Национализм в политической жизни России в 90-х годах 20 века – начале 21 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:41, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть проявления националистического характера в политической и общественной жизни России в 90-х годах 20 – начале 21 веков.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть основные виды национализма, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей
2. Определить причины возникновения острых националистических проблем на территории России в конце 90-х годов 20 – начале 21 веков
3. Проанализировать идеологию, убеждения и основные цели молодежных неонацистских организаций – скинхедов
4. Оценить влияние субкультуры на современную молодежь и общественный порядок
5. Сформулировать основные принципы и черты политических программ националистических партий России 90-х годов 20 – начала 21 веков (НБП, РНЕ и других).

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1 История возникновения национализма
1.1 Понятие национализма и его истоки. Виды национализма и причины его возникновения.............................................................................8
1.2 Национализм и нацизм…………………………………………...15
1.3 Свастичные символы. Их связь с национализмом……………..19
2 Националистические тенденции в общественной жизни России в конце 20 – начале 21 веков
2.1 Скинхеды – субкультура националистического толка. История движения, особенности организации……………………………………….27
2.2 Влияние молодежных группировок на общественную жизнь (правопорядок, общественная безопасность)………………………………36
3 Национализм в политической жизни России в 90-х годах 20 века – начале 21 века.
3.1 Возрождение националистических взглядов после распада СССР…………………………………………………………………………...41
3.2 Партии националистической направленности. РНЕ: история, основные программные положения, методы работы………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

            РИСУНОК 14.

             Расич – Символ Единства великой Расы. Вписанный  в многогранник знак Инглии имеет  не один, а четыре цвета, по цвету ириса глаз Родов Расы: Серебряный у да`Арийцев, Зеленый у х`Арийцев, Небесный у Святорусов и Огненный у Рассенов. 
         

            РИСУНОК 15.

             Символ Расы – символ Вселенного Единого союза  четырех ценных Великих Ариев  и Славян. Народы Ариев объединяли воедино Роды и Племена: да`Арийцев и х`Арийцев, а народы Славян – Святорусов и Расселов. Это единство четырех народов обозначалось символом Инглии солярного цвета на небесном пространстве (синий цвет). Солярную Инглию (раса) пересекает серебряный меч (совесть) с огненной рукоятью (чистые помыслы) и направленным острием клинка меча вниз, который символизирует Сохранение и Защиту Древней Божественной Мудрости Великой Расы от различных сил тьмы. Серебряный меч с направленным острием клинка меча вверх означает защиту от внешних врагов.

        Различные вариации свастичных символов и не менее различными значениями встречаются не только в  культовых и обереговых символах, но и в виде Рун, которые, как и  буквы в древние времена имели  свое образное значение. Так, например, в Руничном алфавите было четыре Руны с изображением свастичных элементов:

             Руна Фаш –  имела образное значение: мощного, направленного, разрушающего потока. 

              Руна Агни - имела образные значения: священный  огонь домашнего очага, а также  священный огонь жизни, находящийся в теле человека, и другие значения.

             

             Руна Мара – имела  образное значение: ледяного пламени, охраняющего покой мироздания. Руна переходит из мира яви в мир  светлой Нави, воплощения в Новой  жизни; символ Зимы и сна.

             

             Руна Инглия –  имела образное значение Первичного Огня Творения Мироздания, из этого огня появились Вселенные и сама жизнь.20 

       Многие  свастичные символы (рисунки 5, 11, 12, 13, 14, 15) связаны с защитой и прославлением  Великого Рода и собственной Расы. Именно поэтому свастика стала символом нацистов в Германии (рисунок 1), хотя жестокость нацистского режима опорочила этот знак и по сей день отталкивает многие народы.

       Необходимо  отметить, что в современном российском обществе иногда свастику используют некоторые националистические организации (например, скинхеды) как символ высшей русской нации, ее превосходства над другими народами.

       В данной главе было рассмотрено такое  явление, как национализм, его виды, причины существования, цели и задачи как идеологии, так и политики. Трактовка национализма различна, о чем свидетельствуют работы многих зарубежных и отечественных исследователей. Проявление националистического характера также различно. Для того чтобы понять рост и причину агрессивных националистических настроений в современном российском обществе, необходимо рассмотреть некоторые националистические молодежные группировки, их деятельность и влияние на общественную жизнь. 
 
 
 

       ГЛАВА 2 Националистические тенденции в  общественной жизни России в конце 20 – начале 21 веков 

       2.1 Скинхеды – субкультура националистического толка. История движения, особенности организации

       Одним из проявлений националистического  характера в России в 90-е годы 20 века стало появление молодежного  националистического движения.

       Националистические  группировки или скинхеды – это участники относительно нового неформального движения. Слово «скинхеды» происходит от слияния двух английских слов: skin – кожа и head – голова. В России представители этого движения предпочитают называть себя бритоголовыми.

       Впервые скинхеды появились в конце 60-х годов в Европе в рабочих предместьях Лондона. На западе опубликовано большое количество исследований, в которых приводится несколько причин возникновения этого движения. Одна из главных – начавшийся в то время бурный приток эмигрантов из стран «третьего мира», которые стали дешевой рабочей силой и стали вытеснять из некоторых сфер производства и торговли коренных британцев. Скинхеды в то время носили модные пиджаки с подбитыми плечами и слушали афроамериканскую музыку. В 1969 году в английских портовых городах начались массовые драки между ними и американскими морскими пехотинцами, среди которых было много афроамериканцев. Именно тогда выработался их стиль одежды, используемый и сейчас в Европе и России. Это была короткая военная куртка без воротника, узкие, высоко закатанные джинсы на подтяжках, тяжелые ботинки из толстой свиной кожи. Такая форма помогала в драке. Афроамериканскую музыку вытесняет арийский стиль «Ой» – белый рок.

       К началу 80-х годов движение становится довольно массовым и распространяется по Европе, постепенно добираясь до Австралии и Южной Америки. Бурно развивается индустрия скинхедов, особенно музыкальная. Появляются десятки скинхедовских музыкальных групп. В Европе выпускается много аудиокассет с записями гитлеровских военных маршей и видеокассет нацистских фильмов, в частности «Триумф воли» любимого режиссера Гитлера Лени Риффеншталя21. Популярны у скинов майки с цифрами 88 – порядковый номер двух «н» в немецком алфавите, что означает «Хаиль Гитлер», 14 – символ фразы на английском языке из 14 слов «Мы должны сохранить существование наших людей и будущее для белых детей» и 18 – числовое обозначение первых двух букв имени Адольф Гитлер. Символика скинов восходит к обожаемому ими Третьему рейху и кельтской мифологии. Есть и собственный символ – скрещенные молотки. Но все же основной их знак – кельтский крест.

       В начале 90-х годов первые скинхеды появляются и в России. Сначала  их увидели в Москве, с той поры ставшей считаться идеологическим и духовным центром движения. В это время в Москве насчитывалось всего несколько десятков поклонников скин-культуры и идеологии.

       В 1993 – 1994 годах численность московских скинхедов достигла 150 – 200 человек. Их деятельность уже активно влияла на криминальные сводки столицы. Подобные группировки начинают возникать в других крупных городах России, и, прежде всего в Санкт-Петербурге, Ростове и Волгограде22.

       Начиная с середины 90-х годов, общее число  бритоголовых превышает 1000 человек, их субкультура и идеология становятся заметным явлением в мире российского политэкстремизма правого толка. В движении наметился определенный рост и оживление. В Москве стал выходить журнал «Под ноль» - первый в России печатный орган движения.

       С 1994 – 1998 годов среди бритоголовых произошел гигантский скачок в численности и организованности. Их общее число увеличивается в несколько раз. В Москве и Петербурге появляются довольно крупные группировки. В Москве в 1998 году насчитывается около 20 объединений. Активность скиндвижения приобретает катастрофические размеры, чаще происходят столкновения с иностранцами.

       Все возрастающее количество неонацистов  и выросший при этом спрос на скинхедовскую  атрибутику породили целую скин-индустрию, созданную исключительно для  неонацистов. Вместо одного журнала  «Под ноль», нерегулярно выходившего в Москве, появляется несколько новых изданий: журналы «Стоп», «Удар», «Уличный боец», «Отвертка». Увеличилось и число музыкальных скин-групп, многие из которых известны по всей России. Из их числа – «Штурм», «Вандал», «Ультиматум».

       Стоит отметить, что про скинхедов часто писала газета Национал-большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова. Наиболее активно писал о скинхедах и о музыке стиля «Ой» журнал «Железный марш».

       В данных журналах и газетах, часть  из которых издавалась нелегально, поются настоящие гимны будущим спасителям Земли от зла. Субкультура приносит весьма ощутимый доход. Например, группа «Коловрат» призывает своих поклонников покупать односторонние футболки черного цвета с надписью «Коловрат. Россия», и с цветным изображением креста с логотипом группы на груди, а также на правом рукаве23.

       В Москве есть свои сформировавшиеся «точки», где практически всегда можно  купить экстремистские газеты, журналы, музыкальные альбомы, нашивки. Неплохой доход приносят видеокассеты с нацистскими фильмами. Становятся востребованы «Маин Кампф» Адольфа Гитлера и «Мир 20 века» одного из главных идеологов нацизма Альфреда Розенберга.

       В Краснодаре на «Арбате» можно и сейчас приобрести кулон или кольцо с  фашистской свастикой, а в магазине «Черепаха» - купить немецкую военную форму с нашивками со времен Второй Мировой войны.

       Сколько на сегодняшний день в России националистических организаций, точно сказать невозможно. 99% таких объединений состоит  из 3 – 5 человек, очень часто один и тот же человек состоит в нескольких организациях одновременно. По данным МВД, только в Москве нацистские группировки располагают тремя тысячами активистов. Кроме того, еще около 30 тысяч человек, проживающих в столице, так или иначе, связаны с экстремистскими организациями ультраправого толка. Что же касается молодежных группировок – «скинхедов», то в столице их более 10 тысяч24.

       Скинхеды  называют себя солдатами Третьей  Мировой войны, уже вступившими  в войну. Их группировки наиболее многочисленны и опасны. Согласно исследованиям социологов, в России сейчас (конец 90-х – 2000 годы) не менее 35 тысяч «скинов», объединившихся, чтобы поддержать «чистоту нации». Первый всплеск численности бритоголовых приходится на начало 1994 года, тогда это были «молодежные объединения» РНЕ и других ультраправых партий25.

       Согласно  исследованиям последних пяти лет, результаты которых приводит агентство  ИТАР-ТАСС, 15% россиян в возрасте 8 – 30 лет объединены в неформальные молодежные объединения, одно из которых  – скинхеды. В 1992 году скинхедов  в России было всего несколько десятков человек, к началу же 2000 года их насчитывалось уже свыше 20 тысяч. Большинство из них объединены в небольшие банды по месту жительства или учебы. Считается, что в Московской области численность фашистов на порядок выше, чем в столице, что вполне объяснимо – если в Москве молодежь еще в состоянии найти себе развлечения (увеселительных заведений здесь в избытке), то в областных городах и поселках заняться порой нечем. Поэтому большинство молодых людей, которых удалось задержать милиции после погромов в Ясенево и Царицыно, оказались жителями именно Московской области, а не самой Первопрестольной. Национальный экстремизм в России носит, как правило, провинциальный характер26.

       Стоит отметить, что и в Краснодарском  крае организации скинхедов – нередкое явление. В Краснодаре существует несколько крупных организаций, в них задействовано около 350 – 400 человек. В 2004 году численность краснодарских скинхедов пошла на убыль, но движение все же продолжает оставаться популярным.

       Для того чтобы понять сущность и идеи скин-движения в России, необходимо рассмотреть его состав, используя классификацию журналиста С.Беликова, изложенную в его статье «Бритоголовая культура».

       Первая, самая многочисленная группа – «малолетки», это подростки 12 – 14 лет, иногда даже начиная с 8-летнего возраста, которые выучили несколько расистских или нацистских лозунгов, уяснили некоторые основные нормы поведения. Эта категория активно использует внешнюю символику – свастику.

       Вторая  категория – «молодые», подростки старшего возраста, 14 – 16 лет, активно участвующие во всевозможных митингах, демонстрациях. Эта категория обладает более четко оформленной политической ориентацией и умением связно изложить главные принципы националистического движения.

       Третья  категория – «старшие» - помимо участия в митингах и сборищах они обладают твердой, достаточно прочно сложившейся политической ориентацией, умеют не только связно изложить основные пункты программы своего движения, но и ведут агитационную работу. Эта категория обладает, как правило, прочными связями с различными право- и леворадикальными экстремистскими организациями.

       Среди огромного количества националистов  самых разных видов, степеней организованности существует небольшая сплоченная группа, называемая «старые» скинхеды.

       Эта относительно маленькая часть националистического  движения состоит из наиболее идеологизированных и активных. Они хорошо знают обычаи, традиции, принципы националистов, являясь  их основными хранителями и толкователями  для основной массы. Каждый из них имеет определенный стаж пребывания в данном движении, от трех – пяти до десяти лет, в течение которых они должны жить и действовать, соблюдая все принципы и заповеди националистического движения. Одна их осуществляемых ими основных задач – стимуляция и радикализация как отдельных групп, так и всего движения в целом.

       Классические  «старые» члены движения – это  в основном политики, занимающие активную жизненную позицию. Статус этот могут  иметь и некоторые особо агрессивные  музыканты, исполняющие песни в  стиле рока или панк-рока27.

Информация о работе Национализм в политической жизни России в 90-х годах 20 века – начале 21 века