Местные представительные органы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие функции и задачи местных представительных органов - маслихатов.
Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- исследовать сущность и организацию деятельности местных представительных органов в механизме государственной власти Республики Казахстан;
- провести анализ деятельности местных представительных органов;
- выработать предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности местных представительных органов в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и организация деятельности местных представительных органов РК 6
1.1. Сущность и значение местных представительных органов РК 6
1.2. Организация деятельности местных представительных органов РК 9
1.3. Структура и функции местных представительных органов РК 12
Глава 2. Анализ деятельности местных представительных органов РК на примере Актюбинской области 21
2.1. Современное состояние работы маслихата Актюбинской области 21
2.2. Современное состояние и анализ деятельности местных представительных органов Актюбинской области 23
2.3. Проблемы организации деятельности местных представительных органов Актюбинской области 28
Глава 3. Пути совершенствования деятельности и приоритетные направления в работе местных представительных органов Актюбинской области 31
3.1. Приоритетные направления деятельности местных представительных органов Актюбинской области 31
3.2. Пути совершенствования деятельности местных представительных органов Актюбинской области 33
Заключение 40
Список использованной литературы 44
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 3

Глава 1. Сущность и организация деятельности местных представительных органов РК 6

1.1. Сущность и значение местных представительных органов РК 6

1.2. Организация деятельности местных представительных органов РК 9

1.3. Структура и функции местных представительных органов РК 12

Глава 2. Анализ деятельности местных представительных органов РК на примере Актюбинской области 21

2.1. Современное состояние работы маслихата Актюбинской области 21

2.2. Современное состояние и анализ деятельности местных представительных органов Актюбинской области 23

2.3. Проблемы организации деятельности местных представительных органов Актюбинской области 28

Глава 3. Пути совершенствования деятельности и приоритетные направления в работе местных представительных органов Актюбинской области 31

3.1. Приоритетные направления деятельности местных представительных органов Актюбинской области 31

3.2. Пути совершенствования деятельности местных представительных органов Актюбинской области 33

Заключение 40

Список  использованной литературы 44

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования определяется тем, что  в Республике Казахстан основные положения и принципы деятельности местных представительных органов  в теоретическом и прикладном аспекте, как одного из элементов общей системы власти, стали развиваться сравнительно недавно. Однако, за этот промежуток накоплен определенный практический опыт в области становления и функционирования местной представительной власти, созданы основы правовой базы и самое главное - в общественном сознании укрепилось и получает свое дальнейшее развитие идея о невозможности дальнейшего цивилизованного, демократического развития страны без развитой идеи народного представительства.

     Годы  независимости суверенного Казахстана стали для страны нелегким временем коренного преобразования общества, перестройки экономической и политической систем и возрождения государственности. Сегодня страна продолжает развиваться в соответствии с долгосрочной Стратегией «Казахстан-2030». [1] Центральное место в ней отводится проблемам создания эффективного, профессионального государства, в котором существует четкое разделение полномочий между центральными и местными органами власти, а также реализации принципа децентрализации внутри исполнительной вертикали, между центром и регионами, между государством и частным сектором.1 Принимаются последовательные меры по укреплению национальной безопасности и внутриполитической стабильности, дальнейшей демократизации общества, развитию регионального сотрудничества.

     Стабильно повышается жизненный уровень населения, решаются социальные проблемы. Казахстанцы заинтересованы, чтобы этот поступательный процесс продолжался, а для этого нужна, прежде всего, политическая стабильность. Поэтому все реформы, в том числе и государственного управления, связанные с вопросами перераспределения властных полномочий, не должны нарушать сложившейся системы сдержек и противовесов, сохранять существующую стабильность, способствовать развитию институтов гражданского общества. В условиях формирования правового государства в Казахстане одной из важнейших составляющих решения этой задачи является повышение эффективности работы местных представительных органов власти.

     Объект  курсового исследования. Объектом курсового исследования являются общественные отношения, носящие комплексный и многоаспектный характер, возникающие в процессе правового регулирования организации, функционирования и совершенствования деятельности местных представительных органов в Республике Казахстан.

     Предмет курсового исследования. Предметом исследования являются содержащиеся в Конституции Республики Казахстан, республиканских законах, иных нормативных правовых актах правовые нормы, регулирующие организационные основы и компетенцию местных представительных органов, конституционно-правовой статус депутатов маслихата.

     Цель  и задачи исследования. Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической  науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие функции и задачи местных представительных органов - маслихатов.

     Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие  задачи:

     - исследовать сущность и организацию деятельности местных представительных органов в механизме государственной власти Республики Казахстан;

     - провести анализ деятельности местных представительных органов;

     - выработать предложения по совершенствованию  правового регулирования деятельности  местных представительных органов  в Республике Казахстан.

     Теоретической основой курсового исследования явились труды видных казахстанских и российских ученых и практиков по конституционному праву, теории государства и права, муниципального права, материалы научных и практических конференций.

     Важнейшие правовые аспекты, связанные с организацией, компетенцией и полномочиями местных Советов, теоретически осмыслены и обоснованы многими учеными: С.А. Авакьяном, Ю.А. Агашиным, А.А. Алимбетовым, Н.И. Акуевым, М.Т. Баймахановым, М.П. Банных, Г.В. Барабашевым, А.А. Безугловым, М.А. Биндером, И.В. Бутко, Б.Н. Габричидзе, Е.В. Додиным, М.Т. Имашевым, А.А. Карловым, В.А. Кимом, Е.И. Кара-невской, А.К. Котовым, С.С. Кравчуком, Л.А. Кулевым, О.Е. Кутафиным, В.В. Мамоновым, B.C. Основиным, Р.В. Пановым, В.А. Пертциком, Г.С. Сапаргалиевым, С.С. Сартаевым, Н.Ф. Селивоновым, СВ. Соловьевым, В.Д. Сорокиным, К.Ф. Шереметом, В.Д. Шопиным.1

     Методологическую  основу курсового исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания политической и правовой действительности, выявленных и разработанных наукой и апробированных практикой. В работе наиболее использованы системный, нормативно-логический, историко-юридический, сравнительно-правовой методы.

     Структура курсового исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых отводится на рассмотрение поставленных выше задач, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РК

1.1. Сущность и значение местных представительных органов РК 

     Компетенция государственного органа по своей сущности представляет правовое средство (форму) общественного разделения труда по управлению государственными и общественными делами. Наделение органов государства компетенцией, отвечающей политическим, экономическим и социальным условиям жизни общества, а также требованиям научной организации управления, является одной из важных предпосылок эффективного использования всех возможностей государственности в руководстве экономическими и социальными процессами. Чем правильнее определена компетенция органов, тем слаженнее работает аппарат, эффективнее используются материально-финансовые, правовые, организационные и иные средства для решения задач государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

     Общепринятое  понятие компетенции местных представительных органов сложилось еще в советское время. Большинство исследователей рассматривали ее как закрепленную законами и другими нормативными правовыми актами совокупность предметов ведения и полномочий (прав и обязанностей этих органов).[2, 153] Предметы ведения указывают на те сферы общественной жизни, в которых действуют местные представительные органы. Иными словами, это юридически закрепленный круг общественных отношений, в которых эти органы наделяются соответствующими правами и обязанностями, в том числе принимать правовые решения. Полномочия местных представительных органов — это права и обязанности, которыми они наделяются для решения возложенных на них задач и функций и которые настолько неразрывно связаны между собой, что большинство прав выступает в форме прав-обязанностей. Например, образование органов маслихата и избрание его секретаря является правом выборного органа, но одновременно это и его обязанность, так как в противном случае маслихат не сможет эффективно работать. К тому же, если вновь избранный маслихат не определит в течение месяца свою структуру и не изберет свои органы, его полномочия могут быть досрочно прекращены Сенатом парламента.

     Рассмотрим  такое право маслихата, как утверждение  местного бюджета и отчета о его  исполнении. Прежде всего, маслихат обязан рассматривать эти вопросы на сессии. Он может и не утвердить  представленный акиматом бюджет и отчет о его исполнении, если будет не удовлетворен какими-либо показателями. Доработанный проект бюджета вновь будет вынесен на сессию, и маслихат будет обязан вновь рассмотреть его. Если же консенсус не будет найден, то местный представительный орган может быть досрочно распущен. Вместе с тем, как считает В. В. Мамонов, обязанности маслихатов могут быть шире, чем их права: во-первых, выполнение многих обязанностей, возложенных на них, не требует каких-либо правомочий, а совершается средствами организационно-массовой работы; во-вторых, вышестоящими органами на маслихаты могут возлагаться дополнительные обязанности, которые они осуществляют в рамках уже имеющихся прав.[3, 68]

     Следует отметить, что в Конституции Республики Казахстан (далее — РК) предметы ведения и полномочия маслихатов сформулированы в одной статье (п. 4 ст. 86), ибо у маслихата отсутствуют предметы ведения, где он юридически некомпетентен, т. е. не имеет соответствующих полномочий. На основе анализа компетенции маслихата можно установить, что предметами ведения местных представительных органов являются: местный бюджет, планы экономического и социального развития территории, комплексные и целевые программы по различным вопросам экономического и социального развития, правопорядок и соблюдение прав граждан, организационные и кадровые вопросы местного значения и т. д. Причем в большинстве случаев они совпадают с предметами ведения местных исполнительных органов. Действительно, местные бюджеты, планы, программы развития территории, обеспечение правопорядка и прав граждан также находятся в сфере ведения акиматов. Это обусловлено тем, что местные представительные и исполнительные органы в равной степени «ответственны за состояние дел на соответствующей территории» (ст. 85 Конституции РК), однако полномочия у них разные.

     В юридической литературе подчеркивалась особая значимость «исключительных  полномочий» маслихатов, которые  являются правовыми гарантиями их деятельности как «работающих корпораций». Отмечалось, что «посредством юридического закрепления исключительных полномочий можно регламентировать работу маслихата таким образом, чтобы он как коллегиальный орган соединял в своей деятельности и нормотворчество, и представительство населения, и решение вопросов государственного управления». На этой основе делался вывод, что исключительные полномочия создают по определенным вопросам гарантии верховенства маслихата над соответствующим местным исполнительным органом».[4, 8]

     На  наш взгляд, разграничение полномочий маслихатов на «исключительные», установленные  Законом РК от 23 января 2001 г. «О местном государственном управлении в Республике Казахстан»,[5] и иные, т. е. закрепленные другими законодательными актами, не совсем корректно. Термин «исключительные полномочия» местных представительных органов применялся в условиях функционирования системы Советов, когда последние включали в себя собственно депутатские собрания и подчиненные им исполнительные органы. Закрепляя исключительные полномочия, законодатель оговаривал те вопросы, которые решались исключительно на сессиях.

     По  действующему законодательству все  вопросы, отнесенные к ведению маслихата, решаются на сессиях. В этом смысле они все являются его «исключительными полномочиями», независимо от того, предусмотрены они Законом РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» или другими законами.

     Кроме того, не совсем ясно, что подразумевается  под деятельностью маслихатов, как  «работающих корпораций». Данный термин также представляется неудачным, ибо ассоциируется с ленинской идеей Советов как «работающих корпораций», соединяющих в себе не только функции принятия решений (законодательную) и контроля, но и функции управления. Сейчас полномочия представительных и исполнительных органов строго разграничены, и они не имеют права вмешиваться в компетенцию друг друга. Отнесение тех или иных вопросов государственного управления к ведению маслихатов не означает, что они становятся институтом исполнительной власти. Речь идет только о рациональном разделении труда между местными представительными и исполнительными органами с учетом их роли, социального назначения и потенциальных возможностей в механизме государства. 
 

1.2. Организация деятельности местных представительных органов РК 

     Организационные полномочия маслихатов. Ряд полномочий маслихата связан с организацией собственной работы, в том числе  постоянных и ревизионных комиссий, депутатов. Маслихат формирует свои вспомогательные органы, избирает секретаря и председателя сессии, заслушивает отчеты об их деятельности, рассматривает запросы депутатов и принимает по ним решения, утверждает структуру, штаты и расходы на содержание аппарата, утверждает регламент и т. д.

     Свою  деятельность маслихаты строят на основе планов. Хотя в числе полномочий местных представительных органов, закрепленных Законом «О местном государственном управлении в РК», отсутствует утверждение организационных планов, их подготовка предусмотрена Законом РК от 27 ноября 2000 г. «Об административных процедурах».[6] Четкое и научно обоснованное планирование своей деятельности является важнейшим условием эффективности работы любого государственного органа. План позволяет определить главные направления деятельности, основные мероприятия по их реализации, организационные формы их осуществления, наметить сроки их проведения и контроль за выполнением.

Информация о работе Местные представительные органы РК