Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:07, контрольная работа
История государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности».
Введение……………………………………………………………….……..3
1. Происхождение государства……………………………………..………5
2. Понятие и признаки государства…………………………………….…16
3. Сущностная характеристика государства……………………………...20
4. Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства……………………………………………………………………….…24
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………..31
Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».
Патриархальную
теорию критиковали многие и в
разное время. В частности, еще Дж.
Локк писал, что вместо научного подхода
мы находим в ее положениях «детские
побасенки». Ее называли «доктриной прописей»,
антинаучной биологизацией
Теория
договорного происхождения
Сторонники
названной теории исходили из того,
что государству предшествует естественное
состояние, которое оно характеризовали
по-разному. Для Руссо, например, люди
в естественном состоянии обладают
прирожденными правами и
Теория
договорного происхождения
Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющим условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.
Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель. Он утверждал, в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - «абсолютная идея».
В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.
Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, «государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности». Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства.
Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего хочет он сам.
Таким
образом, учение Гегеля о государстве
было направлено против теории договорного
происхождения государства, естественных
и неотчуждаемых прав человека, а
в конечном счете против идей и
целей буржуазно-
Теория насилия возникла и получила распространение в конце 19 - начале 20 вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты. Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, - война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ государств царит сложный закон природы.
К.
Каутский, развивая основные положения
теория насилия, утверждал, что классы
и государство появляются вместе
как продукты войны и завоевания.
«Государство и классы, - писал он,
- начинают свое существования одновременно.
Племя победителей подчиняет
себе племя побежденных, присваивает
всю их землю и затем принуждает
побежденное племя
Ф.
Энгельс жестко и во многом справедливо
критиковал данную теории, которая
гипертрофировала роль насилия и
игнорировала социально-экономические
факторы. Чтобы возникло государство,
который позволил бы содержать государственный
аппарат и производить
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.
Для марксистской теории характерна последовательный материалистический подход. Оно связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».
Отрицать
влияние классов на возникновение
государства нет оснований. Но так
же нет оснований считать классы
единственной первопричиной его
появления. Как уже было отмечено,
государство нередко
Именно Марксистская теория имеет под собой строго научные основы. «Поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовый антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда»4.
Органическая теория. Эта теория возникла в19 в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон сравнили государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.
В
соответствии с органической теорией
само человечество возникает как
результат эволюции животного мира
от низшего к высшему. Дальнейшее
развитие приводит к объединению
людей в процессе естественного
отбора в единый организм - государство,
в котором правительство
Некорректность органической теории происхождения государства и определяется следующим. «Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами. И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики и химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества».
Психологическая
теория. Представителями этой теории,
Возникшей также в 19 в. были Г. Тард,
Л.И. Петражицкий и др. Они объяснили
появление государства
Естественно,
что социальные закономерности реализуются
через человеческое поведение, деятельность.
Поэтому свойства человеческой психики
оказывают определенное влияние
на реализацию этих закономерностей. Но,
с одной стороны, это влияние
не является решающим, а с другой
- сама человеческая психика формируется
под влиянием соответствующих экономических,
социальных и иных внешних условий.
Поэтому именно эти условия и
должны учитываться в первую очередь.
2.
Понятие и признаки
государства
С
давних времен мыслители пытались ответить
на вопрос, что такое государство.
Еще древнеримский оратор философ
и политический деятель Марк Туллий
Цицерон спрашивал и
В буржуазную эпоху широкое распространение получила определение государства как совокупность людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства:
1)
совокупность человеческих
2) определенную территорию;
3) суверенную власть;
4) правительство
«Под именем государства, - писал Г. Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть. В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было»..
Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства