Норма права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Тема является актуальной в силу того, что понятие нормы права относится к числу важнейших категорий теории государства и права. Нет в правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непосредственно, как нормы права. Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НОРМА ПРАВА. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ,………………………………………………6
2. ВИДЫ НОРМ ПРАВА 15
3. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА 24
4. СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

кур рабТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.doc

— 330.50 Кб (Скачать)
y">С точки зрения содержания нормы могут быть различными: политического, экономического, организационного и т.д. характера. Подобное деление характеризует именно содержание норм, а не их юридические признаки.

В этом ряду следует выделить технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию — технические правила, нарушение которых влечет за собой различные юридические последствия.

Необходимо отметить, что в ряде источников можно встретить несколько иную классификацию норм. Например, в одном ряду регулятивных, охранительных и норм специального действия указываются

 

учредительные и декларативные нормы; в ряду норм императивных и диспозитивных указываются рекомендательные нормы и т.д.

Что касается учредительных норм, то это обычные регулятивные нормы. Точнее, можно было бы говорить об учредительных актах, содержащих регулятивные нормы. В декларации это не нормы, а провозглашение каких-то целей, задач на будущее или объявление своих доходов.

Рекомендательные нормы — это обычные управомочивающие нормы, но выраженные в форме рекомендации, ибо то, что рекомендуется — разрешается, дает право.

Иногда указываются поощрительные нормы. Но и это обычные регулятивные нормы, дающие право соответствующим должностным лицам поощрять подчиненных (управомочивающие нормы)[13].


3. структура нормы права

Структура нормы — это ее внутреннее строение, складывающееся из элементов связанных между собой. Норма права регулирует общественные отношения, указывая на должное или дозволенное поведение участников отношений в определенных ситуациях[14].

Государственно-властное веление, получающее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Речь идет о властности веления, его обязательности, т.е. о характеристике содержания нормы права. Что касается формы выражения государ­ственной воли, то нормативное предписание может выражаться по-разному, в том числе и как управомочивающее (т.е. не обязательно в виде запрета или обязанности). Иногда нормативное предписание понимают как часть так называемой логической нормы, которая может конструироваться из различных предписаний, содержащихся порой в разных статьях одного, а то и разных нормативных актов. Тем самым нормативное предписание как бы отождествляется со сло­весным оформлением государственной воли в статье нормативного акта. Возможно, в этом есть свой резон, если учесть, что предписания специализируются: одни из них призваны в первую очередь выра­зить суть правила, другие - условия применения данного правила, а третьи - последствия несоблюдения государственной воли. Одна­ко полное представление о правовой норме дает именно ее целостное восприятие, уяснение всех элементов логической структуры. По своей структуре каждая

 

норма включает в себя три элемента (части): диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма дей­ствует.

Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулируется толь­ко часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживаю­щих нормы иных отраслей права.

Структурные элементы нормы права по своему составу могут быть простыми, сложными и альтернативными. Простая гипотеза указывает на одно обстоятельство (факт), при наличии которого норма вступает в действие; сложная — на два и более обстоятельств; альтернативная указывает на два и более обстоятельств, однако для действия норм достаточно наступление лишь одного из указанных обстоятельств.

Простая диспозиция указывает на одно юридическое последствие; сложная - на два и более последствия, которые могут наступить одновременно; альтернативная указывает на два и более последствия, но наступить может лишь одно из них.

 

Простая санкция предусматривает одно негативное последствие неправомерного поведения, сложная - два и более, альтернативная указывает на два и более негативных последствий. Но наступит только одно.

Однако следует иметь в виду, что между нормами права существует «разделение труда», т.е. разделение их юридических функций: позитивное регулирование (регулятивные нормы) и охранительное действие (охранительные нормы) и на этой основе устанавливаются связи между нормами, их взаимодействие.

Отсюда вытекает, что норма складывается из двух взаимосвязанных частей. Первая часть описывает в обобщенном плане ситуацию, условия, факты, на которые распространяется ее действие. Вторая часть указывает на юридические последствия, т.е. на права и обязанности, наступающие при наличии условий указанных в первой части.

Традиционно первая часть в регулятивных нормах называется гипотезой, вторая диспозицией. Диспозиция регулятивной нормы указывает на позитивные, положительные права и обязанности, не связанные с ответственностью, принуждением.

В охранительных нормах уголовного и административного права, предусматривающих конкретные виды юридической ответственности, первая часть называется диспозицией, вторая санкцией.

Заметим, что двучленная структура нормы — это также структура логическая, а трехчленная структура - это структура нормы реально не существующая, созданная путем искусственного соединения двух норм — регулятивной и охранительной. При таком искусственном создании

 

 

трехчленной нормы охранительная норма превращается в санкцию регулятивной нормы[15].

Санкции и диспозиции с точки зрения их определенности могут быть абсолютно определенными или относительно определенными. В первом случае юридические последствия определены точно (например, штраф в точно определенном размере); в другом случае эти последствия определены рамочно (например, лишение свободы от 2 до 3 лет) или соотносятся с размером причиненного ущерба.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных эле­ментов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь эле­ментов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права. Прежде всего, от индивидуального предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, на одно­кратное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на

 

 

гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе опреде­ленность правового регулирования.


4. соотношение нормы права и статьи
нормативно-правового акта

 

Нормы права получают свое внешнее выражение через тексты нормативно правовых актов, которые конструируются из статей, параграфов, пунктов, абзацев. Основой структурной единицей нормативно правового акта является статья. Статья - это структурно обособленная часть нормативно-правового акта, представляющая собой государственно-властное веление и содержание одну норму права, несколько норм права или часть нормы права. Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативно правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер. С понятием статьи можно отождествлять понятия «пункта», «параграфа». Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы, как формы и содержания. Следует различать норму права и статью закона (или иного нормативного акта). Статья закона - это часть законодательного текста. Норма права — правило поведения. Статья закона может члениться на разделы, части, пункты и параграфы.

Соотношение статьи закона и нормы есть соотношение формы и содержания. Оно может быть различным[16]:

1)              в статье может содержаться одна норма;

2)              в статье может содержаться несколько норм, и тогда статья подразделяются на части, пункты и параграфы;

3)              в статье может содержаться часть нормы;

 

 

4)              норма может быть изложена в нескольких отдельных нормативно-правовых актах (в реальной практике не встречается).

Существует несколько способов формулирования (изложения) нормы права в статьях нормативно-правовых актов, которые подразделяются на:

1) простые,

2) отсылочные и

3) бланкетные.

В простой норме все содержание изложено полностью. В отсылочной норме (а точнее в статье) полностью излагается какая-то одна часть, вторая формулируется в виде отсылки к конкретным статьям конкретного закона.

В бланкетной норме первая часть формулируется в виде отсылки не к конкретной статье конкретного нормативного акта, а к целому роду или виду каких-то правил. Такая норма называется бланкетной, потому что выступает как бы чистым бланком, который заполняется конкретной ситуацией, конкретными правилами специального характера. Эти правила могут быть многочисленными. Например, применительно к разным отраслям производства существуют различные правила по технике безопасности, которые могут изменяться, в то время как бланкетная норма, предусматривающая ответственность за их нарушение остается неизменной. А может быть и наоборот.

Соотношение между статьей и нормой во многом зависит оттого, что перед нами - логическая норма или норма предписание. Если это норма-предписание, то она полностью содержится в статье. Норма-предписание ни в коем случае не может быть «раздроблена» между статьями.

Например: п.1. ст. 138 УК РФ «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей

 

 

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев...»[17].

В одной статье может содержаться две или более нормы предписания. Например: в ст. 213 УК РФ содержится определение хулиганства и содержится наказание за него; также в этой статье содержится понятие хулиганства с применением оружия и наказание за него.

Логическая норма, как правило «растворена» в тексте, то есть она может быть, расположена в разных статьях. Например: ст. 15 и ст.16 Кодекса о браке и семье РФ содержат условия заключения брака (гипотеза); ст. 13 и ст. 14 определяют порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 43, 45, 46 этого же кодекса указывают основания и последствия признания брака недействительным (санкция). Отдельные части нормы (элементы нормы) могут быть расположены не только в разных статьях, но и в разных нормативно правовых актах.

Например: ст. 249 КЗОТ РФ об ответственности за нарушение законодательства о труде содержит гипотезу и диспозицию. А ст. 138 КЗОТ РФ о нарушении законодательства о труде и ст. 143 УК РФ о нарушении правил охраны труда, содержит санкцию.

Логическая норма может находиться в составе трех ее элементов и одной целой статье, но тогда диспозицию или санкцию нужно выводить в статье логическим путем.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение данной работы следует подчеркнуть, что норма права это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Нормы права, как модели, правила поведения субъектов права, имеют всеобщий и обязательный характер, охраняются государством, устанавливают определенные методы, способы правового регулирования, составляя тем самым основу механизма правового регулирования общественных отношений. Они имеют свою внутреннюю структуру и классифицируются по различным основаниям.

Норма права объективна, она не зависит от воли и желания отдельного лица, ею нельзя распоряжаться как чем-то личным, индивидуальным. Будучи общим, безличным, отвлеченным правилом, норма не принадлежит и не может кому-либо принадлежать.

Норма права является критерием правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело. Конкретность содержания не означает вместе с тем непременно казуистического построения правовых норм. Напротив, развитие правовых систем связано с абстрагированием от индивидуальных особенностей регулируемых отношений, формулированием более общих правил, охватывающих суть правовой материи. Какое-то время содержание правовой нормы может оставаться без формализованного текстуального выражения.

 

 

Люди, вступая во взаимоотношения, могут однозначно понимать свои права и обязанности, однопланово трактовать свое поведение и поведение партнера без заключения письменного договора и до издания какого-либо нормативного акта. Вместе с тем высшая определенность нормы, высшая степень ее формализации достигается в ходе словесно-знаковой материализации воли участников общественных отношений, включая государственную волю на признание и охрану соответствующих правил в качестве правовых.

Анализ структуры нормы права предполагает одновременно и выделение ее относительно самостоятельных частей, уяснение их места и роли в целостной системе, и единение этих частей, выявление способов связей  и зависимости в таком единстве.

Информация о работе Норма права