Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:02, курсовая работа
Тема является актуальной в силу того, что понятие нормы права относится к числу важнейших категорий теории государства и права. Нет в правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непосредственно, как нормы права. Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НОРМА ПРАВА. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ,………………………………………………6
2. ВИДЫ НОРМ ПРАВА 15
3. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА 24
4. СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
В этом ряду следует выделить технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию — технические правила, нарушение которых влечет за собой различные юридические последствия.
Необходимо отметить, что в ряде источников можно встретить несколько иную классификацию норм. Например, в одном ряду регулятивных, охранительных и норм специального действия указываются
учредительные и декларативные нормы; в ряду норм императивных и диспозитивных указываются рекомендательные нормы и т.д.
Что касается учредительных норм, то это обычные регулятивные нормы. Точнее, можно было бы говорить об учредительных актах, содержащих регулятивные нормы. В декларации это не нормы, а провозглашение каких-то целей, задач на будущее или объявление своих доходов.
Рекомендательные нормы — это обычные управомочивающие нормы, но выраженные в форме рекомендации, ибо то, что рекомендуется — разрешается, дает право.
Иногда указываются поощрительные нормы. Но и это обычные регулятивные нормы, дающие право соответствующим должностным лицам поощрять подчиненных (управомочивающие нормы)[13].
Структура нормы — это ее внутреннее строение, складывающееся из элементов связанных между собой. Норма права регулирует общественные отношения, указывая на должное или дозволенное поведение участников отношений в определенных ситуациях[14].
Государственно-властное веление, получающее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Речь идет о властности веления, его обязательности, т.е. о характеристике содержания нормы права. Что касается формы выражения государственной воли, то нормативное предписание может выражаться по-разному, в том числе и как управомочивающее (т.е. не обязательно в виде запрета или обязанности). Иногда нормативное предписание понимают как часть так называемой логической нормы, которая может конструироваться из различных предписаний, содержащихся порой в разных статьях одного, а то и разных нормативных актов. Тем самым нормативное предписание как бы отождествляется со словесным оформлением государственной воли в статье нормативного акта. Возможно, в этом есть свой резон, если учесть, что предписания специализируются: одни из них призваны в первую очередь выразить суть правила, другие - условия применения данного правила, а третьи - последствия несоблюдения государственной воли. Однако полное представление о правовой норме дает именно ее целостное восприятие, уяснение всех элементов логической структуры. По своей структуре каждая
норма включает в себя три элемента (части): диспозицию, гипотезу и санкцию.
Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.
Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует.
Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.
Структурные элементы нормы права по своему составу могут быть простыми, сложными и альтернативными. Простая гипотеза указывает на одно обстоятельство (факт), при наличии которого норма вступает в действие; сложная — на два и более обстоятельств; альтернативная указывает на два и более обстоятельств, однако для действия норм достаточно наступление лишь одного из указанных обстоятельств.
Простая диспозиция указывает на одно юридическое последствие; сложная - на два и более последствия, которые могут наступить одновременно; альтернативная указывает на два и более последствия, но наступить может лишь одно из них.
Простая санкция предусматривает одно негативное последствие неправомерного поведения, сложная - два и более, альтернативная указывает на два и более негативных последствий. Но наступит только одно.
Однако следует иметь в виду, что между нормами права существует «разделение труда», т.е. разделение их юридических функций: позитивное регулирование (регулятивные нормы) и охранительное действие (охранительные нормы) и на этой основе устанавливаются связи между нормами, их взаимодействие.
Отсюда вытекает, что норма складывается из двух взаимосвязанных частей. Первая часть описывает в обобщенном плане ситуацию, условия, факты, на которые распространяется ее действие. Вторая часть указывает на юридические последствия, т.е. на права и обязанности, наступающие при наличии условий указанных в первой части.
Традиционно первая часть в регулятивных нормах называется гипотезой, вторая диспозицией. Диспозиция регулятивной нормы указывает на позитивные, положительные права и обязанности, не связанные с ответственностью, принуждением.
В охранительных нормах уголовного и административного права, предусматривающих конкретные виды юридической ответственности, первая часть называется диспозицией, вторая санкцией.
Заметим, что двучленная структура нормы — это также структура логическая, а трехчленная структура - это структура нормы реально не существующая, созданная путем искусственного соединения двух норм — регулятивной и охранительной. При таком искусственном создании
трехчленной нормы охранительная норма превращается в санкцию регулятивной нормы[15].
Санкции и диспозиции с точки зрения их определенности могут быть абсолютно определенными или относительно определенными. В первом случае юридические последствия определены точно (например, штраф в точно определенном размере); в другом случае эти последствия определены рамочно (например, лишение свободы от 2 до 3 лет) или соотносятся с размером причиненного ущерба.
Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.
Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права. Прежде всего, от индивидуального предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, на однократное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на
гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность правового регулирования.
Нормы права получают свое внешнее выражение через тексты нормативно правовых актов, которые конструируются из статей, параграфов, пунктов, абзацев. Основой структурной единицей нормативно правового акта является статья. Статья - это структурно обособленная часть нормативно-правового акта, представляющая собой государственно-властное веление и содержание одну норму права, несколько норм права или часть нормы права. Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативно правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер. С понятием статьи можно отождествлять понятия «пункта», «параграфа». Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы, как формы и содержания. Следует различать норму права и статью закона (или иного нормативного акта). Статья закона - это часть законодательного текста. Норма права — правило поведения. Статья закона может члениться на разделы, части, пункты и параграфы.
Соотношение статьи закона и нормы есть соотношение формы и содержания. Оно может быть различным[16]:
1) в статье может содержаться одна норма;
2) в статье может содержаться несколько норм, и тогда статья подразделяются на части, пункты и параграфы;
3) в статье может содержаться часть нормы;
4) норма может быть изложена в нескольких отдельных нормативно-правовых актах (в реальной практике не встречается).
Существует несколько способов формулирования (изложения) нормы права в статьях нормативно-правовых актов, которые подразделяются на:
1) простые,
2) отсылочные и
3) бланкетные.
В простой норме все содержание изложено полностью. В отсылочной норме (а точнее в статье) полностью излагается какая-то одна часть, вторая формулируется в виде отсылки к конкретным статьям конкретного закона.
В бланкетной норме первая часть формулируется в виде отсылки не к конкретной статье конкретного нормативного акта, а к целому роду или виду каких-то правил. Такая норма называется бланкетной, потому что выступает как бы чистым бланком, который заполняется конкретной ситуацией, конкретными правилами специального характера. Эти правила могут быть многочисленными. Например, применительно к разным отраслям производства существуют различные правила по технике безопасности, которые могут изменяться, в то время как бланкетная норма, предусматривающая ответственность за их нарушение остается неизменной. А может быть и наоборот.
Соотношение между статьей и нормой во многом зависит оттого, что перед нами - логическая норма или норма предписание. Если это норма-предписание, то она полностью содержится в статье. Норма-предписание ни в коем случае не может быть «раздроблена» между статьями.
Например: п.1. ст. 138 УК РФ «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев...»[17].
В одной статье может содержаться две или более нормы предписания. Например: в ст. 213 УК РФ содержится определение хулиганства и содержится наказание за него; также в этой статье содержится понятие хулиганства с применением оружия и наказание за него.
Логическая норма, как правило «растворена» в тексте, то есть она может быть, расположена в разных статьях. Например: ст. 15 и ст.16 Кодекса о браке и семье РФ содержат условия заключения брака (гипотеза); ст. 13 и ст. 14 определяют порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 43, 45, 46 этого же кодекса указывают основания и последствия признания брака недействительным (санкция). Отдельные части нормы (элементы нормы) могут быть расположены не только в разных статьях, но и в разных нормативно правовых актах.
Например: ст. 249 КЗОТ РФ об ответственности за нарушение законодательства о труде содержит гипотезу и диспозицию. А ст. 138 КЗОТ РФ о нарушении законодательства о труде и ст. 143 УК РФ о нарушении правил охраны труда, содержит санкцию.
Логическая норма может находиться в составе трех ее элементов и одной целой статье, но тогда диспозицию или санкцию нужно выводить в статье логическим путем.
В заключение данной работы следует подчеркнуть, что норма права это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
Нормы права, как модели, правила поведения субъектов права, имеют всеобщий и обязательный характер, охраняются государством, устанавливают определенные методы, способы правового регулирования, составляя тем самым основу механизма правового регулирования общественных отношений. Они имеют свою внутреннюю структуру и классифицируются по различным основаниям.
Норма права объективна, она не зависит от воли и желания отдельного лица, ею нельзя распоряжаться как чем-то личным, индивидуальным. Будучи общим, безличным, отвлеченным правилом, норма не принадлежит и не может кому-либо принадлежать.
Норма права является критерием правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело. Конкретность содержания не означает вместе с тем непременно казуистического построения правовых норм. Напротив, развитие правовых систем связано с абстрагированием от индивидуальных особенностей регулируемых отношений, формулированием более общих правил, охватывающих суть правовой материи. Какое-то время содержание правовой нормы может оставаться без формализованного текстуального выражения.
Люди, вступая во взаимоотношения, могут однозначно понимать свои права и обязанности, однопланово трактовать свое поведение и поведение партнера без заключения письменного договора и до издания какого-либо нормативного акта. Вместе с тем высшая определенность нормы, высшая степень ее формализации достигается в ходе словесно-знаковой материализации воли участников общественных отношений, включая государственную волю на признание и охрану соответствующих правил в качестве правовых.
Анализ структуры нормы права предполагает одновременно и выделение ее относительно самостоятельных частей, уяснение их места и роли в целостной системе, и единение этих частей, выявление способов связей и зависимости в таком единстве.