Органы государственной власти. Классификация органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть уже сложившуюся систему государственных органов РФ, проводя аналогию со структурными подразделениями системы государственных органов зарубежных стран.
Основная задача данной работы будет сводиться к рассмотрению не только понятия и признаков органов государства, но и к выделению их основных классификаций, при этом основной акцент будет сделан на классификацию по принципу разделения властей, так как он наиболее полно отражает признаки и виды органов государственной власти РФ.

Содержание

Введение. 2
1. Понятие органа государства и его признаки 3
2. Классификация органов государства 5
3. Глава государства 7
4. Законодательные органы 12
5. Совет Федерации 15
6. Государственная Дума 16
7. Исполнительные органы 16
8. Судебные органы 21
9. Основные конституционные принципы правосудия 23
10. Конституционный Суд Российской Федерации 24
11. Верховный Суд 25
12. Арбитражный Суд 25
Заключение 27
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая в работе Алексейчук Н.И. Теория государства и права Органы государственной власти. Классификая о.г.в..docx

— 89.12 Кб (Скачать)

В классических президентских  республиках президент является центральной политической фигурой, здесь в его руках сосредоточена  вся исполнительная власть, так как  он, являясь главой государства, еще  и возглавляет правительство. Президент  сам назначает министров и  отправляет в отставку. Правительство  находится в полном его подчинении.

В полупрезидентской республике правительство формируется парламентом, однако, у президента здесь имеются  значительные полномочия в области  исполнительной власти.

В парламентской республике президент, являясь главой государства, фактической властью не обладает. Он избирается, как правило, не населением, а коллегией выборщиков, состоящей  преимущественно из парламентариев. Правительство здесь ему не подотчетно, оно формируется партией (или  партиями), победившей на парламентских  выборах, а президент, не будучи лидером  партии, лишен возможности направлять его деятельность.

Институт президентской  власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, каковой была Россия много десятилетий, этот институт был органически чужд. Все дело в том, что с господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип  разделения властей, одним из выражений  которого является наличие в системе  органов власти Президента.

Впервые пост Президента был  утвержден в 1990 году, в тогда еще  СССР, преодолев значительное сопротивление  народных депутатов, и повлек изменения  в Конституции. А неоднозначная  личность М.С.Горбачева навеки будет  записана на скрижалях истории не только как человека, давшего толчок демократических преобразований в  стране, но, как и первого и последнего Президента СССР. Первый президент РСФСР был избран путем прямых народных выборов 12 июня 1991г.

Конституция РФ 1993 года внесла существенные изменения в статус Президента и в порядок его  избрания, процедуру отрешения от должности и проч. На этой основе произошло и изменение текущего законодательства. Так, Государственной  Думой в 1995 г. был принят и подписан Президентом Закон «О выборах Президента Российской Федерации», ряд других правовых актов, связанных с характеристикой статуса Президента.

Президент Российской Федерации  является главой государства6, избираемый на шесть лет, согласно п.1 ст.81 Конституции РФ. В ранее действующей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РФ.

Придание Президенту статуса  главы государства, прежде всего, было вызвано требованием повышения  персонифицированного представительства  государства как внутри страны, так  и на международной арене. Этот статус является традиционным в конституциях многих стран.

Принципиально новое трактование  статуса Президента РФ, содержащееся в Конституции означает, что Президент  занимает особое место в системе  органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.7

Однако Конституция содержит ограничения, препятствующие превращению  Президента РФ в авторитарного правителя. Они – в ограниченности периода  полномочий Президента, в порядке  его прямых всенародных выборов, в недопустимости занятия этого  поста более двух сроков подряд, в возможности отрешения его  от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и т.д.

Президент выступает в  качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина. Это означает, что он несет персональную ответственность  за то, чтобы механизмы защиты Конституции  и прав человека работали бесперебойно.

Президент также принимает  меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование органов государственной  власти РФ.

Отметим и такую функцию, как определение основных направлений  внутренней и внешней политики государства. Ежегодные послания Президента Федеральному собранию делают их достоянием общественности.

В соответствии со ст.80 Конституции  на Президента, как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Поэтому в соответствии с  Конституцией в формировании федеральных  органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное  собрание – парламент. Это достигается  двумя путями: либо Президент назначает  определенных должностных лиц, а  парламент одобряет, либо парламент  назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, т.к. именно эти органы практически  реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной  думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров по предложению Председателя Правительства.

Он так же представляет Совету Федерации кандидатуры для  назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает  же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации8.

На Президента возложен и  ряд полномочий, связанный и с  деятельностью Парламента. Он назначает  выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и Федеральным  законом, распускает ее в случаях  и порядке, предусмотренным Конституцией9.

Он так же подписывает  и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето10.

Президент вносит законопроекты  в Государственную думу, наделен  полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст.125 нормативных документов, о толковании Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Президент в соответствии с Конституцией, конституционными и  федеральными законами руководит деятельностью  федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя правительства положения о них  и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности.

Выводы: Глава государства — человек, несколько человек или орган, считающийся верховным представителем государства.

В некоторых случаях (например, Соединённые Штаты Америки) является главой исполнительной власти. В других (например, Германия) — имеет лишь представительские функции. При  отдельных видах форм правления  также является высшей судебной и/или  законодательной власти и/или верховным  главнокомандующим вооружённых  сил страны.

Например, в Российской Федерации  на основании Конституции РФ c 1993 года главой государства является Президент. В монархиях — король (королева), царь, император или князь.

  1. Законодательные органы

Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом  своим представителям государственная  власть, реализуемая коллегиально путем  издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Как видно из определения, законодательные органы формируются  путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме  государства. Она устанавливает  общеобязательные требования, которые  исполнительная власть должна проводить  в жизнь и которые служат законодательной  основой для деятельности судебной власти.

Общегосударственный представительный орган может иметь различные  названия, (в России — Федеральное  Собрание, в Испании — Кортесы, в Польше - Сейм, в Дании – Фолькетинг, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в США, в Швеции — Риксдаг  и так далее), но за ним утвердилось  обобщенное название “парламент” (фр. parler — «говорить»).

Современный парламент –  это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

Парламент, как правило, включает в себя две палаты: верхнюю и  нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве  своем образованы в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).

Выделяя особую роль парламентов  в политической жизни общества и  государства, конституции некоторых  государств специально указывают не только на то, что «парламент является высшим органом государственной власти», но и на то, что он выступает «единственным законодательным органом государства» (ст. 41 Конституции Японии 1947 г.).11

Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру нормы  или правила должны содержаться  в принимаемых парламентом законах. Например, Конституция Французской Республики 1958 г. устанавливает, что в законах могут предусматриваться правила, касающиеся «гражданских прав и основных гарантии, предоставленных гражданам для пользования публичными свободами; обязанностей, накладываемых национальной обороной лично на граждан и на их имущество»; «гражданства, состояния и правоспособности лиц, семейных отношений, наследования и дарения»; «определения преступлений и правонарушений, а также налагаемых за них наказании; уголовного судопроизводства; амнистии; создания новых судебных установлений и статуса судей» и др. (ст.34).12

Сосредоточивая в себе законодательные функции, парламент  нередко передает часть из них другим подконтрольным ему органам Возникающая 
в результате этого система актов носит название делегированного законодательства.

Разумеется, идеальным, строго конституционным считалось бы такое  положение, при котором законодательная  власть оставалась исключительно привилегией  законодателей, непосредственно подотчетных  избирателям. Это было бы справедливым в отношении любого современного государства. Однако в жизни все  обстоит далеко не так.

Государственная Дума и Совет  Федерации России, Конгресс США Парламент  Англии, Национальное Собрание и Сенат  Франции, равно как и высшие представительные органы других государств, зачастую вынуждены  в силу самых разных причин, включая  периодическую перегруженность  данных органов правотворческой  работой, поручать подготовку и принятие тех или иных законопроектов правительству, министерствам и ведомствам.

Например, в Великобритании полномочиями по изданию правовых актов  Парламентом наделяются министры Короны, органы местного управления, независимые  корпорации, англиканская церковь, частные  компании, Комиссия и Совет Европейского Союза. Каждый из этих органов и каждая из этих организаций могут принимать, изменять или отменять правовые акты не иначе как с санкции и по поручению или с разрешения парламента. Таким путем сохраняется и поддерживается «суверенитет» высшего представительного органа в правовой сфере.

Следует отметить, что, несмотря на монопольное положение в области  правотворчества, высший представительный орган, особенно в парламентских  странах, подвержен довольно сильному воздействию со стороны правительства. Иногда оно сосредоточивает в  своих руках всю или почти  всю законодательную инициативу и оказывает огромное влияние  на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских  республик, то в них парламент  в формально-юридическом плане  зачастую более независим. Он, как  правило, не может быть распущен президентом. Законодательная инициатива принадлежит прежде всего депутатам. Однако и в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент.

Например, согласно Конституции  США Президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом акты. Он может выступить с инициативой  созыва специальных его сессий. Президент  периодически представляет Конгрессу  «сведения о состоянии Союза  и предлагает на его усмотрение такие, меры, которые сочтет необходимыми и полезными». Он имеет право «с совета и согласия» верхней палаты — Сената заключать международные  договоры при условии их одобрения 2/3 присутствующих сенаторов; «с совета и согласия» Сената назначать  послов и иных полномочных представителей, консулов, судей Верховного суда, а  также «всех других должностных  лиц Соединенных Штатов» (разд. 2 ст.II).

Информация о работе Органы государственной власти. Классификация органов государственной власти