Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:07, контрольная работа

Описание работы

История государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности».

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..3
1. Происхождение государства……………………………………..………5
2. Понятие и признаки государства…………………………………….…16
3. Сущностная характеристика государства……………………………...20
4. Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства……………………………………………………………………….…24
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………..31

Работа содержит 1 файл

проблемы ТГП 2 вариант.docx

— 69.96 Кб (Скачать)

       Не  согласны с приведенным понятием и историки психологической теории права. «Государство не совокупность людей  определенного рода, - утверждал  Ф. Ф. Кокошкин, - а отношения между  ними, форма общежития, известная  психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации  общества - тоже лишь один из признаков, но не вся государство.

       Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления  породили в те годы неверие в возможность  ее формулирования вообще. М. Вебер, в  частности, писал: «Ведь государство  нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти  нет таких задач, выполнение которых  политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой  можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни - государствам и союзам, которые исторически предшествовали современному государству».

       Не  один раз обращались к определению  государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие  к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой  все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал  краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому ««государство  есть не что иное, как машина для  подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение  некоторые изменения. Он писал: «Государство - это есть машина для поддержания  господства одного класса над другим».

       Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной  пропаганде. Однако они применимы  только к таким государствам, в  которых возникает высокая классовая  напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе  говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения  мешают увидеть в государстве  ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

       В современной учебной литературе государство обычно определяется как  политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий  специальный аппарат, способная  делать свои веления обязательными  для всей страны. Данная дефиниция  синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства  и в целом приемлема, но в ней  слабо отражена связь государства  и общества. Поэтому мы считаем, что  более точной будет следующая  формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма  управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву  общеобязательное значение, гарантирующая  права, свободы граждан, законность и правопорядок.5

       Приведенное определение отражает общее понятия  государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными  делами. В то же время государство  призвано всесторонне гарантировать  права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в  обществе.

       Понятие государства, его характеристика конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так  и от негосударственных организаций  общества. Иными словами, «анализ  признаков государства углубляет  знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института». Каковы же эти признаки?

       Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организовнном обществе кровно-родственный принцип организаций населения потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

       С территориальной организацией населения  сопряжено не только возникновение  государства, но и начало складывания  отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство»  и «страна» во многом совпадают.

       От  негосударственных организаций  государство отличается тем, что  олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы  и политические партии объединяют в  свих рядах часть населения, создаются  добровольно по тем или иным интересам.

       Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

       Власть  существовала и в догосударственном  обществе, но это было непосредственно  общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась  ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность  публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в  чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются  органы управления и принуждения. Без  этого физического воплощения государственная  власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

       Олицетворенная  в государственных органах и  учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той  реальной силой, которое обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения  принадлежит отрядам вооруженных  людей и специальным учреждениям.

       Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион.

       Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности  и независимости.

       Верховенство  государственной власти внутри страны обозначает:

       1) универсальность ее властной  силы, которая распространяется  на все населения, все партии  и общественные организации данной  страны;

       2) ее прерогативы; 

       3) наличие у нее таких средств  воздействия, которыми никакая  другая общественная власть не  располагается.

       Самостоятельность и независимость государственной  власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве  свободно решать все свои дела.

       В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило  в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную  власть, стало одной из причин глубокого  кризиса общества и государства.

       Неразрывная связь государства и права. Без прав государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Сущностная характеристика  государства 

       Сущность  государства как общественного явления представляет собой «многогранный стержень», который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства - значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории государства.

       В истории общественной мысли имеются  различные подходы к анализу  сущности государства как определенного  явления. Например, анималистские теории пытались объяснить природу государства  путем сравнения его с колониями пчел, муравьев и т.д., а органические теории сравнивали государство с частями человеческого тела (голова - парламент, руки - исполнительная власть и т.д.).

       В настоящее время используются семь основных подходов к анализу сущности государства:

       1) теологический подход рассматривает государство как богоустановленное явление;

       2) с точки зрения арифметического (классического) подхода, государство - это совокупность трех элементов власти, территории и населения;

       3) сторонники юридического подхода анализировали государство с позиции совокупности правонарушений и нормативного единства;

       4) социологический подход рассматривает государство как юридическую персонификацию нации (под нацией понимается все население страны), причем эта персонификация коренится в необходимости централизации эксполитической жизни нации;

       5) по информационно-кибернетическому подходу государство рассматривается как структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится в государственные органы, после чего следует принятие решений, воспринимаемые населением по-разному, информация вновь поступает в государственные органы, цикл повторяется постоянно6.

       6) общефилософский подход рассматривает государство как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия государства как организации, например, от родового строя или от политической партии;

       7) социальный подход, по которому государство рассматривается с позиций социальной сущности, доминирования той или определенной социальной группы, чьи интересы, прежде всего, выражает государство (например, интересы среднего класса во многих современных демократических государствах). В этом случае может быть осуществлена типология различных государств по социальным признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.)

       Не  безынтересным будет познакомиться  с точками зрения философов в  отношении сущности государства. Например, Г.Гегель рассматривает государство в контексте общей системы его фундаментальных философских представлений о мироздании, важной частью которых является философия права. Государство в трактовке Г. Гегеля - это тоже право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает в себя признание всех остальных прав - прав личности, семьи и общества. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Г. Гегель доказывает, что бытие государства предшествует развитию гражданского общества.

       Государство, по Г. Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы7. Именно в государстве и через государство реализуются высшие нравственные ценности человека, поэтому оно является «действительностью нравственной идеи». Гражданское общество через посредство правовых учреждений обеспечивает интересы частных лиц и охраняет их собственность, поддерживает определенный общественный порядок. В государстве всецело сливаются личная свобода и внешний порядок, в нем достигает своей наивысшей формы единство правового содержания и морального убеждения.

       Ценность  гегелевских воззрений на государство  состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем  играет не столь важную роль. Главное - это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида.

Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства