Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:02, курсовая работа
Тема является актуальной в силу того, что понятие нормы права относится к числу важнейших категорий теории государства и права. Нет в правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непосредственно, как нормы права. Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НОРМА ПРАВА. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ,………………………………………………6
2. ВИДЫ НОРМ ПРАВА 15
3. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА 24
4. СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Как свидетельствует практика, правовое регулирование немыслимо без органического сочетания и взаимодополнения в системе права, во всех его отраслях отправных (исходных, учредительных) норм и норм – правил поведения.
5. Будучи, как все социальные нормы, с одной стороны, результатом отражения объективного мира, обобщения информации о нем, с другой – средством обратного воздействия, социальным регулятором отношений между людьми в общечеловеческих и классовых интересах, нормы права и в этом качестве отличаются существенными особенностями, Суть их в том, что юридическая норма, как и право в целом, не просто социальный, а государственный регулятор общественных отношений.
Данное свойство правовой нормы проявляется, с одной стороны, в рассмотренных выше аспектах ее органической связи с государством, с
другой – она необходимая юридическая предпосылка правоотношения, единственная среди социальных норм, чье воздействие на общественные
отношения влечет для его участников юридические последствия, гарантом которых выступает государство.
Юридическая норма – предписание общего характера. Она рассчитана не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либо конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадающих под условия ее действия.
Правовая норма отражает и регулирует наиболее типичные, многократно повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых непосредственно заинтересовано и участвует государство. Например, отношения по поводу собственности, политической власти, управления, правосудия, охраны прав и свобод граждан, организации труда, взимания налогов и сборов, борьбы с преступностью.
Устанавливая для участников регулируемых отношений охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности, норма нрава придает данным отношениям характер правоотношений. При этом юридическая норма сама выступает как абстрактно-типическая модель правоотношения, которое при наступлении
предусмотренных в данной норме условий и обстоятельств может возникнуть и действительно возникает в реальной жизни, в процессе правового регулирования того или иного вида общественных отношений[7].
6. Тем самым норма права – и в этом также ее существенная отличительная особенность – выступает одновременно и как модель, мера,
эталон, масштаб соответствующего выраженной в ней государственной воле общества должного или возможного, разрешаемого или запрещаемого поведения людей, и как мерило оценки, критерий правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения.
Обобщая рассмотренные признаки, характеризующие юридическую норму, можно сформулировать ее определение. Норма права – это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.
Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение принадлежности той или другой нормы к определенной разновидности. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В известной степени это деление условно, так как каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение. Поэтому лучше, если регулятивные нормы называть правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирование поведения людей осуществляется как бы косвенно. И в зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные. Именно нормы перечисленных отраслей права специализируются в основном на охране общественных отношений[8].
Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Вообще-то едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. А некоторые нормы органично
соединяют в себе разные свойства. Например, возбудить уголовное дело - это и право и обязанность следователя при определенных условиях. Вместе с тем
в одних нормах на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других - его право, в третьих акцент делается на запрете определенного поведения.
Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т.е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы факультативные, позволяющие при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной). Норма будет называться рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один - предпочтительный. Если норма формулирует правило, условия его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной.
Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые - предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов. Есть нормы основные (исходные) и нормы производные (детализирующие); нормы постоянные и временные. В особую группу выделяются нормы поощрительные. Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.
Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так называемые специализированные, к которым относятся нормы дефинитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов, нормы-принципы, оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.), коллизионные (позволяющие решать дело в случае противоречий норм).
На рис. 1. представлена классификация норм права[9].
Рис. 1. Классификация норм права
Классификация норм права, т.е. подразделение на виды, способствует более глубокому их познанию, выявлению у них каких-то специфических, особенных признаков, отличающих их друг от друга. Классификация норм права может быть осуществлена по разным признакам, основаниям.
По предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и т.п. права;
По специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на: а) регулятивные, б) охранительные и в) специализированные (или нормы специального действия).
Регулятивные нормы рассчитаны на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений. Они регулируют правомерные действия, устанавливают позитивные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера самих отношений. Регулятивные нормы в свою очередь подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Охранительные (или правоохранительные) нормы рассчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушаюшие действия. Они охраняют от нарушений существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регулятивные нормы.
Охранительные нормы предусматривают меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры
принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры зашиты нарушенных прав.
Например, если регулятивные нормы Гражданского кодекса (гл. 13—19) определяют формы и объекты собственности, права и обязанности собственников, порядок приобретения права собственности, отчуждение собственности и т.д., то, охранительные нормы гл. 20 ГК РФ предусматривают способы защиты прав собственника, а охранительные нормы УК РФ предусматривают меры наказания за посягательства на права собственности.
Специализированные (специальные) нормы, или нормы специального действия, — это нормы о нормах, они направлены на обслуживание самой системы права. Они регулируют не психофизическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам. Они предписывают, как следует понимать другие нормы, термины, в них содержащиеся, и какие нормы следует принимать в тех или иных случаях. К их числу относятся дефинитивные, коллизионные, оперативные, нормы — принципы, декларативные[10]:
а) дефинитивные нормы содержат легальные определения (дефиницию) терминов, встречающихся в других нормах. Они, следовательно,предписывают, как следует понимать соответствующие термины. Например, в ст. 7 Налогового кодекса РФ дается определение налога: под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.
б) коллизионные нормы рассчитаны на случаи коллизий, столкновений норм права, на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к
одному и тому же случаю. Коллизионная норма предписывает, какую из двух норм следует применять в том или ином случае.
Коллизионные нормы — это своеобразный механизм «саморегулирования» в системе права, призванный тем самым способствовать единству и согласованности права. Правотворческий процесс постоянен. Нормы издаются, дополняются, изменяются постоянно в разное время органами разного иерархического уровня, органами разной территориальной сферы. Отсюда возможны несогласованность, столкновения норм, т.е. могут возникать ситуации, когда две или более нормы претендуют на применение к одному и тому же факту, обстоятельству. Такая ситуация называется коллизией норм. Именно на эти случаи рассчитаны коллизионные нормы. Коллизионные нормы предписывают, какая из норм должна быть применена в тех или иных случаях.
Среди коллизионных норм выделяются темпоральные (временные), разрешающие коллизии между нормами разного времени действия. Например, УПК говорит о том, что при расследовании и рассмотрении уголовных дел применяются процессуальные нормы времени рассмотрения дела, а не времени совершения преступления. Пространственные коллизионные нормы разрешают коллизии между нормами, действующими в разных пространствах. Иерархические коллизионные нормы разрешают коллизии между нормами разного иерархического уровня. Здесь действует общий принцип: закон высшего порядка отменяет действия закона (нормативного акта) низшего порядка. Коллизионные нормы — это нормы,
разрешающие споры между общими и специальными нормами. Здесь действует принцип: специальный закон отменяет действие общего закона[11].
в) оперативные нормы отменяют действия других норм, продлевают их действия или распространяют действия на более широкий круг субъектов
или отношений.
г) нормы-принципы — в них получают юридическое закрепление основных принципы права (например, никто не может быть признан виновным, если не доказана его вина судом).
д) декларативные нормы — в них юридически закреплены политические нормы
3. По характеру обязательности нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.
Императивные нормы носят категорический характер, их требования не может быть изменено, например, соглашением сторон. Они не допускают никакого отклонения от своих требований.
Диспозитивные нормы предоставляют участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей. И только в случае, если стороны сами не определили соглашение объем свои прав и обязанностей, в действие вступает предписание диспозитивной нормы. Диспозитивная норма, как мы видим, восполняет пробелы соглашения сторон. При их формулировании обычно используется обороты типа: «если иное не установлено договором, то должно быть то-то». Например, в статье 681 ГК РФ записано: текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, сели иное не установлено договором найма. Следовательно, стороны могут установить
иной порядок, например, разделить расходы по ремонту поровну или их может взять на себя наймодатель[12].
По объему действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные. Общие нормы регулируют определенный род отношений, специальные — вид отношений данного рода.
Исключительные также регулируют разновидность отношений внутри рода, но особым, даже противоположным способом, нежели общие нормы. Например, ст. 197 ГК РФ предусматривает общий срок исковой давности в три года. ГК РФ по искам о недостатках поставляемой продукции — 6-месячный срок давности (специальные нормы), а ст. 208ГК РФ перечисляет требования (о защите личных неимущественных прав, вкладчиков к банку о выдаче вкладов, возмещения вреда причиненного жизни и здоровью граждан и другие), на которые исковая давность не распространятся (исключительная норма). Специальные и исключительные нормы ограничивают сферу действия общих норм.