Органы государственной власти. Классификация органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть уже сложившуюся систему государственных органов РФ, проводя аналогию со структурными подразделениями системы государственных органов зарубежных стран.
Основная задача данной работы будет сводиться к рассмотрению не только понятия и признаков органов государства, но и к выделению их основных классификаций, при этом основной акцент будет сделан на классификацию по принципу разделения властей, так как он наиболее полно отражает признаки и виды органов государственной власти РФ.

Содержание

Введение. 2
1. Понятие органа государства и его признаки 3
2. Классификация органов государства 5
3. Глава государства 7
4. Законодательные органы 12
5. Совет Федерации 15
6. Государственная Дума 16
7. Исполнительные органы 16
8. Судебные органы 21
9. Основные конституционные принципы правосудия 23
10. Конституционный Суд Российской Федерации 24
11. Верховный Суд 25
12. Арбитражный Суд 25
Заключение 27
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая в работе Алексейчук Н.И. Теория государства и права Органы государственной власти. Классификая о.г.в..docx

— 89.12 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение. 2

1. Понятие  органа государства и его признаки 3

2. Классификация  органов государства 5

3. Глава государства 7

4. Законодательные органы 12

5. Совет Федерации 15

6. Государственная Дума 16

7. Исполнительные органы 16

8. Судебные органы 21

9. Основные конституционные принципы правосудия 23

10. Конституционный Суд Российской Федерации 24

11. Верховный Суд 25

12. Арбитражный Суд 25

Заключение 27

Список литературы 30

 

 

Введение.

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество. Под управлением  государства находится широкий  спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных и иных аспектов.

Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов  государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни  с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства  на определенных этапах его исторического  развития1.

Органы государственной  власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными  полномочиями для осуществления  его задач и функций и действуют  в установленном им порядке.

Нужно отметить, что с  развитием человеческого общества создавались именно такие государственные  органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И  естественно, что для каждой нации  и в каждом государстве создавалась  своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами  его территории, географическим положением и другими факторами. Так и  в Российской Федерации сложилась  своя, совершенно особенная, структура  органов государственной власти.

В своей совокупности государственные  органы образуют единую систему. В нее  входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов2. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно-правовая связь.

Целью данной работы является рассмотреть уже сложившуюся  систему государственных органов  РФ, проводя аналогию со структурными подразделениями системы государственных  органов зарубежных стран.

Основная задача данной работы будет сводиться к рассмотрению не только понятия и признаков  органов государства, но и к выделению  их основных классификаций, при этом основной акцент будет сделан на классификацию  по принципу разделения властей, так как он наиболее полно отражает признаки и виды органов государственной власти РФ.

1. Понятие органа государства  и его признаки.

Механизм государства  состоит из различных частей, имеющих  специфическое устройство и выполняющих  свойственные им функции. Основным элементом  данного механизма является орган  государства.

Государственный орган — это звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство. Понятие «государственный орган» можно понимать как орган власти, выполняющий определенные задачи и функции.

Орган государства имеет  собственную структуру, устанавливаемую  законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства  должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими  частями государственного механизма.3

Каждый орган государства  имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

Свою компетенцию государственные  органы могут реализовывать в  трех формах:

  • путем издания предписаний общего характера (издание нормативных актов);
  • путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
  • путем осуществления организационной деятельности.

Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих  законов.

Государственные органы, как  и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков:

  • Орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
  • Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;
  • Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены определенные задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность;
  • Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения исполнения этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;
  • Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета);
  • Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы;
  • Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;
  • Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;

Выводы: В этом пункте рассмотрены понятие государственного органа, его компетенции, а также признаки органа государства.

Таким образом, государственный  орган - это ключевой элемент механизма  государства, сочетающий в себе орган  власти и орган выполняющий определенные функции в соответствии с наделенными функциями, полномочиями и т.д.

2. Классификация органов государства

По способу возникновения

По  объему властных полномочий

По широте компетенций

По принципу разделения властей

По порядку принятия решения

первичные

производные

высшие

местные

общей компетенции

специальной компетенции

исполнительные

законодательные

судебные

коллегиальные

единоличные

Классификацию органов государства  можно проводить по различным  основаниям, наглядно это видно на приведенной выше схеме.4

По способу возникновения  они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы в свою очередь создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции  выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции направлены на решение широкого круга вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство образования).

По порядку принятия решения (по порядку осуществления компетенций) органы разделяются на: коллегиальные и единоличные (единоначальные) органы. К коллегиальным органам можно отнести парламент, к единоличным же – президента.

Кроме того, органы государства  бывают выборные и назначаемые.

Помимо всех вышеперечисленных  классификаций, выделяют еще и классификацию  по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока своего действия, тогда как временные – для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей.

В структуре государственных  органов выделяют еще и правоохранительные органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.

На механизм государства  и классификацию его высших органов  непосредственное влияние оказывает  принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Классификация по принципу разделения властей, на мой взгляд, самая существенная из всех, поэтому она будет рассмотрена  мной в следующих главах.

Выводы: Классификацию можно провести по многим признакам. Я провела по пяти наиболее существенным признакам. Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование различных  видов государственных органов  предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых  других оснований их классификации.

  1. Глава государства

Глава государства – это  конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне  и внутри страны, символ государственности  народа.5

В некоторых странах глава  государства может рассматриваться  в качестве неотъемлемой, составной  части парламента, то есть законодательной  власти, так как без его подписи  закон не действителен. Либо глава  государства может одновременно являться и главой исполнительной власти (правительства), либо только главой государства  и не входить в какую-либо ветвь власти. Однако нужно заметить, что глава государства может быть единоличным или коллегиальным. Монарх и президент являются единоличными органами власти, к коллегиальным же относятся постоянно действующие органы парламента, им избираемые.

В зависимости от формы  правления главой государства может  являться монарх, или президент.

Монарх – лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, пожизненно и получающее ее, как  правило, по наследству.

Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства  и одновременно главой исполнительной власти. Однако во многих странах монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил их на практике, оставаясь главой государства, как  правило, в виде безвластного символа  единства нации.

Полномочия монарха зависят  от формы правления государства.

Вся полнота государственной  власти сосредотачивается в руках  монарха при абсолютной монархии. Он сам издает законы, может непосредственно  руководить административной деятельностью  или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Фактически никаких  ограничений его власти нет.

В конституционной (дуалистической) монархии полномочия монарха в отличие  от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).

Исполнительная власть здесь  принадлежит монарху, который может  осуществлять ее сам или через  назначаемое им правительство. Монарх подбирает и назначает министров, возглавляя правительство (правда всегда имеется пост премьер-министра).

Правительство за свою деятельность несет полную ответственность перед  монархом.

В странах с парламентской  монархией глава государства, как  правило, лишен возможности действовать  самостоятельно, и все исходящие  от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим  министром, без чего не имеют юридической  силы. Глава государства формально  наделен широкими полномочиями, но на деле не имеет почти никакой власти. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство.

Президент — глава исполнительной власти, обладающий широкими административными  полномочиями в отношении своего правительственного аппарата.

Президент служит носителем  и гарантом государственного суверенитета. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней  государственной деятельности

Президент является главой государства в большинстве современных  государств. Он избирается либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.

Президент в большинстве  случаев обладает возможностью формировать  совещательный орган (правительство) и включать в него по своему желанию  тех или иных руководителей министерств  и ведомств.

Глава государства обладает различными полномочиями, но осуществление  этих полномочий на практике зависит  от формы правления, от реального  положения главы государства.

Информация о работе Органы государственной власти. Классификация органов государственной власти