Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования является исследования сущности и содержания конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава I. Юридическая ответственность – важнейший институт правовй системы 6
1.1 Юридическая ответственность: понятие, виды и ее общие признаки 6
1.2 Конституционно- правовая ответственность как один из видов 13 юридической ответственности: понятие и ее особенности
1.3 Санкции как форма конституционно-правовой ответственности 18
Глава II. Субъекты и основания конституционно-правовой ответственности 27
2.1 Субъекты конституционного права, обладающие деликтоспособностью, которые могут нести конституционно-правовую ответственность 27
2.2 Президент РФ – субъект конституционной ответственности 41
2.3 Правительство РФ – субъект коллективной конституционной ответственности и основания его собственности 45
2.4 Основания конституционно-правовой отвтственности ( общая характеристика) 57
Заключение 65
Библиографический список 67

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время государством используется широкий круг мер конституционно-правовой ответственности. В их число входят прежде всего отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений.

     Значение  этой формы государственного воздействия  состоит в том, что посредством  ее применения осуществляется принудительная ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка. Решение об отмене или приостановлении акта содержит в себе отрицательную оценку противоправных действий, приведших к изданию противоречащего закону акта, и служит предупреждению подобных правонарушений. Отмена содержит жесткий, категоричный императив и лишает акт всех его юридических потенций, в том числе ретроспективно. Она может устранять все правовые последствия действия такого акта с момента его принятия. Отмена и приостановление - близкие, но не совпадающие меры ответственности. Приостановление - это та же отмена, но под условием, ограниченная во времени, не решающая окончательную судьбу акта и не аннулирующая его действия в предшествующий период.

     Таким образом, отмена или приостановление  акта - это санкция, применяемая при  нарушении нормы права и содержащая в себе меру юридической ответственности.

     В конституционно-правовом законодательстве, действующем на территории Российской Федерации, эта мера конституционно-правовой ответственности используется достаточно широко.

     Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 115) постановления и распоряжения Правительства  РФ в случае их противоречия Конституции  РФ могут быть отменены Президентом  РФ. Президент РФ также вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

     В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве  Российской Федерации" указывается (ст. 12), что Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов  исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации".

     Одной из разновидностей рассматриваемой  санкции является признание неконституционными актов различных государственных органов или их отдельных положений. Так, согласно Конституции РФ (ст. 125) Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

     а) федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

     б) конституций республик, уставов, а  также законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

     в) договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

     г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

     Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  и по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного или подлежащего применению в  конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом Федеральный конституционный закон "О Конституционном суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г..

     Акты  или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

     Другой  важной мерой конституционно-правовой ответственности является досрочное  прекращение деятельности различных  государственных органов и должностных  лиц. Так, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 117) Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Конституция РФ предусматривает возможность отрешения от должности Президента РФ на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключении Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93).

     В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 129) Генеральный прокурор РФ может быть освобожден от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

     Согласно  закону РФ "О статусе судей  Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. (ст. 14) Федеральный закон РФ "О статусе судей Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. полномочия судьи могут быть прекращены, в частности, в случае занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти. Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей.

     Досрочное прекращение деятельности государственных  органов и должностных лиц  возникает как следствие их неправомерных  действий, нарушений правовых обязанностей со стороны виновных субъектов. Эти  меры применяются с целью обеспечения  определенного поведения соответствующего органа в целом или отдельного должностного лица и являются по своей сути принуждением.

     Следует заметить, что отставка должностного лица как мера конституционной ответственности  порой очень близка к дисциплинарной ответственности и по форме, и по порядку применения. Различие же состоит в том, что дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой дисциплины, невыполнение заданий, а конституционно-правовая - имеет более широкий арсенал оснований.

     Рассматриваемые санкции содержатся во многих конституционно-правовых актах. Однако они, а также основания их применения не всегда четко сформулированы. Это связано с особенностью конституционно-правовых норм, которые в одних случаях применяются как санкции (в случае правонарушения), а в других - не как санкции (в случае освобождения от должности по иным причинам). Кроме того, в ряде случаев нормы конституционного права вообще не предусматривают возможности применения рассматриваемых санкций, а только провозглашают существование ответственности.

     Это обусловлено тем, что существуют два аспекта понятия "ответственности". Один из них означает ответственность  в смысле ответственного поведения, подотчетности, юридической компетентности. Именно так этот термин используется в нормативных актах, определяющих полномочия государственных органов, других субъектов конституционно-правовых отношений, их взаимные контакты. Например, в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 12) указывается, что федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти "подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач" Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации". В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г.) говорится о том, что Генеральный прокурор РФ "несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом" (ч. 4 ст. 17) Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ».

     Во  всех этих случаях правовые нормы, используя  понятия "ответственен", "ответственность", требуют от соответствующих государственных  органов определенного поведения и деятельности, обусловленной тем, что есть другие субъекты конституционно-правовых отношений, перед которыми они отвечают, с акциями которых должны соизмерять свои действия.

     Однако  есть и другой аспект ответственности. Он всегда связан с принятием специальных мер воздействия, вытекающих из недолжного поведения субъектов конституционно-правовых отношений. Наиболее важные из них - конституционно-правовые санкции.

     Одной из конституционно-правовых санкций, применяющихся  к депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, а также к членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, является лишение их полномочий по решению законодательного органа.

     Так, согласно Федеральному закону "О  статусе члена Совета Федерации  и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы. Решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы принимается соответственно Советом Федерации и Государственной Думой и оформляется постановлениями палаты. Полномочия депутата в этих случаях прекращаются со дня, определяемого таким постановлением палаты (ст. 4).

     Одной из мер конституционно-правовой ответственности  является аннулирование юридических  результатов тех или иных конституционно-правовых действий. Так, согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 58) Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случаях, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; если менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации право принять участие в распределении депутатских мандатов; либо если за списки кандидатов, получившие согласно соответствующему закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов.

     Конституционно-правовое законодательство предусматривает и такую меру конституционно-правовой ответственности, как ограничение или приостановление некоторых основных прав граждан, которые применяются в связи с отдельными противоправными действиями граждан. Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 32) не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эта санкция является временным ограничением со стороны государства некоторых правомочий граждан Российской Федерации.

     Действующее законодательство относит к мерам конституционно-правовой ответственности и отмену решения о приеме в гражданство Российской Федерации. Так, в случае приобретения гражданства незаконным путем ст. 24 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г предусматривает отмену решения (в течение 5 лет) о приеме в гражданство Российской Федерации в случае установления в судебном порядке факта предоставления заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Если не будет доказана осведомленность членов семьи о данном конституционно-правовом правонарушении, отмена решения на них не распространяется.

 

      Глава II. Субъекты и основания конституционно-правовой ответственности

     2.1 Субъекты конституционного права, обладающие деликтоспособностью, которые могут нести конституционно-правовую ответственность

     В конституционном праве деликтоспособностью  обладают два вида субъектов: индивидуальные и коллективные.

     К индивидуальным субъектам относятся: граждане Российской Федерации; депутаты всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; должностные лица.

     Коллективными субъектами, имеющими конституционно-правовую деликтоспособность, являются: органы государственной власти; органы местного самоуправления; объединения граждан и другие социальные образования (комитеты и комиссии представительных органов, избирательные комиссии и т.п.).

     Самостоятельным субъектом конституционно-правовой ответственности является государство. Такой вывод следует, в частности, из анализа ст. 53 Конституции РФ, в которой указывается, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Правда, вопрос о возмещении государством вреда не является вопросом конституционно-правовой ответственности. Однако он однозначно свидетельствует о наличии у государства деликтоспособности. Кроме того, незаконные действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц вполне можно отнести к вопросу конституционно-правовой ответственности.

Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения государства и права