Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования является исследования сущности и содержания конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава I. Юридическая ответственность – важнейший институт правовй системы 6
1.1 Юридическая ответственность: понятие, виды и ее общие признаки 6
1.2 Конституционно- правовая ответственность как один из видов 13 юридической ответственности: понятие и ее особенности
1.3 Санкции как форма конституционно-правовой ответственности 18
Глава II. Субъекты и основания конституционно-правовой ответственности 27
2.1 Субъекты конституционного права, обладающие деликтоспособностью, которые могут нести конституционно-правовую ответственность 27
2.2 Президент РФ – субъект конституционной ответственности 41
2.3 Правительство РФ – субъект коллективной конституционной ответственности и основания его собственности 45
2.4 Основания конституционно-правовой отвтственности ( общая характеристика) 57
Заключение 65
Библиографический список 67

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, отсутствие четких юридических  оснований в каждом конкретном случае привлечения субъекта к конституционной ответственности свидетельствует или о пробеле в конституционном законодательстве, или о том, что в данном случае налицо лишь политическая ответственность. Фактическое основание конституционной ответственности и конкретное правонарушение (конституционный деликт), которое включает объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Объектом конституционно-правового нарушения являются общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Они существенным образом отличаются от общественных отношений, которые являются объектами правонарушений в других отраслях права, такие как конституционный строй, законность и правопорядок.

     Объективная сторона конституционного правонарушения включает деяния, негативные последствия и причинную связь между ними, и заключается в нарушении субъектами права конституционных обязанностей или злоупотребления своими правами.

     В литературе выделяют разные виды противоправных деяний в конституционной сфере. Одни авторы предлагают следующие варианты недолжного поведения должностного лица: неприменение государственно-правовой нормы, неправильное применение государственно-правовой нормы и прямое нарушение нормы. Другие считают, что конституционная ответственность наступает лишь в случае конституционного деликта, когда речь идет либо о прямом нарушении конституционных запретов, либо о невыполнение конституционных функций, задач, обязанностей, возложенных на государственные и общественные органы, их должностных лиц и граждан. Данный подход заслуживает поддержки в части признания основанием конституционной ответственности невыполнение обязанностей. Такой подход к проблеме соединяет формы и способы совершения деяний (нарушение запрета) и содержательную сторону объективной стороны деяния (невыполнение функций, задач).

     Одним из наиболее важных элементов субъективной стороны конституционного деликта  как психического отношения субъекта к деянию признается вина. Существуют исключительные случаи наступления  ответственности без вины, что относится и к конституционной ответственности.

     Очевидно, что субъективной стороной данного  конкретного конституционного правонарушения является вина в форме умысла. Другое дело, что в отношении некоторых  иных субъектов конституционной  ответственности трудно различимы такие формы вины, как умысел или неосторожность.

     С целью пресечения произвола со стороны  должностных лиц, важно признать объективной стороной конституционного деликта прежде всего невыполнение (ненадлежащее исполнение) конституционных  обязанностей. В то же время может быть злоупотребление своими конституционными правами со стороны субъектов права. Это еще раз доказывает, что следует четко разграничить права всех ветвей власти, а за злоупотребление ими должна наступать конституционная санкция. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что фактическим основанием конституционной ответственности является наличие в действиях или бездействиях субъекта права состава конституционного деликта.

     Такая особенность оснований конституционно-правовой ответственности обусловлена особенностями механизма регулирования общественных отношений нормами конституционного права, которые далеко не всегда детально регламентируют правила поведения субъектов конституционно-правовых отношений, указывая на противоправный характер того или иного деяния.

     Тем не менее, конституционно-правовая ответственность  является разновидностью юридической  ответственности. Поэтому наличие  соответствующего правового предписания  является обязательным условием ее применения.

     Структура конституционно-правового регулирования ответственности выглядит следующим образом.

     Во-первых, имеются правовые нормы, определяющие возможное и должное поведение. Эти нормы устанавливают границы  правомерного поведения субъектов  конституционно-правовых отношений. Они непосредственно в нормативный механизм ответственности не входят. Однако их нарушение служит основанием возникновения ответственности.

     Во-вторых, нормы конституционного права определяют фактическое основание ответственности  – состав конституционно-правового правонарушения.

     В-третьих, в нормах конституционного права  устанавливаются меры государственного принуждения, которые должны быть известны субъектам ответственности.

     В-четвертых, нормы конституционного права устанавливают  порядок привлечения к конституционно-правовой ответственности, назначения мер наказания, исполнения ответственности, а также основания освобождения от исполнения мер государственного принуждения.

     Таким образом, суть конституционно-правового  регулирования ответственности  выражается в закреплении фактического и юридического комплекса, элементы которого связаны с возникновением или прекращением соответствующих правоотношений.

     Однако  нормативное предписание предполагает лишь возможность применения юридической  ответственности. Для того чтобы она стала действительностью, необходимо наличие определенных фактических обстоятельств – юридических фактов, которые и приводят в действие правовые нормы.

     Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, допускаемые и охраняемые государством формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, охраны труда, система обеспечения социальных потребностей членов общества в различных сферах общественной жизни и т.п. Таким образом, эти нормы регулируют общие основы функционирования всей политической и экономической жизни общества, всего конституционного строя страны. Это означает, что неправомерное поведение субъектов конституционного права может привести к нарушению отдельных моментов устройства государственной и общественной жизни страны, представляет известную угрозу для нормального функционирования конституционного строя Российской Федерации и конституционной законности.

     Нормы конституционного права закрепляют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Эти отношения являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Неправомерное поведение субъектов конституционного права может нанести существенный вред этим связям, привести к нарушениям прав и свобод российских граждан, создавать известные трудности, препятствующие нормальному исполнению государством своей обязанности, связанной с признанием, соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина.

     Нормы конституционного права регулируют широкую сферу отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обеспечения равноправия субъектов Российской Федерации, учета их интересов и особенностей. Неправомерное поведение субъектов конституционного права ведет к таким ненормальным в условиях федеративного государства явлениям, как «парад суверенитетов», противостояние законодательства Федерации и ее субъектов, создающим реальную угрозу целостности и единству Российской Федерации, образует питательную среду для разного рода антиконституционных политических игр, ведущихся как на федеральном, так и на региональном уровнях.

     Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов  государственной власти и системы  органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, используемых в процессе реализации властных функций по управлению обществом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Конституционно-правовая ответственность как гарантия сохранения конституционного строя представляет собой прежде всего ответственность  власти, в том числе за состояние конституционности и законности в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, должностных лиц, и, следовательно, она должна обеспечивать высокую социальную эффективность функционирования власти. При этом важно, чтобы объем полномочий и обязанностей субъектов, с одной стороны, и объем их ответственности — с другой были сбалансированы и находились в пропорциональной зависимости. Мера власти должна соотноситься с мерой ответственности. 
Поскольку конституционное право главным образом регулирует политические отношения, постольку и конституционно-правовая ответственность имеет политическое содержание, а ее меры — политический характер. 
Конституционно-правовая ответственность выполняет функцию политико-правового воздействия на субъекты, допустившие конституционные деликты, являясь одним из методов регулирования общественных отношений, что дает основание иногда не вполне точно отождествлять конституционно-правовую ответственность с политической. 
Применение мер конституционно-правовой ответственности всегда сопряжено с наступлением неблагоприятных (невыгодных) политических последствий для субъекта, допустившего недолжное поведение в конституционно-правовой сфере. 
В сферу конституционного права включены также отношения основополагающего характера «государство (публичная власть) — личность», как связанные, так и непосредственно не связанные с политическими. Вместе с тем недолжные деяния субъектов конституционно-правовых отношений в этой сфере также могут влечь и неблагоприятные последствия политического характера. 
Представляется обоснованным подход, согласно которому конституционно-правовая ответственность «есть политическая ответственность, но не любая, а та, которая приобретает конституционные формы». 
Действительно, конституционно-правовая ответственность имеет довольно четко выраженное политическое содержание и по основаниям, и по кругу субъектов, и по мерам воздействия на них. Вместе с тем, необходимо избегать превращения конституционно-правовой ответственности из правового института в инструмент политической борьбы. Осуществление мер конституционно-правовой ответственности должно ограничиваться конституционно-правовыми целями и, прежде всего, защитой Конституции. 
Библиографический список

 
1. Тугаринов Б.П. Личность и общество. М., 1965. – 165 с.

2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. Отв. ред. проф. Н.М. Марченко. Том 3. - М., 2001. – 200-220 с.

3. Учебник / Под ред. А.И. Денисова. М., 1972. – 111-120 с.

4. Духно Н.А., Ивакин В.И. Указ. соч.

5. Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности. - М., 2000. – 110-115 с.

6. Лазарев,  В. В. Общая теория права  и государства / В. В. Лазарев. - М.: Юристъ, 2002. – 142-150 с.

7. Боброва, Н. А. Ответственность в системе гарантий конституционных норм / Н. А. Боброва, Т. Д. Зражевская. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1985. – 184-193 с.

8. Козлова,  Е. ИКонституционное право России / Е. И. Козлова, О. Е. Куфарин. - М.: Юристъ, 2005. – 342-349 с.

9. Боброва, Н. А. Ответственность в системе гарантий конституционных норм / Н. А. Боброва, Т. Д. Зражевская. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1985. – 85-92 с.

280.  Баглай, М. ВКонституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе. -  М.: Инфра-М, 1996. – 35-40 с.

11. Мечиков В.В. Некоторые аспекты соотношения конституционной и политической ответственности // Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. Материалы Круглого стола (25 - 26 мая 1999 г.). Белгород, 2000. – 50-56 с.

282. Сергеев А.Л. Конституционная ответственность в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2002. N 4. – 20-24 с. 
283. Спичак О.В. Сущность института конституционной ответственности в Российской Федерации // Юридический вестник РГЭУ. 2004. N 4. – 32 -36 с.  
284.  Шеян А.Н. Институт правительственной ответственности в России: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. – 180-184 с. 

Список  нормативных актов

1. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ»

2. Федеральный закон РФ "О статусе судей Российской Федерации" от 26 июня 1992 г.

3. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

4. Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г

Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения государства и права