Норма права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому (или как единичное к общему). Было обоснованно, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает присущим ей содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Содержание

1. Норма права: понятие, структура и виды. Систематизация норм права………………………………………………………………………………3
2. Конституционно-правовая регламентация деятельности органов судебной власти РФ…………………………………………………………….15
3. Понятие, содержание и виды гражданских договоров…………………20
4 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 2. (1995 г.)………22
5. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.)…………………………………………………………23
6. Задача 1……………………………………………………………………….24
7. Задача 2……………………………………………………………………….25
8. Задача 3……………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

право 07.03.docx

— 55.08 Кб (Скачать)

Содержание:

 

1. Норма права: понятие, структура  и виды. Систематизация норм права………………………………………………………………………………3

2. Конституционно-правовая регламентация деятельности органов судебной власти РФ…………………………………………………………….15

3. Понятие, содержание и виды  гражданских договоров…………………20

4 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 2. (1995 г.)………22

5. Федеральный закон «О высшем  и послевузовском профессиональном  образовании» (1996 г.)…………………………………………………………23

6. Задача 1……………………………………………………………………….24

7. Задача 2……………………………………………………………………….25

8. Задача 3……………………………………………………………………….26

Список  использованных источников………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Норма права: понятие, структура  и виды. Систематизация норм права

 

Норма права  – это правило поведения, установленное  или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся  к нему как часть к целому (или  как единичное к общему). Было обоснованно, что норма права  – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает присущим ей содержанием  и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Норме права  как части системы в той  или иной степени свойственны  существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению  права в целом. 

Любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Но это единичный феномен  права, поэтому полное научное определение  понятия предполагает выяснение  присущих норме права специфических  признаков (свойств).

«Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения».

Во-первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на те характерные черты поведения, которые являются существенными, т.е. рассматривают поведение как вид общественного отношения. Эти признаки, включенные и текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализации. Например, в процессе купли-продажи существенным является не то, сколько раз «приценивался» покупатель, выбирая ту или иную вещь, какое время он на это затратил. Все это – сфера житейского обыкновения. Для права важно установить признаки: когда можно признать договор купли-продажи заключенным, когда право собственности на вещь переходит от продавца к покупателю. Или другой пример: в случае совершения убийства, когда закон особенно чуток к обстоятельствам этого тяжкого преступления, закон отбрасывает все сугубо индивидуальное, что не имеет отношения к характеристике данного деяния как такового.

Следовательно, нормы права содержат указания на существенные признаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа  конкретных индивидуальных отношений (поступков), которые государство  намерено подвергнуть правовому  регулированию.

Во-вторых, норма права является повелительным  предписанием независимо от того, каков  его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства; так как оно им установлено, то предусмотрены и меры принуждения в случаях его нарушения.

В-третьих, норма права представляет собой  определенный метод воздействия  на регулируемые отношения. В приведенных  выше примерах методы регулирования  возникающих отношений совершенно несхожи, как и сами отношения, ибо  используются различные способы  придания им определенности, упорядоченности. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников, регулируемых этой нормой отношений; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.

В-четвертых, норма права – общеобязательное правило поведения. Оно имеет  значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников конкретного вида общественного  отношения. «Норма права обычно не указывает персонифицированных исполнителей содержащегося в ней предписания». Иначе говоря, она рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому, что норма права как абстрактная модель поведения предполагает ее неоднократное действие, а, следовательно, и «захватить» в поле своего притяжения она может потенциально каждого члена общества.

В-пятых, абстрактность нормы права вовсе  не означает неопределенности ее содержания. Как раз наоборот, норма права  потому и является таковой, что содержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст.16 ГК РФ определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации или муниципальным образованием.

Здесь типичный пример нормы права как формально  определенного правила, означающего  полноту и точность указания на признаки правила поведения. Каждый индивидуальный случай причинения убытков гражданину или юридическому лицу подпадает  под действие этой нормы, т.е. она  регулирует все повторяющиеся индивидуальные отношения данного вида. Благодаря  тому, что она постоянно воздействует на этот вид отношений, ее требования реализуются всеми как обязательные для каждого, кто причастен к  возмещению убытков без персонального  указания, для кого именно.

Таким образом, «норма права как общее правило поведения регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи». В силу этого норма права – общее и общеобязательное правило поведения.

В-шестых, содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, на упорядочение которых  она направлена. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориентаций государства и других факторов. В нашем примере объяснить правило, почему обязанность возмещения убытков лежит на государстве в целом, соответствующих его субъектах, муниципальных образованиях, только природой данного правоохранительного отношения нельзя. Поэтому содержание нормы в главном, основном определяется содержанием регулируемого отношения.

Норма права  – правовая реальность даже в том  случае, если она ни разу не применялась  для регулирования фактических  отношений.

Например, в недавней истории конституционное  право союзной республики на свободный  выход из состава СССР.

Признание этого права являлось предпосылкой для определения правового статуса  союзной республики и для государственно-политической практики. Поэтому можно сделать  вывод, что праву известны нормы, которые применяются непосредственно  и опосредованно – через другие нормы.

Таким образом, норма права – это общее  правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта  общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного.

«Общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы.

Общее в праве, в конечном счете, есть отражение  того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных  материальных отношениях данного вида, являющихся социальными отношениями». В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшение содержания норм, укрепление их «истинности»; упорядочение их структуры и системы в целом. Первый путь характеризуется тенденцией к все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить возрастание эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствование содержания касается всего комплекса норм – обязывающих, управомачивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.

Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования  норм права, являются:

- Точное  отражение в правовых предписаниях  закономерностей развития государственно-правовой  надстройки;

- Соответствие  норм права требованиям морали  и правосознания;

- Соблюдение  требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей  системы права при принятии  новых норм;

- Учет  в процессе нормотворчества общих  принципов регулирования и управления  общественными процессами.

Структура нормы права является формой ее внутреннего  содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов – предписаний, выполняющих все указанные выше функции.

Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих ее элементов. Главное в этой типовой  схеме – нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Это  нормативное построение состоит  в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких  категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах.

Норма-предписание  воплощает государственное веление  в виде цельного нормативного положения, посвященного конкретному вопросу  правового регулирования.

Логическая  же норма характеризует бытие  и связь конкретных предписаний, их государственно-принудительное, нормативно-регулирующее качества.

Внутреннее  строение, связь элементов, образующих структуру нормы, отличаются инвариантностью, жесткостью, «неразрушимостью». Причем эти элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) объединены не на началах иерархической зависимости, как это характерно в основном для связи элементов внутри отраслей и институтов права, а на началах синтетической зависимости, при которой отсутствие хотя бы одного из необходимых элементов приводит к разрушению данной целостности – юридической нормы.

С внешней  стороны (т.е. со стороны внешней  формы) нормы-предписания и логические нормы получают языково-логическое, словесно-документальное изложение  в тексте нормативного юридического акта: его статьях и иных структурных  подразделениях акта.

Главное, что здесь необходимо отметить, это  различия между нормой права и  статьей нормативного акта. Однако соотношение между нормой и статьей  во многом зависит от того, рассматривается  ли это соотношение применительно  к логической норме или же к  норме-предписанию.

Логическая  норма, призванная выразить в основном связи между специализированными  нормативными предписаниями, их государственно-принудительное, нормативно-регулирующее качества, в большинстве случаев содержится в нескольких статьях нормативного акта или даже в статьях разных нормативных актов. Усиливающийся процесс специализации права приводит к тому, что элементы логических норм все более рассредоточиваются по многим статьям нормативных актов.

Норма-предписание, как, правило, соответствует первичной  структурной части текста нормативного акта (статье, пункту, абзацу статьи, конкретной фразе текста).

Дробление нормы-предписания, распределение ее содержания между разными статьями, пунктами статьи и т.д. вообще невозможно.

Норма-предписание  – это цельное, логически завершенное  и формально закрепленное государственно-властное веление. По своему словесно- логическому  построению она представляет собой  нерасчленяемое единство по формуле «если – то».

Практика  законодательства показывает, что выделение  части нормы-предписания возможно только путем самостоятельного ее формулирования в виде особого общего правила (при  этом качество самостоятельного правила  сохраняет и «усеченная» норма). Однако при характеристике соотношения нормы-предписания и статьи важно отметить, что полного совпадения здесь тоже нет. Норма-предписание-это правило, веление, нормативно-властное суждение, тогда как статья представляет собой лишь подразделение текста нормативного юридического акта. Следовательно, в данном случае возможно говорить только о соответствии нормы права и статьи или иной части текста акта, а не об их тождестве.

Чем выше уровень специализации права, тем  более упрощаются правовые предписания, каждое из которых становится самостоятельным  нормативным обобщением, посвященным  отдельной операции в процессе правового  регулирования. При этом нередко  статья нормативного акта содержит несколько  тесно взаимосвязанных правовых предписаний.

Например, ст.139 Семейного кодекса включает, по меньшей мере, четыре предписания: предписание-принцип («тайна усыновления охраняется законом»), управомочивающую норму («для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя может быть изменено место рождения усыновленного ребенка...»), запрещающую норму («воспрещается без согласия усыновителей... сообщать какие-либо сведения об усыновлении...»), правоохранительную норму-предписание («лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителя, могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке»).

Информация о работе Норма права