Местные представительные органы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие функции и задачи местных представительных органов - маслихатов.
Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- исследовать сущность и организацию деятельности местных представительных органов в механизме государственной власти Республики Казахстан;
- провести анализ деятельности местных представительных органов;
- выработать предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности местных представительных органов в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и организация деятельности местных представительных органов РК 6
1.1. Сущность и значение местных представительных органов РК 6
1.2. Организация деятельности местных представительных органов РК 9
1.3. Структура и функции местных представительных органов РК 12
Глава 2. Анализ деятельности местных представительных органов РК на примере Актюбинской области 21
2.1. Современное состояние работы маслихата Актюбинской области 21
2.2. Современное состояние и анализ деятельности местных представительных органов Актюбинской области 23
2.3. Проблемы организации деятельности местных представительных органов Актюбинской области 28
Глава 3. Пути совершенствования деятельности и приоритетные направления в работе местных представительных органов Актюбинской области 31
3.1. Приоритетные направления деятельности местных представительных органов Актюбинской области 31
3.2. Пути совершенствования деятельности местных представительных органов Актюбинской области 33
Заключение 40
Список использованной литературы 44
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Деятельность  маслихатов регулируется Конституцией Республики Казахстан и Законом  РК “О местных представительных и  исполнительных органах Республики Казахстан” от 10 декабря 1993 года. Основной закон страны к ведению маслихатов относит:

      утверждение планов, экономических  и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;

     решение определенных вопросов местного административно-территориального устройства;

      рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата;

      образование постоянных комиссий и  иных рабочих органов, заслушивание отчетов об их деятельности, решение других организационных вопросов.

     Данные  полномочия более конкретизированы в законе о местных представительных и исполнительных органах. Однако детальный  анализ этого закона и его сравнение  с аналогичными законодательными органами некоторых зарубежных государств позволяют утверждать о том, что по сравнению с органами исполнительной власти маслихатам отведена незначительная роль в общественно-политической жизни республики. Это определено и выражается следующими обстоятельствами.

     Во-первых, наличием недемократической избирательной системы. Используя свое исключительное право на формирование избирательных комиссий всех уровней и осуществление контроля за их деятельностью, исполнительная власть имеет почти ничем неограниченные возможности по воздействию на избирательный процесс и корректировке результатов выборов по своему усмотрению. В результате этого депутатами парламента и маслихатов стали в основном лица, пользующиеся доверием у исполнительных органов или испытывающие к ним лояльное отношение. Инакомыслящие же депутаты почти везде составляют меньшинство.

     Во-вторых, у маслихатов нет четких механизмов воздействия на деятельность соответствующих акимов и других местных исполнительных органов. Заслушивание их отчетов, утверждение представленных акимами проектов бюджета и иных документов носит чисто формальный характер.

     Практика  депутатских запросов на местном  уровне хотя и существует, но она  не гарантирует принятия исполнительными  органами мер по решению того или  иного вопроса, затронутого депутатом маслихата. В этом случае обязательный ответ на депутатский запрос является простой отпиской.

     Что же касается установленного п. 5 ст. 87 Конституции РК права маслихата на выражение недоверия акиму и постановки перед президентом или вышестоящим акимом вопроса о его освобождении от занимаемой должности, то на практике эта норма не работает. Прежде всего потому, что в нынешних условиях трудно собрать две трети голосов депутатов, недовольных работой акима и не побоявшихся выразить это отношение открыто. Но, самое главное, что окончательное решение по данному вопросу остается за главой государства или вышестоящим акимом, которые могут не согласиться с мнением депутатов того или иного маслихата.

     В-третьих, депутаты маслихата не обладают правом депутатской неприкосновенности. В связи с этим они уязвимы перед соответствующими акимами, которые могут, например, инициировать гонение их по месту работы вплоть до увольнения или привлечение к административной и уголовной ответственности.

     В-четвертых, маслихаты, не имеющие собственных финансовых средств и иной собственности (помещение, транспорт и т. д.), необходимых для осуществления своей деятельности, находятся в полной финансово-экономической зависимости от акимов.

     В-пятых, несовершенной является законодательная база, определяющая вопросы деятельности маслихатов. Закон о местных представительных и исполнительных органах до сих пор не был приведен в соответствие с действующей Конституцией РК согласно требованию ее п. 4 ст. 92. Новый же закон еще не принят.

     В-шестых, в отличие от органов исполнительной власти, охватывающих все населенные пункты республики, маслихаты имеют место только на уровне областей, города республиканского значения и столицы республики, районов и городов областного подчинения. В городах же районного подчинения, поселках, аулах, селах, аульных и сельских округах представительная власть как таковая отсутствует совсем.

     В-седьмых, между представительными органами всех уровней нет никаких связей, способствующих укреплению этой ветви власти. Парламент уделяет больше внимания вопросам республиканского масштаба. Хотя как законодательный орган он мог бы реально повлиять на изменение положения маслихатов и расширение их полномочий.

     В-восьмых, в отличие от парламента маслихаты функционируют не на постоянной основе. Свою основную деятельность они осуществляют только во время своих сессий, которые проводятся раз в квартал. Правда, по инициативе не менее одной трети депутатов или соответствующего акима могут быть проведены внеочередные сессии. Но это не решает проблему. В результате этого многие актуальные проблемы населения данных регионов и населенных пунктов не всегда становятся предметами рассмотрения депутатов маслихатов. Что касается постоянных и временных комиссий маслихатов, созданных депутатами для решения определенных вопросов, то рассматриваемый закон даже не определяет порядок их деятельности и не предоставляет им никаких прав.

     В-девятых, на низком качестве работы маслихатов сказывается и то, что у них нет руководства, организующего их работу. Председатель сессии маслихата переизбирается на каждой сессии и, как правило, занимается только теми вопросами, которые рассматриваются на возглавляемой им сессии. Он является не руководителем маслихата, а всего лишь председательствующим на его заседаниях. Работающий же на постоянной основе секретарь маслихата выполняет в основном технические функции и не вправе вмешиваться в работу сессии.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. - Алма-ты.:Бшм, 1997.-С. 156-158
  2. Авакьян С. А. Правовое регулирование деятельности Советов (конституционные основы, теория, практика). М., 1980. С. 19; Кутафин О. Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. Уч. пособ. М., 1982. С. 27, 35; Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. М., 1972. С. 11; Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право. М., 1997. С. 153; Сагиндыкова А. Н. 1) Компетенция и деятельность местных Советов по руководству здравоохранением. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1986. С. 8–10; 2) Развитие компетенции местных Советов по руководству здравоохранением // Известия Академии наук Казахской ССР. Серия общественных наук. 1987. № 1. С. 71–79; Советское строительство. Саратов, 1982. С. 85.
  3. Основы государства и права Республики Казахстан. Уч. пособ. / отв. ред. Г. С. Сапаргалиев. Алматы, 1999. С. 68 (автор главы — В. В. Мамонов)
  4. Копабаева А. О. Конституционно-правовой статус маслихатов. Алматы, 2000. С. 8
  5. Закон РК от 23 января 2001 г. № 148-П «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» (с изм. и доп. от 25 апреля 2001 г., 24 декабря 2001 г., 21 мая 2002 г.) // Ведомости Парламента РК. 2001. № 3. Ст. 17; № 9. Ст. 86; № 24. Ст. 338; 2002. № 10. Ст. 103
  6. Ведомости Парламента РК. 2000. № 20. Ст. 379
  7. Алибаев А. Местное самоуправление: трудности и перспективы. С. 38
  8. Ертжанов Г. Местное государственное управление и самоуправление // Фемида. 1998. № 8. С. 15–20
  9. Основы государства и права Республики Казахстан. С. 488 (автор главы — Г. С. Сапаргалиев)
  10. Сагиндыкова А. Н. Конституционное право Республики Казахстан. Уч. пособ. Курс лекций. Алматы, 1999. С. 312–314
  11. Калюжный В. А. Полномочия на власть. Отраслевое законодательство Республики Казахстан и проблемы компетенции местных органов государственного управления // Юридическая газета. 1998. 9 сент
  12. Ведомости Парламента РК. 1999. № 7. Ст. 225
  13. Казачок А. Работаем во имя реформ // Маслихат. 1998. № 1. С. 34
  14. Ведомости Парламента РК. 2002. № 3. Ст. 21
  15. Алибаев А. Местное самоуправление: трудности и перспективы // Фемида. 2001. № 1. С. 37–38; Курмангалиев Б. О совершенствовании контрольных функций местного государственного управления // Правовая реформа в Казахстане. 2001. № 4. С. 58
  16. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 12 июня 2001 г. // Ведомости Парламента РК. 2001. № 11–12. Ст. 168
  17. Калюжный В. А. Полномочия на власть. С. 312–314
  18. Тезисы отчета Акима области Сагиндикова Е.Н. «Об итогах социально-экономического развития Актюбинской области за 2009 год и задачах на 2010 год»
  19. Данные маслихата Актюбинской области
  20. Бурлаков Л.Н. Модернизация государственного управления Республики Казахстан на современном этапе / Модернизация государственного управления и местного: Научное издание. - Астана: Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан, 2004. - С.7

Информация о работе Местные представительные органы РК