МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:50, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена следующими обстоятельствами. Характер и уровень развития права в ту или иную эпоху определяют не только содержание и объем прав человека и гражданина, но и его значение в шкале ценностей общества и государства. В процессе становления и развития мировой цивилизации, занявшем значительный по продолжительности период, постепенно сформировалась единая идея осознанной людьми необходимости свободы и независимости человека в разумных пределах. В настоящее время, когда большинством государств накоплен позитивный опыт и установлен мировой стандарт в области прав и свобод личности, необходимо стремиться к тому, чтобы реальная действительность была приведена в соответствие с этим стандартом. Отсюда важнейшей задачей нашего времени является закрепление, гарантирование и применение на практике передовых идей, определяющих приоритет личности и провозглашающих ее высшей ценностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 5

Глава 1. Общие положения применения мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве
1.1. Понятие мер процессуального принуждения и цели их применения.. 8
1.2. Виды мер процессуального принуждения…………………………….17

Глава 2. Меры процессуального принуждения, связанные с ограничением личной свободы
2.1. Понятие, основания и порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления…………………………………………………... 26
2.2. Понятие, основания и порядок избрания заключения под стражу и домашнего ареста в качестве меры пресечения ……………………………36

Глава 3. Меры процессуального принуждения, не связанные с ограничением личной свободы
3.1. Понятия, основания и порядок избрания мер пресечения, не связанных с ограничением личной свободы……………………………………………..45
3.2. Понятие, основания и порядок применения иных мер процессуального принуждения, не связанных с ограничением свободы…………………….52

Заключение ………………………………………………………………… 62

Список использованной литературы……………………………………… 65

Работа содержит 1 файл

принужд.docx

— 103.58 Кб (Скачать)

Обязательство о явке (ст. 112 УПК) может быть взято у подозреваемого, обвиняемого, к которому не применяется мера пресечения. Допускается отобрание обязательства о явке у потерпевшего и свидетеля. Обязательство о явке отбирается по необходимости, которая должна усматриваться из материалов дела. Обязательство о явке может быть взято дознавателем, следователем, прокурором, судом по делу, находящемуся в производстве.

Лицо обязуется являться по вызовам дознавателя, следователя или суда и немедленно сообщать о перемене места жительства. При этом постановление не выносится. Лицо, с которого берется обязательство о явке, дает письменную подписку о том, что ему разъяснены его обязанности, а также последствия нарушения обязательства.

Обязательство о явке не является мерой пресечения. В случае нарушения  обязательства о явке к подозреваемому, обвиняемому при наличии оснований, предусмотренных в ст. 97 УПК, может  быть применена мера пресечения.

Привод (ст. 113 УПК) применяется по постановлению дознавателя, следователя, или суда по делам, находящимся в их производстве. Приводу могут быть подвергнуты подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель. Не подвергаются принудительному приводу: свидетели и потерпевшие в возрасте до 14 лет (явку этих лиц следует обеспечивать через родителей и иных законных представителей); беременные женщины, в том числе подозреваемые и обвиняемые; больные, чья болезнь препятствует явке к следователю или в суд и подтверждена медицинской справкой.

Основанием для привода  является неявка по вызову дознавателя, следователя или суда без уважительных причин. Порядок вызова на допрос свидетеля, потерпевшего установлен ст. 188 УПК. Свидетель, потерпевший вызывается на допрос повесткой, в которой указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается по средствам связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос. Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения. Лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела. Военнослужащий вызывается на допрос через командование воинской части [32, с. 160].

В том же порядке на допрос вызывается обвиняемый, находящийся  на свободе (ч. 4 ст. 188 УПК). Обвиняемый может быть подвергнут приводу, когда он без уважительных причин не явился по вызову следователя либо когда не установлено местонахождение обвиняемого (ч. 6 ст. 172 УПК).

О приводе выносится постановление. Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов - на основании постановления суда.

Временное отстранение от должности предусмотрено ст. 114 УПК. Федеральный закон. N 92-ФЗ существенно изменил ст. 114, распространив ее действие не только на обвиняемого, но и на подозреваемого, являющегося должностным лицом. Данная мера принуждения носит временный характер и применяется в целях обеспечения установленного в УПК РФ порядка уголовного судопроизводства.

Временное отстранение от должности применяется по постановлению  суда на основании возбужденного  с согласия прокурора мотивированного  ходатайства дознавателя или  ходатайства следователя с согласия руководителя следственного органа по месту производства предварительного расследования, за исключением случая, предусмотренного ч.5 ст. 114 УПК РФ.

Временному отстранению  от должности может быть подвергнут только подозреваемый или обвиняемый, являющийся должностным лицом. Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК РФ - должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ.

Необходимость временного отстранения  от должности возникает при наличии  оснований полагать, что должностное  лицо, привлекаемое в качестве обвиняемого, будет продолжать заниматься преступной деятельностью с использованием своего служебного положения либо будет  препятствовать проведению предварительного расследования по уголовному делу.

В постановлении о возбуждении  перед судом ходатайства о  временном отстранении обвиняемого  от должности следователь, дознаватель указывают конкретные основания для принятия судом такого решения. К числу таких оснований относятся:

1) преступление, по которому  проводится предварительное расследование,  совершено по месту работы  должностного лица либо связано  с деятельностью предприятия  или организации, где он работает;

2) должностное лицо, используя  свое служебное положение, препятствует  расследованию (с указанием конкретных  или предполагаемых действий  по противодействию расследованию);

3) в уголовном деле в  качестве потерпевших, свидетелей  или подозреваемых, обвиняемых  выступают лица, находящиеся в  подчинении должностного лица [36, с.176].

Рассмотрение постановления  о возбуждении перед судом  ходатайства о временном отстранении  подозреваемого (обвиняемого) от должности  осуществляется судьей единолично в  течение 48 часов с момента его  поступления. Решение вопроса о  временном отстранении от должности  производится с участием: прокурора, обвиняемого, его защитника, а также  следователя, дознавателя, вынесшего  указанное постановление, и иных участников уголовного процесса (переводчиков и т.п.). Перед принятием решения  судья проверяет представленные материалы, заслушивает мнение прокурора, следователя (дознавателя), обвиняемого  и его защитника, после чего выносит  постановление.

В постановлении указывается  об отстранении соответствующего должностного лица от должности либо отказывается в удовлетворении ходатайства о  его временном отстранении от должности. При удовлетворении поступившего ходатайства судья одновременно решает вопрос о назначении обвиняемому  ежемесячного государственного пособия  в размере пяти минимальных размеров оплаты труда в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ. В постановлении указывается, с какого момента надлежит выплачивать пособие.

Постановление направляется по месту работы обвиняемого для  решения вопроса о его временном  отстранении от должности. На основании  указанного постановления издается приказ об отстранении соответствующего должностного лица от исполнения служебных обязанностей. Постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке, установленном гл. 43 и 44 УПК РФ, в течение 10 суток со дня его вынесения.

Временное отстранение подозреваемого (обвиняемого) от должности отменяется постановлением дознавателя, следователя, когда в данной мере процессуального принуждения отпадает необходимость. Постановление об отмене этой меры не требует согласования с прокурором, руководителем следственного органа и принятия судебного решения. Копии такого постановления направляются прокурору, по месту работы временно отстраненного должностного лица, в финансовый орган для прекращения выплаты пособия и являются основанием для возобновления исполнения им своих должностных обязанностей. Постановление объявляется подозреваемому (обвиняемому) под расписку.

Для высших должностных лиц  субъектов Российской Федерации (руководителей  высших исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации) установлен специальный порядок  временного отстранения от должности. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом (ч.5 ст. 114 УПК РФ).

Наложение ареста на имущество (ст. 115 УПК) состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.

Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий  или возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ, следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом  ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого  или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

Суд рассматривает ходатайство  в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ. При решении вопроса  о наложении ареста на имущество  для обеспечения возможной конфискации  суд должен указать на конкретные, фактические обстоятельства, на основании  которых он принял такое решение.

Основания наложения ареста на имущество:

а) обеспечение исполнения приговора в части гражданского иска,

б) обеспечение исполнения других имущественных взысканий,

в) обеспечение возможной  конфискации имущества, полученного  в результате преступных действий либо нажитого преступным путем.

Порядок и основания подачи гражданского иска в уголовном деле определяются УПК РФ. Предъявление гражданского иска возможно в период после возбуждения уголовного дела до окончания предварительного расследования. Принятие мер по обеспечению гражданского иска не связано с наличием заявления  или ходатайства заинтересованного  лица, а вытекает из обязанности  дознавателя, следователя, прокурора  принять меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.

Арест на имущество физического  или юридического лица, которое в  соответствии с ГК РФ несет ответственность  за вред, причиненный преступлением, может налагаться и до их привлечения  в качестве гражданского ответчика.

Обеспечение возможной конфискации  имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем. Федеральным законом N 162-ФЗ конфискация  имущества исключена из числа  дополнительных наказаний, предусмотренных  УК РФ. Конфискации подлежит только имущество, полученное в результате преступных действий либо нажитое преступным путем.

Арест налагается на имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, как на предметы, на которые были направлены преступные действия. Согласно п. 2.1 ч. 1 ст. 81 УПК РФ такие предметы осматриваются, признаются вещественными доказательствами и приобщаются к уголовному делу, о чем выносится соответствующее  постановление.

Арест налагается на имущество  подозреваемого, обвиняемого или  лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, а  также на имущество, находящееся  у других лиц, при наличии достаточных  оснований полагать, что оно получено (добыто или увеличилось) в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого.

К имуществу, на которое налагается арест, относится: все движимое и  недвижимое имущество, наличные денежные средства, ценные бумаги, денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся  на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных  организациях, ценные бумаги, принадлежащие  физическим и юридическим лицам, находящиеся на хранении в банках и иных организациях, за исключением  имущества, на которое согласно ст. 446 ГПК РФ не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Наложение ареста на имущество  отменяется, когда в применении этой меры процессуального принуждения  отпадает необходимость. Об отмене ареста на имущество выносится постановление  или определение, также указанными актами из описи может быть исключена  часть имущества, подвергнутого  аресту.

Необходимость в дальнейшем аресте имущества отпадает, когда:

 а) дело прекращено  производством; 

б) обвинение изменено на статью Особенной части УК РФ, санкция  которой не предусматривает возможность  наложения штрафа;

в) материальный ущерб, в обеспечение  возмещения которого был наложен  арест, возмещен добровольно;

г) в процессе расследования  не подтвердилось, что имущество, на которое наложен арест, приобретено  преступным путем, и другие обстоятельства [33, с. 170].

Наложение ареста на имущество  отменяется постановлением дознавателя, следователя, когда в данной мере процессуального принуждения отпадает необходимость. Постановление об отмене этой меры не требует согласования с прокурором. Руководителем следственного органа и принятия судебного решения. Копии такого постановления направляются собственнику или владельцу имущества, лицам, которым это имущество передано на хранение, либо в банк или иное кредитное учреждение, а также прокурору. Постановление объявляется под расписку лицу, на имущество которого был наложен арест.

УПК РФ устанавливает особый порядок наложения ареста на ценные бумаги ввиду особенностей их обращения  на территории Российской Федерации. В  остальном при наложении ареста на ценные бумаги действуют общие  положения, установленные ст. 115 УПК  РФ.

Таким образом, рассмотренные  в данной главе дипломной работе меры процессуального принуждения, не связанные с ограничением личной свободы, являются частью комплекса мер государственного принуждения. Проблемам их применения в уголовно-процессуальной литературе уделялось достаточное внимание, так как:

Информация о работе МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ