Органы государственной власти. Классификация органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть уже сложившуюся систему государственных органов РФ, проводя аналогию со структурными подразделениями системы государственных органов зарубежных стран.
Основная задача данной работы будет сводиться к рассмотрению не только понятия и признаков органов государства, но и к выделению их основных классификаций, при этом основной акцент будет сделан на классификацию по принципу разделения властей, так как он наиболее полно отражает признаки и виды органов государственной власти РФ.

Содержание

Введение. 2
1. Понятие органа государства и его признаки 3
2. Классификация органов государства 5
3. Глава государства 7
4. Законодательные органы 12
5. Совет Федерации 15
6. Государственная Дума 16
7. Исполнительные органы 16
8. Судебные органы 21
9. Основные конституционные принципы правосудия 23
10. Конституционный Суд Российской Федерации 24
11. Верховный Суд 25
12. Арбитражный Суд 25
Заключение 27
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая в работе Алексейчук Н.И. Теория государства и права Органы государственной власти. Классификая о.г.в..docx

— 89.12 Кб (Скачать)

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью  Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности прав личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению законности, по борьбе с преступностью, по обеспечению  деятельности органов судебной власти.

В сфере обороны и государственной  безопасности осуществляет меры по обеспечению  Вооруженных Сил, обеспечивает развитие государственных целевых программ в области развития вооружения, принимает  меры по охране государственной границы  и т.п.

В сфере внешней политики и международных отношений осуществляет меры по реализации внешней политики государства, обеспечивает представительство  России в иностранных государствах и международных организациях, обеспечивает выполнение обязательств государства  по международным договорам, осуществляет регулирование и государственный  контроль в сфере внешнеэкономической  деятельности и т.п.

Правительству Российской Федерации  принадлежит право законодательной инициативы, которая осуществляется путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Выводы: Таким образом, исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой, публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

  1. Судебные органы

Важное место в структуре  государственного аппарата занимает система  судебных органов, основной функцией которых  является осуществление правосудия. Система судебных органов выступает  в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в  конституциях и обычных законах  ряда современных государств.

Например, в Конституции  Испании (1978 г.) предусмотрено, что «судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени Короля судьями и членами судов, представляющими эту власть, которые независимы, несменяемы, ответственны перед законом и подчиняются закону» (п.1 ст.117). В Конституции ФРГ (1949 г.) провозглашается что «судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе, и судами земель» (ст. 92).23

Статус носителя одной  из трех властей — судебной обеспечивает органам правосудия весьма важное место  в государственном механизме. Структура  судебных органов в разных странах  неодинакова. Именуются они тоже по-разному. В Китайской Народной Республике, например это Верховный  народный суд, местные народные суды, военные суды и другие специальные  народные суды. В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом» (разд. I ст. III).24

Однако, несмотря на особенности  структуры и другие различия судебных органов тех или иных стран, у  них во многом схожи цели и задачи, которые во всех государствах, именующих  себя демократическими, провозглашаются конституционно. Много общего у них в социальных функциях, содержании деятельности, в конституционных принципах их организации и функционирования.

В конституционных актах  подавляющего большинства современных  государств в той или иной форме провозглашается, скажем, принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в рамках установленной юрисдикции, вопросов. «Народные суды в пределах, установленных законом, осуществляют правосудие самостоятельно, без вмешательства со стороны административных органов, общественных организаций и отдельных лиц»,— закреплено, в частности, в Конституции КНР (ст. 126).25

В большинстве конституций  современных государств установлены  принципы гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства. Например, Конституция Испании, запрещая деятельность каких бы то ни было чрезвычайных трибуналов, имеющую, как правило, закрытый характер, одновременно устанавливает, что «судебное разбирательство  является открытым», «преимущественно устным, особенно по уголовным делам» (ст.120).

Разумеется, данный принцип организации и деятельности судебных органов, равно как и другие, не следует абсолютизировать. Конституционная теория далеко не всегда совпадает с конституционной практикой. Нередко в деятельности судебных органов тех или иных стран имеют место грубейшие нарушения провозглашаемых конституционных положений.

Кроме того, в самих конституциях довольно часто устанавливаются  в отношении данных принципов  ограничения. Так, Конституция Испании, провозглашающая открытость судебного  разбирательства, содержит оговорку - "за исключением предусмотренных  процессуальными законами случаев". Конституция Японии устанавливает: «Если суд единогласно решает, что гласность представляет опасность  для публичного порядка или морали, разбирательство может вестись  при закрытых дверях» (ст. 82). Аналогичные положения содержатся и в конституционных актах и многих других стран.26

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в конституции Российской Федерации.

Выводы: Таким образом, существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка, а её государственная природа — обязанностью государства этот порядок поддерживать. Судебная власть возникает в силу необходимости и обязанности государства трактовать свою волю в том случае, когда нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной трактовкой государственной воли в процессе индивидуального регулирования. Сохранение всеобщего и универсального значения права как социального регулятора требует обеспечения правовой реальности в случае спора о самом праве. Возможность и обязанность определить, что является правом в случае спора об этом в индивидуальном правоприменении, составляет основу судебной власти, определяет её место и роль в системе разделения властей, а так же политических факторов, образует уникальный властный ресурс судебной власти.

  1. Основные конституционные принципы правосудия

Важнейший из них – осуществление  правосудия только судом27. Это – гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое отражение в установлении Конституцией рамок судебной власти и судебной системы Российской Федерации.

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.28

В Конституции Российской Федерации закреплено, что судьи  независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации  и федеральному закону29. Независимость судей – важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти, позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие.

Принцип подчинения судей  только Конституции и федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным  в ст.120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает  решение в соответствии с законом.

В соответствии с Конституцией судьи несменяемы. Их полномочия могут  быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и  по основаниям, предусмотренным в  федеральном законе30.

Судьи неприкосновенны. Это  – одна из наиболее существенных гарантий их независимости.31

Разбирательство дел во всех судах является открытым, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Конституция устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия  сторон.

Граждане Российской Федерации  имеют право участвовать в  осуществлении правосудия в порядке, предусмотренным федеральным законом. В случаях, предусмотренным законом, судопроизводство осуществляется с  участием присяжных заседателей.

В соответствии с Конституцией (ст.124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и  должно обеспечивать возможность полного  и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным  законом.

Выводы: Правосудие – главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкования правовых норм (Конституционным Судом – норм Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда).

  1. Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации  и Федеральным конституционным  законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный  суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  Советом Федерации по представлению  президента.

Это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд имеет  широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории страны он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральным законам, нормативным актам субъектов федерации; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и ее субъектов; проверяет конституционность примененного закона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции Российской Федерации, осуществляет другие полномочия, предоставленными ему Конституцией.32

  1. Верховный Суд

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. (статья 126 Конституции Российской Федерации).

Верховный Суд Российской Федерации:

  • является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
  • осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики;
  • разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.
  • Полномочия ВС России, порядок его образования (т.е. порядок назначения судей) и деятельности установлены Конституцией России, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (1996г.), ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (2011г.), а также Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (2002г.), Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (1981г., действует до 2013г. лишь в части положений о Кассационной коллегии).

Председателем Верховного Суда Российской Федерации является Вячеслав Михайлович Лебедев.

  1. Арбитражный Суд

Информация о работе Органы государственной власти. Классификация органов государственной власти