Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования является исследования сущности и содержания конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава I. Юридическая ответственность – важнейший институт правовй системы 6
1.1 Юридическая ответственность: понятие, виды и ее общие признаки 6
1.2 Конституционно- правовая ответственность как один из видов 13 юридической ответственности: понятие и ее особенности
1.3 Санкции как форма конституционно-правовой ответственности 18
Глава II. Субъекты и основания конституционно-правовой ответственности 27
2.1 Субъекты конституционного права, обладающие деликтоспособностью, которые могут нести конституционно-правовую ответственность 27
2.2 Президент РФ – субъект конституционной ответственности 41
2.3 Правительство РФ – субъект коллективной конституционной ответственности и основания его собственности 45
2.4 Основания конституционно-правовой отвтственности ( общая характеристика) 57
Заключение 65
Библиографический список 67

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

     Другим  шагом по пути укрепления конституционной  законности явилось бы более четкое распределение обязанностей между  органами исполнительной власти, невыполнение которых должно стать правовым основанием наступления конституционной ответственности.

     Следует признать, что Федеральное Собрание - это коллективный субъект конституционной ответственности. Конституция РФ предусматривает такую санкцию, как роспуск лишь Государственной Думы Федерального Собрания, что предусмотрено ст. 109, 111, 117 Конституции РФ.

     Следующими субъектами конституционной ответственности являются общественные объединения. Так, в случае злоупотребления ими своими правами наступают такие меры, как ограничение права на объединение. Другими словами, неблагоприятными последствиями, установленными ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, является запрещение их создание и деятельности.

     Должностные и физические лица в большинстве  случаев субъекты административной, дисциплинарной ответственности, хотя для них не исключена и конституционная  ответственность, если деяния этих субъектов нарушают нормы Конституции РФ и налицо другие черты конституционной ответственности. Например, если физическое лицо приобрело гражданство РФ на основании предоставления заведомо ложных сведений и фальшивых документов, то наступает такая мера конституционной ответственности, как отмена решения о приеме в гражданство РФ.

     Органы  местного самоуправления - самостоятельные  субъекты конституционной ответственности, так как они обладают как конституционными правами, так и конституционными обязанностями.

     Следует выделить, что исходным критерием  отнесения или неотнесения субъекта права к субъектам конституционной  ответственности является не перечень лиц органов в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, а наличие конституционных обязанностей и прав. Круг субъектов конституционной ответственности выходит за рамки названной конституцией нормы, что означает признание иных субъектов права субъектами конституционной ответственности.

     Депутаты  в силу своего особого статуса  являются самостоятельным субъектом  конституционной ответственности, причем они ответственны как перед избирателями, так и перед Парламентом.

     Субъекты  Федерации обладают как конституционными правами, так и несут обязанности  на основе федеральной конституции. Они также признаются самостоятельным  субъектом конституционной ответственности. Федеральные органы исполнительной власти в лице их руководителей являются субъектом ответственности, если они обладают соответствующим статусом. Так, Генеральная Прокуратура РФ в лице её руководителей также считается субъектом конституционной ответственности, так как на них возложен целые ряд конституционных обязанностей, нашедших закрепление в Федеральном законе «О прокуратуре РФ».

     Самостоятельным субъектом конституционной ответственности  следует признать государство в целом. Такой вывод вытекает из анализа ст. 53 Конституции РФ, где сказано, что «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

     Например, государство должно нести конституционную ответственность за невыполнение официально взятых на себя обязательств в том случае, если в результате этого нанесен ущерб кому бы то ни было. Так, ст. 2 Конституции РФ гласит, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Невыполнение взятых на себя обязательств со стороны государства в этой области должно влечь соответствующую ответственность государства.

     Государство может быть субъектом конституционной  или гражданско-правовой ответственности (например, государство - сторона гражданского договора). В первом случае, потерпевший имеет право возместить ущерб независимо от вины конкретного должностного лица и независимо от его платежеспособности. Полагаем, что при нарушении Конституции РФ со стороны государства должна наступать не гражданско-правовая, а конституционная ответственность, так как здесь налицо осуществление публичных функций со стороны государства.

     Особым  видом реализации конституционной  ответственности государства является его обязанность отвечать перед международным сообществом за принятие на себя обязательств перед гражданами, закрепленных соответственно в Конституции РФ.

     Особые  споры в юридической литературе вызывает возможность признания  коллективных субъектов ответственности. Отметим, что целесообразно выделить индивидуальные и коллективные субъекты конституционной ответственности в силу существенных различий в основаниях, санкциях и механизмах привлечения их к ответственности.

     Как известно, многие конституционные правонарушения являются результатом коллегиальных решений, что затрудняет установление вины конкретных лиц. Поэтому, полагает Морозова Л.А., «для коллегиальных субъектов следует законодательно закрепить ответственность независимо от субъективного отношения к данному деянию, поскольку незаконным решением, как правило, затрагиваются интересы большинства населения, избирателей и т.д.».

     По  мнению В.А. Тархова, вина коллектива выражается не только в вине конкретных людей, но и в деятельности коллектива в целом, «в котором отсутствие, недосмотр и упущение одного могут и должны быть восполнены действиями других членов коллектива».

     На  основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством, к  индивидуальными субъектами конституционной  ответственности относятся: граждане РФ, депутаты, должностные лица, Президент РФ. Коллективными субъектами ответственности являются: Федеральное Собрание, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Правительство РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения, субъекты Федерации, Генеральная Прокуратура РФ.

     В федеральном государстве самостоятельным  субъектом юридической ответственности  является субъект федерации в  целом, так как он вступает в правоотношения с иными субъектами права (иными субъектами РФ, местным самоуправлением, гражданами, федеральными органами государственной власти и др.).

     При злоупотреблении своими правами  или невыполнении (ненадлежащем исполнении) своих конституционных обязанностей должна наступать конституционная ответственность для субъекта РФ. Мерами воздействия может быть ограничение прав, если налицо их злоупотребления, или наступают иные санкции (приостановление актов органов исполнительной власти субъектов РФ, признание неконституционным акт субъекта Федерации и т.д.) в случае невыполнения (ненадлежащего исполнения) конституционных обязанностей.

     Субъекту  Российской Федерации Конституцией РФ запрещено: присваивать власть в  РФ (ч. 3 ст. 3); принимать законы, иные нормативные правовые акты, противоречащие Конституции РФ (ч. 1 ст. 15); применять нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 4 ст. 15); издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55); устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо иные препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74); устанавливать в качестве государственной или обязательной любую религию (ст. 14); устанавливать цензуру (ч. 5 ст. 29). Субъект РФ как член Федерации несет и такие обязанности, как сохранение целостности Федерации и ее исторически сложившейся территории; недопустимость вступления в какие-либо государственные союзы и заключения договоров политического характера с другими субъектами РФ; соблюдение федеральной Конституции и законодательства РФ; соблюдение принципа единства органов государственной власти Российской Федерации.

     Конституция РФ возлагает на субъект РФ и ряд других обязанностей, в том числе: прямо применять Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу на территории субъекта РФ (ч. 1 ст. 15); соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15); признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2) и др.

     Если  субъект РФ не выполняет возложенные  на него обязанности, то это является основанием для привлечения его  к конституционно-правовой ответственности. Причем, эта ответственность дифференцируется по основаниям, характеру, условиям и порядку наступления в зависимости от ее субъекта: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). 

2.2 Президент РФ субъект конституционной ответственности курсовая

     Действующая Конституция РФ предусматривает  лишь один вид конституционно- правовой ответственности Президента РФ — его отрешение от должности в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, о чем мы уже говорили выше.

Особенность правового положения Президента в том, что он одновременно — и субъект конституционной ответственности (ответственный за нарушение конституционных норм) и лицо, полномочное применять санкции конституционной ответственности к иным структурам и должностным лицам. Это свойство характерно не только для Президента РФ, но и для многих других субъектов конституционно-правовых отношений (высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований и др.). Из занимаемого Президентом положения вытекает, необходимость признания особого характера последствий нарушения им Конституции РФ — общественная опасность здесь максимальна». 

     Максимальная  общественная опасность последствий нарушения Президентом Конституции РФ вытекает из того высокого положения, которое занимает Президент России как глава государства, как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, как высшее должностное лицо страны, наделенное очень широкими и важными полномочиями, от действий или бездействия которого зависит во многом жизнь всей страны, всего народа и каждого отдельного человека, их настоящее и будущее.

Именно  поэтому Президент России, избранный  всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.

Между тем, как отмечено выше - Конституция  РФ не говорит ни об одной

обязанности Президента РФ прямо. Единственное, при  условии замены в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ слов «клянясь» на «обязуюсь» получаются следующие обязанности Президента, при нарушении которых должна наступать его ответственность:

обязанность уважать и охранять права и  свободы человека и гражданина;

обязанность соблюдать и защищать Конституцию  РФ; обязанность защищать

суверенитет и независимость, безопасность и  целостность государства; обязанность верно служить народу».11

Что касается обязанностей уважать права и  свободы человека и гражданина и

соблюдать Конституцию РФ, то, по мнению Н.М. Колосовой, конституционным деликтом здесь может быть лишь очевидное нарушение Конституции РФ. Например,

если  бы Президент РФ своим Указом запретил все политические партии и движения, то можно было бы говорить о нарушении ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, где сказано, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.12

Президент должен нести ответственность и  за нарушение других своих

обязанностей. Но, к сожалению, эти обязанности  сформулированы слишком

широко, расплывчато, неопределенно, что, безусловно, не может не вызвать

сложностей  при реализации конституционно-правовой ответственности.

В своей  монографии Л.А. Окуньков совершенно справедливо  обращает внимание и на то обстоятельство, что Президент не только должен выполнять конституционные обязанности, но и не злоупотреблять конституционными правами. При этом он выделяет следующие правомочия (права) Президента РФ, злоупотребление которыми является основанием для привлечения его к конституционной ответственности:

право определять основные направления внутренней и  внешней политики

государства (ч. 3 ст. 80);

право принять  решение об отставке Правительства  РФ (п. «в» ст. 83);

право распустить Государственную Думу (п. «б» ст. 84, ст. 109);

право законодательной инициативы (п. «г» ст. 84); право «вето» (ст. 107); право вводить военное положение (ст. 87); право вводить чрезвычайное положение (ст. 88).13

Президент может злоупотреблять не только этими, но и другими правами,

Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения государства и права