МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:50, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена следующими обстоятельствами. Характер и уровень развития права в ту или иную эпоху определяют не только содержание и объем прав человека и гражданина, но и его значение в шкале ценностей общества и государства. В процессе становления и развития мировой цивилизации, занявшем значительный по продолжительности период, постепенно сформировалась единая идея осознанной людьми необходимости свободы и независимости человека в разумных пределах. В настоящее время, когда большинством государств накоплен позитивный опыт и установлен мировой стандарт в области прав и свобод личности, необходимо стремиться к тому, чтобы реальная действительность была приведена в соответствие с этим стандартом. Отсюда важнейшей задачей нашего времени является закрепление, гарантирование и применение на практике передовых идей, определяющих приоритет личности и провозглашающих ее высшей ценностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 5

Глава 1. Общие положения применения мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве
1.1. Понятие мер процессуального принуждения и цели их применения.. 8
1.2. Виды мер процессуального принуждения…………………………….17

Глава 2. Меры процессуального принуждения, связанные с ограничением личной свободы
2.1. Понятие, основания и порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления…………………………………………………... 26
2.2. Понятие, основания и порядок избрания заключения под стражу и домашнего ареста в качестве меры пресечения ……………………………36

Глава 3. Меры процессуального принуждения, не связанные с ограничением личной свободы
3.1. Понятия, основания и порядок избрания мер пресечения, не связанных с ограничением личной свободы……………………………………………..45
3.2. Понятие, основания и порядок применения иных мер процессуального принуждения, не связанных с ограничением свободы…………………….52

Заключение ………………………………………………………………… 62

Список использованной литературы……………………………………… 65

Работа содержит 1 файл

принужд.docx

— 103.58 Кб (Скачать)

Таким образом, меры процессуального  принуждения должны применяться  не только обоснованно, но и законно, в строго установленном порядке. В статье 91 УПК РФ указано, что  задержание лица, подозреваемого в  совершении преступления, может произойти  при наличии оснований, установленных  данной статьей.

 

 

2.2. Понятие, основания и порядок избрания заключения под стражу и домашнего ареста в качестве меры пресечения

 

Заключение под стражу (арест) - самая строгая мера пресечения, состоящая в изоляции лица от общества и помещении его в место содержания под стражей. Заключение под стражу относится к мерам государственного принуждения, которые в наибольшей степени ограничивают права и свободы граждан, включая право на свободу и личную неприкосновенность. Мера пресечения может быть избрана по возбужденному уголовному делу, применяется только к обвиняемому, в исключительных случаях может применяться к подозреваемому.

Избрание заключения под  стражу в качестве меры пресечения должно соответствовать ряду условий:

- необходимо наличие установленных в ст. 97 УПК оснований применения мер пресечения;

- должны учитываться тяжесть совершенного преступления и иные обстоятельства, предусмотренные ст. 99 УПК;

- заключение под стражу избирается тогда, когда иные меры пресечения не могут обеспечить надлежащее участие обвиняемого (подозреваемого) в расследовании уголовного дела и судопроизводстве, когда невозможно применение иной, более мягкой меры пресечения;

- если лишение свободы в качестве наказания за совершение данного преступления не предусмотрено, то избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу невозможно [36, с. 490].

Мера пресечения в виде заключения под стражу избирается по судебному решению. При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 настоящего Кодекса, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (ч.3 ст. 108 УПК в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ).

Пределы полномочий судьи  ограничены разрешением ходатайства  о заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу. Судья не проводит непосредственное исследование доказательств и не рассматривает дело по существу. Свидетели  не вызываются и не допрашиваются. Судья  рассматривает обстоятельства дела, на которых основано ходатайство  о заключении под стражу, и выносит  одно из постановлений:

1) об избрании меры пресечения  в виде заключения под стражу (прил. 1 к ст. 477 УПК);

2) об отказе в удовлетворении  ходатайства об избрании меры  пресечения в виде заключения  под стражу (прил. 2 к ст. 477 УПК);

3) постановление о продлении срока задержания (прил. 1 к ст. 477 УПК).

Постановление выносится  в зале заседания немедленно после  рассмотрения дела. Отказывая в удовлетворении ходатайства, судья вправе в том  же постановлении избрать мерой  пресечения залог или домашний арест.

Постановление судьи вручается  или направляется следователю (дознавателю), возбудившему ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому).

Постановление судьи подлежит немедленному исполнению:

1) в случае удовлетворения  ходатайства обвиняемый, а также  подозреваемый, который не был  задержан до рассмотрения дела  судом, должен быть взят под  стражу в зале суда;

2) в случае отказа в  удовлетворении ходатайства подозреваемый,  который задерживался до рассмотрения  дела судом, освобождается из-под  стражи в зале суда. Обжалование  не приостанавливает исполнение  постановления.

На судебных стадиях производства по делу суд может избрать заключение под стражу в качестве меры пресечения подсудимому по ходатайству стороны  обвинения или по собственной  инициативе. Основания для избрания этой меры пресечения в суде те же, что и на досудебных стадиях процесса. Дополнительным основанием является обеспечение исполнения приговора. Избирая указанную меру пресечения в суде, судья единолично выносит постановление, а коллегиальный состав суда - определение.

Порядок содержания под стражей  подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступления, права и  обязанности лиц, содержащихся под  стражей, режим содержания под стражей  и иные вопросы регулируются Федеральным  законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Лица, в отношении которых избрана мера пресечения - заключение под стражу, содержатся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний.

Срок содержания под стражей  исчисляется с момента объявления лицу постановления о заключении под стражу до направления прокурором уголовного дела с обвинительным заключением в суд. В срок содержания под стражей включается также:

1) время, на которое  лицо задерживалось по подозрению  в совершении преступления. Не  имеет значения, был ли перерыв  между задержанием и заключением  под стражу или лицо арестовано  непосредственно после задержания  по подозрению в совершении  преступления;

2) время, когда лицо  находилось под стражей в качестве  подозреваемого;

3) время нахождения под  домашним арестом;

4) время принудительного  нахождения в медицинском или  психиатрическом стационаре по  решению суда в связи с расследованием  данного уголовного дела;

5) время, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст. 460 УПК [2].

Если срок содержания под  стражей истек, обвиняемый подлежит немедленному освобождению. Поскольку  сроки содержания под стражей  исчисляются месяцами и годами, то срок истекает в соответствующее  число последнего месяца срока, независимо от того, рабочий это день или  нерабочий. Срок содержания под стражей  продлевается индивидуально в отношении  каждого обвиняемого, а не по всему уголовному делу в целом.

В случае невозможности закончить  предварительное следствие в  срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или  отмены меры пресечения этот срок может  быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном  частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, приравненного к нему руководителя специализированного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 223 настоящего Кодекса, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

Продление срока содержания под стражей осуществляется в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений на основании мотивированному ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 18 месяцев.

Срок содержания под стражей  может быть продлен в судебном порядке:

- до 12 месяцев включительно - судьей районного суда;

- свыше этого срока - судьей областного и приравненного к нему судов. Продление предельного для данного обвиняемого срока содержания под стражей при необходимости завершения ознакомления с материалами уголовного дела также осуществляется судьей областного и приравненного к нему судов. Территориальная подсудность определяется местом расследования уголовного дела (ч. 4 ст. 108, ч. 2 ст. 165 УПК).

Решение принимается судьей в судебном заседании в порядке, установленном для принятия решения  о заключении обвиняемого под  стражу. Участие обвиняемого обязательно, кроме случаев, когда доставка его  невозможна из-за дальности расстояния до следственного изолятора или  по другим причинам, а также случаев  нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе. Решение судьи о продлении  срока содержания под стражей  выносится в форме постановления  и подлежит немедленному исполнению.

В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого  по тому же уголовному делу, а также  по соединенному с ним или выделенному  из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с  учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее, и  продлевается в вышеуказанном порядке. Если предельный срок содержания под  стражей истек, то повторный арест  данного обвиняемого по тому же уголовному делу невозможен.

Домашний арест – это мера пресечения, состоящая в ограничении свободы передвижения обвиняемого (подозреваемого) и запрете на общение и переговоры с другими лицами. Обвиняемый (подозреваемый) находится под домашним арестом по месту постоянного или временного проживания. Избирая данную меру пресечения, следователь должен удостовериться, что обвиняемый (подозреваемый) имеет постоянное место жительства, а также в возможности организации постоянного надзора за лицом, подвергнутым домашнему аресту [14, с. 280].

Суть данной меры пресечения состоит в запрете покидать жилище без разрешения следователя. Обвиняемый должен постоянно находиться по адресу, который указан в решении суда об избрании меры пресечения. Судебное решение является основанием для  временного отключения телефона в жилище обвиняемого. Порядок избрания этой меры пресечения соответствует порядку  заключения под стражу.

При нарушении обвиняемым, подозреваемым установленных в  отношении него ограничений орган, предварительного расследования, суд  вправе подвергнуть его денежному  взысканию в порядке, предусмотренном  статьями 117, 118 настоящего Кодекса, а  при наличии оснований, предусмотренных  статьями 97, 99 и 108 настоящего Кодекса, следователь и дознаватель вправе возбудить перед судом ходатайство  об избрании меры пресечения - заключение под стражу.

Как мера пресечения домашний арест предусматривался еще со времен Устава уголовного судопроизводства 1864 г. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. также предусматривал эту меру пресечения. Сравнительно-исторические исследования позволяют говорить о  незначительной практике ее применения в периоды с 1864 по 1903 гг. и с 1922 по 1926 гг. УПК РСФСР 1960 г. вовсе исключил данную меру пресечения, но УПК РФ 2001 г. вновь ввел домашний арест как  меру пресечения [34, с. 180].

Итак, домашний арест как  мера пресечения существует с 1 июля 2002 г., однако практика его применения крайне незначительна, и это оправдано  тем, что правоохранительная система  не готова к применению домашнего  ареста.

В целях повышения эффективности  применения названной меры пресечения нам представляется необходимо в  законе предусмотреть ответственность  за ее нарушение, определить порядок  отмены всех или отдельных назначенных  судом ограничений, процессуальный порядок ограничения конституционного права обвиняемого на получение  и отправление корреспонденции (ст. 185 УПК РФ) и тайну телефонных и  иных переговоров (ст. 186 УПК РФ).

Таким образом, говоря о мерах пресечения, рассмотренных в данной главе, следует отметить, что основанием для применения любой из них являются конкретные доказательства, свидетельствующие о том, что обвиняемый (в исключительных случаях - подозреваемый), находясь на свободе, совершит одно из следующих действий:

1) скроется от дознания, предварительного следствия или  суда;

2) может продолжать заниматься  преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю,  иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо  иным путем воспрепятствовать  производству по уголовному делу (ч.1 ст.97 УПК РФ) [18, с. 511].

Ранее существовали иные точки  зрения по поводу оснований, необходимых  для принятия решения о применении мер пресечения. Так, ряд авторов  относили к ним предположение  о том, что обвиняемый совершит одно из действий, указанных в ч.1 ст.89 УПК РСФСР (ст. 97 действующего УПК РФ), будет вести себя ненадлежащим образом, что выразится в нарушении процессуальных обязанностей. Рассматривая данные высказывания, следует отметить, что их недостаток состоит в том, что в качестве оснований для принятия решения предлагалось использовать не доказательства, а лишь предположения о возможности негативного поведения лица.

При этом до сих пор остаются актуальными слова выдающегося  итальянского юриста XVIII века Чезаре Беккариа относительно необходимости строжайшего соблюдения требований закона при аресте: «Существует довольно распространенное заблуждение, которое заключается в том, что решение вопросов тюремного заключения граждан... следует оставлять на усмотрение судьи, который является лишь исполнителем законов. Это противоречит самой цели общества - обеспечивать личную безопасность граждан. Основания должны быть зафиксированы в законе, а не определяться судьями, решения которых всегда ущемляют гражданские свободы, за исключением случаев, когда они прямо вытекают из общих принципов действующего законодательства» [13, с. 19]. Как справедливо отметил И.Л. Петрухин, заключение под стражу создает серьезные ограничения свободы личности, что позволяет признать исключительный характер ее применения [26, с. 34].

Информация о работе МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ