Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:41, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть проявления националистического характера в политической и общественной жизни России в 90-х годах 20 – начале 21 веков.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть основные виды национализма, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей
2. Определить причины возникновения острых националистических проблем на территории России в конце 90-х годов 20 – начале 21 веков
3. Проанализировать идеологию, убеждения и основные цели молодежных неонацистских организаций – скинхедов
4. Оценить влияние субкультуры на современную молодежь и общественный порядок
5. Сформулировать основные принципы и черты политических программ националистических партий России 90-х годов 20 – начала 21 веков (НБП, РНЕ и других).
Введение……………………………………………………………….3
1 История возникновения национализма
1.1 Понятие национализма и его истоки. Виды национализма и причины его возникновения.............................................................................8
1.2 Национализм и нацизм…………………………………………...15
1.3 Свастичные символы. Их связь с национализмом……………..19
2 Националистические тенденции в общественной жизни России в конце 20 – начале 21 веков
2.1 Скинхеды – субкультура националистического толка. История движения, особенности организации……………………………………….27
2.2 Влияние молодежных группировок на общественную жизнь (правопорядок, общественная безопасность)………………………………36
3 Национализм в политической жизни России в 90-х годах 20 века – начале 21 века.
3.1 Возрождение националистических взглядов после распада СССР…………………………………………………………………………...41
3.2 Партии националистической направленности. РНЕ: история, основные программные положения, методы работы………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……
В конце 90-х годов число людей, принадлежащих к верхушке движения, существенно возросло, что напрямую связано с популяризацией националистического движения. Усилилась и их идеологическая образованность, именно здесь проводятся действия по легализации и созданию собственной партии.
Отдельно обособленно в общей массе стоит категория «модников» - скинхедов самой низшей ступени. Они полностью аполитичны и инертны. Основная их масса – люди, не нашедшие своего места в обществе, отдающие дань моде, так как движение становится все более популярным. Они не преследуют каких-либо идей и отличаются от обычных людей лишь тем, что используют националистическую атрибутику и устраивают беспорядки.
Во всем мире скинхеды редко примыкают к патриотическим партиям, предпочитая создавать собственные независимые группировки. Обычно группировку образуют ребята из одной компании, из соседних дворов.
На конец 90-х годов самым крупным скин-объединением была «Русская цель» Семена Токманова, она насчитывала около 150 активных членов. «Русская цель», пожалуй, единственная организация, слившаяся с политической партией – Народной национальной партией (ННП). Лидер партии А.Иванов не единственный, кто призывал скинхедов под свои знамена как опору партии. Подобные попытки предпринимали также А.Баркашев (РНЕ), К.Касимовский (лидер «Русского действия»), Юрий Беляев (питерская Партия Свободы), солист «Коррозии металла» С.Троцкий28. Но особенностью скин-движения является то, что оно не желает подчиняться «посторонним вождям», предпочитая обходиться собственными силами.
В
России скинхеды ведут себя не так,
как положено любому обычному неформальному
молодежному движению. Особенно это
заметно в самых крупных
В отличие от других неформальных движений, существующих на настоящий момент, движение русских скинхедов является самым жестким, агрессивным и криминализированным. Они постоянно устраивают стычки, конфликты, столкновения, причем большинство противоправных действий совершается на основе расистских идей и неонацистской идеологии.
Среди причин, породивших такую позицию молодежи, стоит отметить, прежде всего, усиление миграционных процессов, территориальные особенности (пограничные районы), рост конфликтов культур и этносов, война в Чечне, терроризм.
В
идеологии скинхедов
От
рук неонацистов может
Главное в идеологии скинхедов – это национализм, национал-расизм, превозношение своей (в данном случае – русской) нации как стоящей выше других наций. Гордость затрагивает также и обычаи, и традиции своей страны и национальности.
В идеале социальное устройство государства националистами мыслится как государство с некоторыми элементами общественного устройства Германии времен Третьего рейха 30 – 40-х годов. Это должно быть унитарное государство, в котором существует значительное социальное и имущественное неравенство по цвету кожи и самая явная расовая дискриминация. В российском варианте в этом государстве должен существовать приоритет русской нации над остальными29.
Некоторые социальные теории бритоголовых воплощены в их лозунгах: «Россия для русских», «Москва для москвичей», «Все лучшее для белых», «Работа не для эмигрантов» и других. Самые популярные лозунги скинхедов: гитлеровский «Зиг Хаиль» и «White power» (Белая сила).
Скины выступают против неконтролируемой волны «нерусских» нелегальных эмигрантов как из стран, сопредельных с Россией, так и из многих объектов самой РФ. По их мнению, эмигранты и эмигрирующее «нерусское» население самой России захватывают рабочие места, предназначенные для русских.
Скины являются противниками смешанных, интернациональных браков между людьми, принадлежащими к разным расам. У российских скинхедов этот принцип распространяется на русское население. Основополагающим критерием выступают национальность, цвет кожи. По их мнению, в межрасовых браках рождаются «расово неполноценные дети».
Большинство скинхедов считает, что меры социальной защиты, такие как бесплатное образование и бесплатное здравоохранение, социальное страхование и пенсионное обеспечение, должны в первую очередь быть представлены русскому населению. В массе своей националисты являются сторонниками самых радикальных решений.
В
заключении стоит отметить, что движение
бритоголовых имеет в России особую
черту – оно не имеет лидера. Есть иерархия,
есть группы – банды районного масштаба,
но ни регионального, ни тем более общенационального
лидера, координационного центра не существует.
В этом есть свой плюс и свой минус: в этом
их сила – то есть их много, и слабость
– они не имеют политической власти. Даже
в самых своих политизированных проявлениях
скин-движения в России нельзя назвать
политическим. Это фашиствующая группировка,
стилистическое направление, банды футбольных
фанатов, но не политическая сила. Оно
не ставит перед собой политических задач,
не борется за власть, не имеет политической
структуры. Но это не значит, что оно не
представляет опасности. Они разжигают
шовинизм, национализм и расизм в молодежной
среде, создают атмосферу страха и нетерпимости,
и в этом их опасность.
2.2
Влияние молодежных
Влияние на общественную жизнь скинхедовских группировок достаточно велико. Нарушение правопорядка, драки, стычки, погромы – основные занятия молодежи, относящей себя к скин-движению. Эти действия создают атмосферу страха и опасности в различных слоях российского общества. Чтобы понять масштабность и важность проблемы, рассмотрим некоторые происшествия.
17 апреля 1998 года на улице Архангельска толпа в десять человек напала на двух коммерсантов их Грузии. Одному из пострадавших было нанесено 17 ножевых ран. Банда бритоголовых парней 13 - 18 лет была арестована. Оказалось, что все они члены подпольной организации «Скинхедз» и объединились для того, чтобы «поддерживать чистоту нации». Девять подростков были осуждены: троих приговорили к лишению свободы на срок от 4 до 7 лет, еще шестерым было назначено условное наказание.
5
мая 1998 года сотрудники московского
МВД в Филевском парке
7
мая 1998 года в Москве группа
бритоголовых примерно из 30 человек
спровоцировала инцидент в
Впервые посольства ЮАР, Судана и Нигерии направили официальные ноты протеста в МИД России в связи с террором скинхедов весной 1998 года. Основными жертвами бритоголовых являются, помимо кавказцев и евреев, африканцы, индийцы, непальцы, китайцы. Именно тогда власти впервые и обратили внимание на проблему юных скинхедов.
15 марта 2001 года в Москве на территории русско-армянской школы в Черемушках группа неизвестных устроила погром. Около 30 человек, вооруженных цепями, забросали фасад здания. Один ученик был ранен31.
21 апреля 2001 года более сотни подростков спровоцировали драку на московском муниципальном рынке «Ясенево». При этом были разбиты стекла в торговых палатках, принадлежащих торговцам «кавказской национальности».
Серьезные преступления неонацистская молодежь обычно совершает в день рождения Гитлера. Так, в 1998 году в Москве был забит до смерти студент из Африки. В редакции многих газет накануне пришли факсы с обещаниями это сделать. В конце августа 1999 года на Манежной площади произошла массовая драка скинхедов с подростками, которые пришли на концерт рэп-музыки. Шестнадцать подростков оказались в реанимации и еще пятьдесят получили ранения средней тяжести. В 2000 году на Манежной площади скинхеды убили юношу из Чечни. Похожее происходит и в Санкт-Петербурге: в день рождения Гитлера скинхеды избитому азербайджанцу отрезали ухо.
Стоит отметить, что много среди скинхедов футбольных фанатов. Фанаты – это особый агрессивный тип людей, которые легко поддаются на провокации. Скины и футбольные фанаты ходят не столько на сами матчи, сколько на драки и погромы после них, тем самым причиняя вред обычным болельщикам и неся угрозу простым прохожим.
В Краснодаре проблема национализма стоит далеко не на последнем месте, и движение скинхедов приобрело большой размах. В газете «Известия» от 15 апреля 2002 года32 отмечалось, что Краснодар постепенно превращается в столицу великорусского национализма. Межэтнические конфликты здесь обострены не меньше, чем в столице, а соседство с Кавказом и большой приток иностранцев на Кубань способствует росту национальной напряженности. Все это приводит к конфликтам и столкновениям.
В 2002 году группа скинхедов вечером 30 сентября высадилась на одной из улиц поселка Яблоновский. Ворвавшись во дворы, они крушили все, что попадалось под руки. Пострадало 7 домов, где живут цыганские семьи. Кроме выбитых стекол и разгромленных машин, пострадало 12 яблоновцев цыганской национальности. Милиция практически сразу задержала предводителя группы, восемнадцатилетнего подростка. Ему было предъявлено обвинение по статье 213 УК РФ «Хулиганство». По предварительной версии конфликт возник из-за места для торговли на вещевом рынке Краснодара, где работали все пострадавшие33.
Необходимо отметить, что на совести скинхедов еще и проявления вандализма. 18.04.2002 года в Краснодаре на Славянском кладбище около полусотни подростков ночью ворвались на городское кладбище и стали крушить плиты на армянских могилах. В результате было осквернено около 20 могил. По факту вандализма было возбуждено уголовное дело.
16 января 2004 года в Санкт-Петербурге на кладбище жертв 9 января и на еврейском кладбище было разрушено примерно 50 могил, на многих могилах нарисована свастика.
Гибель девятилетней таджикской девочки в Санкт-Петербурге вечером 9 февраля 2004 года снова привлекла внимание общественности к проблеме агрессивного национализма. По подозрению в убийстве – опять скинхеды. Вал расистского насилия, захлестывающий крупные города, страны, перевалил через новый рубеж – жестокое убийство детей. Сами же расисты не замечают таких рубежей. И то, что этот вал будет нарастать, не исключено, ведь насилие не всегда встречает адекватную реакцию ни со стороны властей, ни со стороны общества в целом34.
Все эти события свидетельствуют: там, где голову поднимают националисты, фашисты, расисты – растет социальная напряженность, а безнаказанность подобных действий ведет лишь к их повторению.
Агрессивное поведение скинхедов породило (начало 21 века) новое молодежное движение – скинхеды-антифашисты. Их внешний облик ничем не отличается, но идеология отнюдь не расистская. Явным отличием являются красные шнурки на ботинках. Антифашисты не пьют, не курят, пропагандируют жизнь без наркотиков, презирают расизм и по возможности выступают против скинхедов противоположной направленности. В Москве наиболее популярна группа «Маршал» антифашистской направленности35.
Подводя итог, стоит отметить, что данное движение продолжает в некоторых регионах страны набирать силу, привлекая в свои ряды молодежь своим «правым» делом: «борьбой с иностранцами, с лицами нерусской национальности, за чистоту родного города и за рабочие места», - а главное, безнаказанностью за свои действия. Власти видят в них угрозу, но, на мой взгляд, не всегда принимают должные меры для противодействия этим явлениям, объясняя это правами человека, свободой и демократией. К сожалению, только арестами за хулиганство проблему не решить. В приведенных в данной главе причинах появления скин-движения в России одной из самых важных является низкий уровень жизни основной массы населения в России. Именно поэтому проблема должна решаться на государственном уровне. Запретами на местах дела не решить. Надо вместе с разоблачением этого явления повысить жизненный уровень населения, культуру, социальную сферу. План президента и правительства удвоить к 2010 году валовой внутренний продукт, курс на решительную борьбу с бедностью и другие меры приведут, на мой взгляд, к положительным результатам в борьбе с экстремизмом. И тогда движение пойдет на спад, хотя его полное исчезновение вряд ли возможно в ближайшей перспективе. Во многих развитых странах существует подобная субкультура, движения, которые направлены против иной расы, нации, а так как даже при высоком уровне жизни Россия остается многонациональной страной, движение нацистов, думаю, будет существовать, хотя и не будет иметь такого размаха, как сейчас.
Информация о работе Национализм в политической жизни России в 90-х годах 20 века – начале 21 века