Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:07, контрольная работа

Описание работы

История государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности».

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..3
1. Происхождение государства……………………………………..………5
2. Понятие и признаки государства…………………………………….…16
3. Сущностная характеристика государства……………………………...20
4. Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства……………………………………………………………………….…24
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………..31

Работа содержит 1 файл

проблемы ТГП 2 вариант.docx

— 69.96 Кб (Скачать)

Содержание

       Введение……………………………………………………………….……..3

       1. Происхождение государства……………………………………..………5

       2. Понятие и признаки государства…………………………………….…16

       3. Сущностная характеристика государства……………………………...20

       4. Общая характеристика теорий  происхождения и сущности государства……………………………………………………………………….…24

       Заключение…………………………………………………………………29

       Список  использованных источников……………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих  потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы  и производство орудий труда, пищи и  др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к  трем крупным разделениям общественного  труда - отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению  слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли.

       Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные  многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью  совпадают с интересами рода. С  возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед  неизбежной при разделении труда  специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие  роста производительности труда  обусловил появлению экономической  возможности для товарообмена и  присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.

       Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор  относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это «объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные  вопросы прямо и непосредственно  затрагивают интересы различных  слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая  другая организация не может конкурировать  с государством в многообразии выполняемых  задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство  очень сложное и внутренне  противоречивое общественно-политическое явление».

       Рожденное обществом, его противоречиями, государство  само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации  общества, призванная обеспечивать его  целостность и управляемость, государство  выполняет функции, обусловленные  потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое  общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие  дела, вытекающие из природы всякого  общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

       При анализе всякого предмета нужно  прежде всего выяснить его историческое происхождение, а также предпосылки, что имеет прямое отношение и  к государству. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.

       В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф.Энгельсом в работе «Происхождения семьи, частной собственности и  государства». В связи с исследованиями Л. Г. Моргана., написанной с учетом громадного исторического материала, где показано, как государство появилось, какие  основные этапы прошло в своем  развитии и чем стало теперь.

       Большое значение для характеристики первобытного строя и уяснения вопроса общественного  самоуправления имела книга американского  этнографа Л.Моргана «Древнее общество», вышедшая в свет в 1877 году, в которой  сделана попытка научно проанализировать развитие родовой организации на примере североамериканских индейцев. В своих взглядах на первобытное  общество он приближался к материалистическому  пониманию истории, но в целом  не смог понять роль и значение экономики, производственных отношений, сущность и значение классового деления общества.

       История государства неотделима истории  общества. Оно вместе с обществом  проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает  на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства  характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно  сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом  на аппарате принуждения. Развитым государство  становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации  и демократии. Оно «обеспечивает  организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу  автономной личности». В таком государстве  развиваются все его институты  и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают  к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все  основания рассматривать государство  как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации. 
 

       1. Происхождение государства 

       Познание  государства и права следует  начинать с вопроса о происхождении  государства - всегда ли в истории  человеческого общества существовал  этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и  формы появления государства, его  характерные, сущностные черты, отличие  от предыдущих организационных форм жизни общество.

       Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно  изучающих это общество.

       В настоящее время благодаря успехам  археологии и этнографии знание о  первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось. Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого определялось как  предыстория, то теперь, к концу 20 века, история многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное  знание об этом историческом диапазоне  в жизни человечества.

       Кроме того, если для 19- начала 20 века был характерен в основном евроцентристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы и некоторых прилегающих  к ней регионов, а затем эти  знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в  орбиту научного осмысления оказалась  вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория государства  и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового  развития общества.

       В этом новом понимании первобытного общества прежде всего следует выделить знания, характеризующие развитие этого  общества, периодизацию первобытной  истории. Иными словами, речь идет о  том, что само это общество никогда  не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации - общеисторическую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность «представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию»»1.

       Это понятие в историческую науку  ввел английский археолог Г. Чайлд в  середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел  во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите от присваивающего к производящему хозяйству.

       Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.

       Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства  и существования использовало человечество. Для теории государства и права  появляется наконец возможность  также четко определять, какие  формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах  присваивающей экономики, а какие  в обществах производящей экономики.

       Социально-экономическая  и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что  с целью удовлетворения своих  потребностей человек от орудийной  деятельности, связанной с присвоением  готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался  не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью - прежде всего изготовлением  керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой.

       Производящая  экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом существования  и воспроизводства человечества. В основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. Ответив  перестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации, человечество смогло из глобального экологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений - появление государственных  образований, раннеклассовых городов-государств

       Итогом  «неолитической революции» «явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем этапе социального-экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации - происходит становление раннеклассовых обществ».

       Таким образом, «неолитическая революция» - переход человечества к производящий экономике - приводит первобытное общество объективно в силу своего внутренного развития к финальномк рубежу - социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

       Как правило, древнейшие государственные  образования закономерно возникают  на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и  характеризуется как раннеклассовые государства.

       Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором живут свободные  общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и  религиозный центр, перерастает  в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Город-государство знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально - появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.

Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства