Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:07, контрольная работа

Описание работы

История государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности».

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..3
1. Происхождение государства……………………………………..………5
2. Понятие и признаки государства…………………………………….…16
3. Сущностная характеристика государства……………………………...20
4. Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства……………………………………………………………………….…24
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………..31

Работа содержит 1 файл

проблемы ТГП 2 вариант.docx

— 69.96 Кб (Скачать)

       К. Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой им классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Анализируя соотношение буржуазного государства и права, К. Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества. Законодательство только фиксирует требования, диктуемые экономическими отношениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно сможет отразить в законах исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально-экономическому строю.

       В современном понимании государство  представляет собой сложную многофункциональную  целостность. Оно отличается наивысшей  концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы. Оно выполняет  задачи, необходимые для обеспечения  нормального функционирования любой человеческой общности - защиту безопасности, охрану среды и др.

       Государство как политическая сила обеспечивает организованность общества, наличие  в нем определенного порядка.

       Общественная  сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется  понятием гражданства. Наличие гражданства  имеет для человека принципиальное значение, так как определяет политический и социальный статус, права и свободы, а во многом материальное и моральное  благополучие. Государство также  определяет положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы и т.п.

       Государство обладает таким свойством, как принудительность. Принадлежность личности к тому или  иному государству меньше зависит  от нее, но больше от государства, воли и объективных обстоятельств, в  которых находится личность. Государство  располагает исключительным правом на навязывание своей воли с помощью  аппарата насилия - армии, служб охраны порядка и безопасности.

       Государство располагает рядом исключительных прав, присущих только ему. К ним  относятся право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер.

       Другим  исключительным правом государства  является право на взимание налогов, имеющих для населения всеобщую обязательность. Другие взносы и сборы  отличаются от налогов большей добровольностью  и нерегулярностью. Налоги - это живительная  влага, питающая государство. Оно постоянно  заботится об их поступлении. Поэтому  налоговая служба является важнейшим  элементом любого государства, а  сами налоги выступают как индикатор  взаимоотношений между государством и обществом.

       Существенным  признаком государства, как уже  отмечалось, признается территория. Органическая теория государства выводит его  основу из земли. Так, на развитие Российского  государства повлияли такие геополитические  факторы, как равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных географических границ, наличие практически неисчерпаемых  ресурсов, сочетание леса и степи  и пр. Эти обстоятельства влияли на структуру хозяйства, образ жизни, расселение населения и социальные отношения в обществе, определяли специфику российской государственности.

       Для государства принципиальное значение имеют границы, которые являются не только географической, но и политической категорией. Каждое государство, в особенности  при своем возникновении и  формировании, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное социально-политическое значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами.

       Государство как политическая структура обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяются три ветви  государственной власти - исполнительная, законодательная и судебная, имеющие в различных странах разное оформление и названия. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, и государственной бюрократии, играющей вспомогательную, служебную роль.

       Дифференциация  государственных структур и их специализация  решающим образом определяются функциями, которые выполняются государством. Если государство берет на себя роль силы, регулирующей экономику, то это  автоматически порождает создание соответствующих органов. Овладение  государством социальными функциями  вызывает развитие государственных  служб социального страхования, бирж по трудоустройству и т.п.

       Таким образом, под сущностью государства следует понимать обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия (народовластие, экономическая свобода, свобода личности).

       Высшее  общественное предназначение государства - гарантия нормального, безопасного  функционирования общества, создание твердых и устойчивых условий, при  которых целостность общества и  его надлежащее функционирование достигаются  в силу экономических и духовных факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4. Общая характеристика  теорий происхождения  и сущности государства 

       Теории  о происхождении государства  стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них.

       Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство  вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться  перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т. е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, – говорится в послании апостола Павла к римлянам, – ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

       Согласно  теологической теории творец всего  сущего на Земле, в том числе государства, – Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

       В наше время у богословия также  имеются немалые возможности  для оздоровления духовной жизни  в стране и укрепления российской государственности.8

       Патриархальная  теория была широко распространена в  Древней Греции и рабовладельческом  Риме, получила второе дыхание в  период средневекового абсолютизма  и какими-то отголосками дошла  до наших дней.

       У истоков ее стоял Аристотель, который  считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение  человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся  к объединению, к образованию  патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение  приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная  власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

       В средние века, обосновывая существование  в Англии абсолютизма, Р. Фильмер  в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

       Патриархальная  теория нашла благоприятную почву  в России. Ее активно пропагандировал  социолог, публицист, теоретик народничества  Н.К. Михайловский. Видный историк М.Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей  стране вековая традиция веры в «отца  народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все  проблемы за всех. По сути своей такая  традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих  решений, подрывает уверенность  в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность  за судьбу своей страны.

       Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых  на все лады восхвалять вождей, оправдывать  в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее уродливо эта тенденция проявилась во времена  сталинского тоталитаризма. Культовая  идеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его  шаг в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась  вовлеченной в это грандиозное  восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания  одного человека. Но под аккомпанемент  оглушающей культовой идеологии  шел небывалый разгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни социально, ни юридически не была защищена.

       Традиции  патернализма живы и сегодня. Нередко  государственного деятеля вольно или  невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным  спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».

       Патриархальную  теорию критиковали многие и в  разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода  мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

       Теория  договорного происхождения государства  также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты  считали, что государство возникло в результате договорного объединения  людей с целью обеспечения  справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о  том, что государство покоится на взаимном договоре людей...». Но если в  воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII–XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.

       Сторонники  названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали  по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому  договору люди передают часть своих  прав государственной власти и берут  обязательство подчиняться ей, а  государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, – основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

       Теория  договорного происхождения государства  не отвечает на вопросы, где, когда и  каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них  ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые  показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и  целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный  людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его  можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать  к изменяющимся условиям. Если к  сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом  всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что  она и сегодня актуальна.

Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства