предыдущего созыва. Конституционный  срок, на который избирается Государственная  Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном  составе. Решение о назначении выборов  подлежит официальному опубликованию  в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Президент Российской Федерации  не назначит выборы депутатов Государственной  Думы в установленный срок, выборы назначаются Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации  и проводятся в первое воскресенье  месяца, в котором истекает конституционный  срок, на который была избрана Государственная  Дума предыдущего созыва. Решение  Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее  чем через семь дней со дня истечения  установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации, Президент  Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов  Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед  днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной  Думы. Решение о назначении досрочных  выборов подлежит официальному опубликованию  в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Президент Российской Федерации, распустив Государственную Думу, не назначит досрочные выборы депутатов  Государственной Думы нового созыва, выборы назначаются Центральной  избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в последнее  воскресенье перед днем, когда  истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации о назначении досрочных  выборов публикуется не позднее  чем через семь дней со дня истечения  установленного срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначаются Советом  Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее  чем за 100 дней и не позднее чем  за 90 дней до дня голосования. Днем голосования  на выборах Президента Российской Федерации  является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование  на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором  четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение  о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через  пять дней со дня его принятия.

Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации  в соответствии с пунктом 2 настоящей  статьи, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией  Российской Федерации во второе воскресенье  месяца, в котором проводилось  голосование на предыдущих общих  выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации о  назначении выборов публикуется  не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов.

В случае прекращения Президентом  Российской Федерации исполнения своих  полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее  чем через 14 дней со дня такого прекращения  полномочий назначает досрочные  выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед  днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через  пять дней со дня его принятия.

Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации, то эти выборы назначаются  и проводятся Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации  в последнее воскресенье перед  днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов  публикуется не позднее чем через  семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования  решения о назначении досрочных  выборов.

Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы депутатов  Государственной Думы или Президента Российской Федерации, совпадает с  днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным  днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном  порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.

Если в период, когда  в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами должны состояться выборы депутатов  Государственной Думы или Президента Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования  является первое или второе воскресенье  по истечении трех месяцев после  отмены действия чрезвычайного или  военного положения.

2.3 Образование избирательных округов и избирательных участков.

На любых выборах надо сформировать избирательные округа. Избирательный округ – территория, на которой избирается депутат или  выборное должностное лицо.

Характер избирательного округа зависит от вида выборов. Так, пока выборы в Государственную Думу проводились на основе сочетания  мажоритарной и пропорциональной избирательных  систем, соответственно для избрания депутатов создавались два вида избирательных округов:

Одномандатные округа (их можно  назвать мажоритарными или территориальными); вся территория Российской Федерации  разбивалась на 225 округов, от каждого  избирался один депутат;

Для выборов по федеральным  спискам вся территория Российской Федерации считалась единым федеральным  избирательным округом по выборам  депутатов Государственной Думы; по этому округу также избиралось 225 депутатов.

Теперь, при проведении выборов  только по партийным списком вся  страна является единым федеральным  избирательным округом, в котором  избирается все 450 депутатов Государственной  Думы.

На выборах Президента вся территория Российской Федерации  также считается единым федеральным  избирательным округом.

При выборах депутатов  органов законодательной власти субъектов Российской Федерации  по мажоритарной системе территория субъекта делится на избирательные  округа, их число равно числу депутатов данного органа; при избрании половины депутатов по пропорциональной системе вся территория субъекта считается единым избирательным округом.

В целом аналогичные правила  применяются и при проведении муниципальных выборов.

В субъектах РФ, где выборы по округам применяются для избрания многих депутатов органов законодательной  власти субъектов, а также депутатов  представительных органов местного самоуправления, чаще всего применяются  одномандатные избирательные округа, т.е. от округа избирается один депутат. Вместе с тем Закон не исключает  избрание депутатов по      многомандатным округам, при условии, что в одном таком округе может, избирается не более пяти депутатов.

 Чаще всего многомандатные округа используются на муниципальных выборах, причем для маленьких территорий можно даже не применять указанное ограничение.

Федеральный закон 2002 г. Называет несколько требований, с учетом которых  образуются избирательные  округа:

1.Соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 30%. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонения числа нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10% от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдельных местностях – 15% от средней нормы представительства избирателей;

Информация о работе Основные этапы избирательного процесса в Российской Федерации