Местные представительные органы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие функции и задачи местных представительных органов - маслихатов.
Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- исследовать сущность и организацию деятельности местных представительных органов в механизме государственной власти Республики Казахстан;
- провести анализ деятельности местных представительных органов;
- выработать предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности местных представительных органов в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и организация деятельности местных представительных органов РК 6
1.1. Сущность и значение местных представительных органов РК 6
1.2. Организация деятельности местных представительных органов РК 9
1.3. Структура и функции местных представительных органов РК 12
Глава 2. Анализ деятельности местных представительных органов РК на примере Актюбинской области 21
2.1. Современное состояние работы маслихата Актюбинской области 21
2.2. Современное состояние и анализ деятельности местных представительных органов Актюбинской области 23
2.3. Проблемы организации деятельности местных представительных органов Актюбинской области 28
Глава 3. Пути совершенствования деятельности и приоритетные направления в работе местных представительных органов Актюбинской области 31
3.1. Приоритетные направления деятельности местных представительных органов Актюбинской области 31
3.2. Пути совершенствования деятельности местных представительных органов Актюбинской области 33
Заключение 40
Список использованной литературы 44
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

     Для реализации задач и осуществления, возложенных на него  функций,  аппарат областного маслихата в установленном законодательством порядке,  запрашивает и получает от государственных органов и руководящих должностных лиц информацию, необходимую для реализации своих задач и функций, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 
 

3.2. Пути совершенствования деятельности местных представительных органов Актюбинской области 

     Одним из приоритетных направлений реформирования государственной системы в этом Послании указывалось развитие местных представительных органов, их усиление путем предоставления дополнительных контрольных полномочий.

     Уже в сентябре того же года Президент  Республики Казахстан Нурсултан  Назарбаев на открытии первой сессии Парламента Казахстана четвертого созыва повторно отметил необходимость реального усиления ревизионных комиссий маслихатов, а также укреплении Счетного комитета.

     Стабильно повышается жизненный уровень населения, решаются социальные проблемы. Казахстанцы  заинтересованы, чтобы этот поступательный процесс продолжался, а для этого нужна, прежде всего, политическая стабильность. Поэтому все реформы, в том числе и государственного управления, связанные с вопросами перераспределения властных полномочий, не должны нарушать сложившейся системы сдержек и противовесов, сохранять существующую стабильность, способствовать развитию институтов гражданского общества.

     В условиях формирования правового государства  в Казахстане одной из важнейших  составляющих решения этой задачи является повышение эффективности работы местных представительных органов власти.

     Сегодняшняя казахстанская система государственного управления выстроена по иерархическому принципу. Каждый уровень управления подчинен вышестоящему уровню и не несет политической ответственности  перед населением за свою деятельность. Политическая ответственность всецело лежит на центральных органах власти. Подобная система не дает местным руководителям, местным представительным органам необходимой мотивации для инициативной, полноценной работы по социально-экономическому развитию своих регионов. К тому же Казахстан до сих пор не имеет местного самоуправления, хотя оно провозглашено Конституцией Республики Казахстан 1995 года.

     Неразделенное полномочий и функций между различными уровнями власти приводит к перекладыванию ответственности друг на друга и общей неэффективности работы государственного аппарата.

     В 2002 году по поручению Президента РК Правительство разработало Концепцию  разграничения полномочий между  уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений. «Практическое осуществление этой Концепции, направленной, в том числе, и на расширение полномочий местного государственного управления, решение вопросов территориального развития, организации эффективного управления на нижних уровнях, требует пересмотра и перераспределения 2500 функций сверху донизу, что в свою очередь повлечет необходимость внесения изменений и дополнений в 150 законов нашего государства». Но правительственная Концепция в основном направлена на систематизацию функций исполнительной власти, которая представлена до самого низшего звена государственного управления. В ней отсутствуют вопросы совершенствования государственного управления других ветвей власти, в частности, представительной.

     Процесс обустройства государственной власти, в том числе и местного управления, начался в Республике Казахстан с приобретением независимости. В результате, к январю 2001 года в Казахстане возникла своя модель местного управления, которая основана на различении государственной власти как таковой и власти местного самоуправления. Маслихаты, как местные представительные органы, действуют в республике с 1994 года. Их объединение в 2001 году с местной администрацией под общим названием «местные органы государственного управления» вовсе не означало, что они занимаются одними и теми же местными вопросами государственного управления. В организационном отношении маслихаты и исполнительные органы отделены друг от друга. В то же время маслихаты фактически не являются органами местного самоуправления, в результате реформирования они стали государственными представительными органами. [20]

     Реформа местного управления должна быть направлена на децентрализацию этой системы сверху донизу, придания большей самостоятельности регионов и населенных пунктов, усиления полномочий местных органов власти по решению вопросов местного значения, установление подлинной муниципализации населенных пунктов республики. При этом не обязательно вносить поправки в Конституцию. Поскольку Основной закон страны:

      признает наличие местного самоуправления в сельских и городских сообществах;

      не уточняет статус этих сообществ и жестко не оговаривает, какие административно-террито-риальные единицы следует считать таковыми;

      не конкретизирует наличия органов  государственного управления в лице акимов в городских и сельских населенных пунктах;

     то  путем внесения поправок в законодательство, регулирующее административно-территориальное  устройство республики, можно признать города любого подчинения (за исключением, может быть, городов республиканского значения и столицы), поселки, села, аулы и сельские округа муниципальными единицами, сохранив статус непосредственно административно-территориальных единиц за регионами – областями и районами.

     В связи с этим образуется система управления, основанная на сочетании местного самоуправления на низовом (муниципальном) уровне территориального деления с местным государственным управлением на высшем (региональном) уровне. Подобная модель эффективно действует, например, во Франции, Польше и некоторых других странах и вполне соответствует условиям посттоталитарного развития Казахстана.

     Конкретно же следует принять следующие  шаги по реформе системы местной  власти:

     1. Провести четкое разграничение  вопросов осуществления управления  между центральной властью, региональными органами государственного управления и органами местного самоуправления.

     2. Расформировать все функциональные  и отраслевые отделы и службы  в аппаратах акимов областей  и районов с передачей их  в распоряжение соответствующих министерств и центральных ведомств в качестве их территориальных подразделений. За акимами же следует оставить функцию координаторов деятельности всех органов государственного управления и местного самоуправления на вверенной им территории.

     3. Расширить полномочия маслихатов по управлению делами соответствующих территорий и осуществлению контроля за деятельностью исполнительных органов власти.

     4. Принять закон “О статусе депутата”,  согласно которому депутатам  представительных органов всех  уровней предоставляются правовые и социальные гарантии их деятельности, защита чести и достоинства в период депутатской деятельности, за исключением случаев уголовно наказуемых преступлений.

     5. Законодательно закрепить статус  и следующие принципы местного  самоуправления:

      определенная автономия нижестоящих  административно-территориальных (муниципальных) единиц по отношению к центру;

      выборность органов местного самоуправления и их руководящих должностных  лиц, их подконтрольность и подотчетность  населению;

      широкое непосредственное участие граждан в управлении через различные общественные комитеты, комиссии, референдумы и другие формы прямого волеизъявления;

      разграничение функций и полномочий центральных органов государственного управления и органов местного самоуправления;

      сочетание в деятельности органов  местного самоуправления местных и государственных интересов;

      ответственность органов местного самоуправления и их должностных  лиц за свою деятельность и принимаемые  решения.

     6. В муниципальных единицах местное самоуправление должно строиться по принципу разграничения ее представительных и исполнительных функций и полномочий. В этом случае оптимальным представляется наличие представительных органов местного самоуправления в лице советов (кенесов) и исполнительных органов в лице мэров. Причем, и совет, и мэр должны избираться населением, что повысит степень демократичности самой системы.

     7. Внутри муниципалитетов, то есть  в различных жилищно-территориальных  комплексах, находящихся на их  территории (микрорайонах, кварталах и т. п.), следует учредить комитеты общественного самоуправления, создающиеся на сходах и собраниях жителей данного сообщества выборным путем. Эти комитеты могут решать специфические задачи на территории соответствующего сообщества при возможном в случае необходимости согласовании с муниципальным советом или мэром.

     8. Ввести следующие формы участия  граждан в местном самоуправлении:

      местный референдум, на который выносятся вопросы местного значения;

      народная инициатива, предполагающая право определенного процента жителей  муниципальной единицы требовать  от органов местного самоуправления принятия или отмены любого их акта или решения;

      возможность выходить в органы местного самоуправления с предложениями, жалобами и т. д.;

      принятие участия в открытых заседаниях (общественных слушаниях) совета с правом высказывания своих мнений и пожеланий;

      возможность оспаривать решения органов  местного самоуправления в судебном порядке;

      проведение по инициативе органов  местного самоуправления форумов жителей муниципальной единицы или отдельных сообществ для обсуждения тех или иных вопросов, требующих решения;

      проведение органами местного самоуправления опросов граждан по насущным проблемам местного развития.

     9. Установить полномочия, осуществляемые  органами местного самоуправления, которые не входят в компетенцию  государства, а также могут  быть им делегированы. Акимам  областей и районов следует вменить в обязанность осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления в форме приостановления или отмены решений местных советов или мэров, если они нарушают действующее законодательство. В то же время органы местного самоуправления вправе опротестовать данный акт акима в суде.

     10. Законодательно закрепить экономическую  и финансовую основу местного  самоуправления, в качестве которой  могут выступить земельно-водные  ресурсы в пределах законодательно  установленных границ пользования ими, коммунальная и иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворения социально-экономических потребностей населения местных сообществ. Следует также определить возможные источники доходов местного самоуправления, к которым можно отнести государственные дотации и субсидии, местные налоги и сборы, целевые взносы и пожертвования граждан и организаций, доходы от хозяйственной деятельности органов местного самоуправления и т. д.

     В целом же, проведение реформы системы местного управления должно быть тщательно подготовленным и продуманным. Это означает не только принятие одного закона, а требует реорганизации всей системы социально-экономических и политических отношений, включая перераспределение коммунальной собственности, формирование местного бюджета, создание муниципальных служб, разграничение полномочий между органами государства и самоуправления и т. д. Для начала правительству следует разработать программы региональной политики и формирования и развития местного самоуправления в республике и лишь потом принимать необходимые законы. К тому же переход к местному самоуправлению является настолько важным вопросом, что его нужно решать путем широкого народного обсуждения и может быть даже вынести на референдум. Очевидно, что государственная администрация не должна проводить реформу системы местного управления под себя, а, изменяя структуру и функции системы местной власти с выделением из нее местного самоуправления как особой формы публичной власти, должна приспосабливаться к этому изменению, реформируя прежде всего свою собственную структуру, делая ее более демократичной.

Информация о работе Местные представительные органы РК