Местные представительные органы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие функции и задачи местных представительных органов - маслихатов.
Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- исследовать сущность и организацию деятельности местных представительных органов в механизме государственной власти Республики Казахстан;
- провести анализ деятельности местных представительных органов;
- выработать предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности местных представительных органов в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и организация деятельности местных представительных органов РК 6
1.1. Сущность и значение местных представительных органов РК 6
1.2. Организация деятельности местных представительных органов РК 9
1.3. Структура и функции местных представительных органов РК 12
Глава 2. Анализ деятельности местных представительных органов РК на примере Актюбинской области 21
2.1. Современное состояние работы маслихата Актюбинской области 21
2.2. Современное состояние и анализ деятельности местных представительных органов Актюбинской области 23
2.3. Проблемы организации деятельности местных представительных органов Актюбинской области 28
Глава 3. Пути совершенствования деятельности и приоритетные направления в работе местных представительных органов Актюбинской области 31
3.1. Приоритетные направления деятельности местных представительных органов Актюбинской области 31
3.2. Пути совершенствования деятельности местных представительных органов Актюбинской области 33
Заключение 40
Список использованной литературы 44
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

     По  мнению некоторых исследователей, права маслихатов необоснованно сокращены, что вынуждает их выступать в роли просителей и находиться в полной зависимости от исполнительных органов власти. В связи с этим они предлагают расширить их полномочия в бюджетно-финансовой сфере: предварительное формирование бюджетов городов и районов области осуществлять совместно с маслихатами, законодательно установить проценты отчисления из районных, городских бюджетов в областной бюджет подоходного, социального и других налогов, разрешить открытие внебюджетных фондов акимами только по согласованию с маслихатами, расширить права ревизионной комиссии.[15, 37-38]

     Законодательство сегодня не дает четкого ответа на вопрос, каковы последствия неутверждения маслихатом отчета об исполнении местного бюджета. Двукратное неутверждение местного бюджета может стать причиной досрочного прекращения его полномочий. А что может последовать в случае неудовлетворительной оценки исполнения бюджета со стороны представительного органа? Неясно.

     В литературе даже высказывалась мысль  о том, что отсутствие серьезных  споров между акимами и маслихатами — «показатель слабых полномочий маслихата, низкого его авторитета, непридания депутату в местном представительном органе соответствующего высокого значения, инертности маслихата».[15]

     Возложение на маслихаты разработки местных бюджетов, пусть и совместно с местными исполнительными органами, нецелесообразно. У них нет для этого соответствующих специалистов, аппарат их немногочисленен. К тому же это фактически будет означать взятие на себя исполнительных функций, вмешательство в деятельность исполнительных структур, что чревато возможными конфликтами с акиматами. То же самое касается и предложения относительно открытия внебюджетных фондов акимами только по согласованию с маслихатами. Скорее, надо усилить контроль местных представительных органов в этой области, предоставить им право контроля за расходованием средств внебюджетных фондов.

     Кроме того, неутверждение маслихатом отчета об исполнении местного бюджета может  стать одним из оснований для выражения недоверия акиму. Такой подход следовало бы закрепить законодательно.

     Местные представительные органы в настоящее  время также обладают некоторыми полномочиями в области налогов. Они могут понижать ставки земельного налога для отдельных категорий налогоплательщиков, устанавливать размер ставок платы за загрязнение окружающей среды, за лесное пользование, за использование особо охраняемых природных территорий местного значения, за размещение наружной (визуальной) рекламы на рекламных объектах в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения, в населенных пунктах и т. д.[16]

     Учитывая, что сейчас бремя некоторых социальных выплат гражданам перенесено из республиканского бюджета на местные, предлагается усилить роль местных представительных органов в установлении налогов, дать им возможность корректировки налогов на местах для ряда территорий, особенно сельскохозяйственных, для которых характерна нестабильность в сборе налогов, порой зависящая не от конкретных лиц и исполнителей, а от климатических условий и сложившейся конъюнктуры цен на потребительском рынке.[17]

     Полномочия  в области планирования и составления  территориальных целевых программ. В компетенцию маслихатов входит утверждение планов, экономических  и социальных программ развития территории и отчетов об их исполнении. Законодатель отдельно оговаривает утверждение местными представительными органами программ по охране окружающей среды и природопользованию на соответствующих территориях, а также программ содействия занятости населения и борьбы с бедностью. Это означает, что если в выборе остальных приоритетов социально-экономического развития регионов органы местного государственного управления свободны, то составление и утверждение программ охраны окружающей среды, занятости населения и борьбы с бедностью является для них обязательным и вытекает из общегосударственных задач.

     Поскольку местные исполнительные органы в  вопросе об исполнении местных планов и программ подконтрольны и подотчетны представительным органам, то следовало  бы законодательно закрепить те же последствия, которые нами предлагаются в случае неутверждения отчета об исполнении местного бюджета. Если маслихат не утвердит отчеты об исполнении местных планов и программ, это также может стать основанием для выражения недоверия акиму, руководителям соответствующих исполнительных структур на местах.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РК НА ПРИМЕРЕ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Современное состояние работы маслихата Актюбинской области 

     Ежегодное Послание к народу Казахстана Главы государства, всегда становится главным событием в общественной жизни страны. Это - точка отсчета нового времени, новые планы, новые задачи, новые ожидания и устремление к новым свершениям.

     Нынешнее  Послание - особенное, потому что Президент предложил нам 10-летнюю программу развития Казахстана в сложнейший момент передела глобального экономического и политического влияния и смены исторических эпох. 

     Он  обозначил нам вектор уверенного движения вперед сквозь бурю экономических и цивилизационных катаклизмов.

     Аргументировано показал, что только форсированная индустриализация, только инновации, только многократный рост производительности труда позволят Казахстану занять выгодную и прочную позицию в новом посткризисном мире. [18]

     Работа городских структур нацелена, прежде всего, на максимально быстрое реагирование на проблемы жизнеобеспечения горожан. Акиматом предпринимались все меры с целью придать системный характер работе исполнительных органов. В первую очередь она должна обеспечивать эффективное и рациональное решение всех проблем города и его жителей.

     Актобе  является динамично развивающимся  городом, занимающим одно из ведущих  мест в нашей республике по многим показателям. Тем не менее у нас имеется еще много нерешенных проблем. Все это с особой отчетливостью проявилось в ходе проведенных в январе - феврале отчетных встреч в трудовых коллективах и перед населением города.

     Всего было проведено 10 таких встреч. Из них 4 непосредственно в трудовых коллективах, 3 в сельских округах и 3 с населением города. Всего во встречах приняли участие 2104 человек. В ходе подготовки и проведения встреч от жителей города и сельских округов поступило 308 вопросов и конструктивных предложений.

     Практически во всех встречах участвовали депутаты городского маслихата и также  могли определить проблемные вопросы, на решение которых необходимо сосредоточить  внимание представительных и исполнительных органов.

     По  итогам встреч подготовлен план мероприятий по реализации поступивших вопросов, состоявший из 24 пунктов. Это вопросы: освещения улиц города и населенных пунктов сельских окргугов, ремонта дорог, развития сети дошкольных и школьных учреждений, обеспечения жизненно важными коммуникационно - инженерными сетями и т.д. Реализация плана мероприятий находится под нашим постоянным контролем. [19]

     В 2009 году основной вектор нашего движения был задан Посланием Президента РК   «Через кризис к обновлению и развитию», где Глава государства обозначил приоритеты: жесткая экономия бюджетных средств, обеспечение занятости населения, обеспечение стабильности в финансовой сфере, дальнейшая модернизация экономики, разработка плана посткризисного развития.

     Поэтому, первоочередной задачей местных исполнительных органов была минимизация последствий кризиса, его влияния на граждан, обеспечение стабильного социально-экономического развития.

     Определенные  цели, задачи акимата области на 2009 год - достигнуты.

     Главный итог 2009 года - это то, что экономика области выстояла, выдержала и продолжила развитие  в условиях мирового  кризиса.

     Реализованы все намеченные социальные программы, сохранена общественно – политическая стабильность.  
 

2.2. Современное состояние и анализ деятельности местных представительных органов Актюбинской области 

     В области ведется работа по реализации  мероприятий 12 Государственных программ  и Стратегии РК. Одновременно в  области  в 2009 году реализовывались 28 региональных программ, разработанных  в рамках  реализации  мероприятий Государственных программ  и утвержденных решениями сессии областного маслихата. В 2009 году завершена реализация 5 региональных программ: развитие материально-технической базы  организаций профессионального образования,  капитальный ремонт материально-технического оснащения объектов водоснабжения,  культурное наследие, развитие физической культуры и спорта, рациональное   использование  земель и  повышение плодородия почв.

     Реализация  мероприятий Государственных и  региональных  программ сыграли  свою позитивную роль в экономике  и   развитии социальной, коммуникационной инфраструктуры области.

     В течение 2009 года администраторами велся постоянный мониторинг   мероприятий программ. По состоянию на 1.01.10г. на реализацию мероприятий  региональных программ выделено из республиканского бюджета  21,4 млрд.тенге, местного – 25,4 млрд.тенге, привлечены другие источники (собственные средства предприятий, спонсорская помощь) 20,0 млрд.тенге.

     Реализация  комплексных мер, принятых в рамках антикризисного плана и задач по недопущению снижения объемов промышленного производства, поставленных Главой государства в Послании народу Казахстана, способствовали позитивной динамике в промышленном секторе области, занимающем около половины валового регионального продукта. 

     Фактически  область перешла на режим ручного  управления, постоянно проводился  мониторинг крупных и средних промышленных предприятий, составляющих основу и влияющих на экономику области. Было обеспечено оперативное реагирование и принятие упреждающих мер, направленных на стабилизацию деятельности предприятий и недопущение массового высвобождения работников.

     В результате проводенной работы достигнуты темпы роста во всех отраслях промышленного производства.

     Индекс  физического объема составил 105,6%, превысив на 3,9 процентных пункта среднереспубликанский  показатель. Область заняла третью позицию среди регионов Республики. (Приложение 1)

     Удельный  вес промышленности в общереспубликанском  объеме составляет – 8,0%.

     Промышленными предприятиями области произведено продукции на сумму 702,8 млрд.тенге, что на 47,1 млрд. тенге больше уровня докризисного 2007 года.

     В течение последних лет сохраняется устойчивая тенденция роста привлекаемых инвестиций в основной капитал.

     Объем инвестиций в основной капитал области  по итогам 2009 года составил 307,2 млрд. тенге или 102,7% к уровню  2008 года.

     Влияние финансового кризиса сказалось  на уменьшении объемов привлекаемых иностранных инвестиций, что по сравнению с уровнем 2008 года снизился на 54%.

     Собственные средства предприятий, организаций  и населения, привлеченные в основной капитал, возросли на 18%.

     Необходимо  отметить рост привлеченных на развитие бюджетных  средств, из них средства республиканского бюджета увеличились на 66%, местного бюджета на 62%.

     Таблица 1 – Инвестиции в основной капитал  с 2005 по 2009 гг.

     Тыс.тенге

  2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Инвестиции  в основной капитал, млн. тенге - всего 168 676 199 529 241 389 287 212 307 212
Средства  республиканского бюджета 20 165 9 701 14 978 20 253 33 639
Средства  местного бюджета 2 750 6 039 7 865 12 861 20 841
Средства  иностранных

инвесторов

25 019 20 732 14 432 51 216 39 052
Средства  предприятий,

организаций и населения

120 742 149 454 160 364 159 807 188 341
Другие  заемные средства   13 603 43 749 43 075 25 339

Информация о работе Местные представительные органы РК