Механизмы возникновения, проблема и пути преодоления правового нигилизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:36, реферат

Описание работы

В Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому - Россия есть демократическое правовое государство. Это означает, что в таком государстве основную роль призваны играть право, закон, порядок, уважение прав и свобод человека и гражданина, которые признаются высшей социальной ценностью. Их защита, гарантирование - обязанность государства.
Однако практическому воплощению этих и других гуманистических идей, провозглашенных российской Конституцией, мешают различные негативные факторы и аномалии, одним из которых является правовой (или юридический) нигилизм. Именно его влияние, в конечном счете, способно затормозить проведение демократических реформ в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…2
Глава 1. Общая характеристика правового нигилизма………………….......5
Глава2. Формы проявления правового нигилизма……………………….....9
Глава 3. Механизмы возникновения, проблема и пути преодоления правового нигилизма………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..55
Список использованных источников и литературы………………………….60

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМММ.docx

— 104.12 Кб (Скачать)

Основными направлениями  деятельности в этой сфере должны стать: противодействие организованной преступности; преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией; выход из “теневого  права”; действенные меры по борьбе с экстремизмом, терроризмом, ксенофобией, национальной и религиозной нетерпимостью; повышение эффективности раскрытия  и расследования тяжких преступлений; неотвратимость ответственности; укрепление общественного порядка, профилактика и предотвращение правонарушений; реформирование уголовно-исполнительной и правоохранительной систем, развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

При реализации указанных  мер основными задачами являются:

- совершенствование правового  регулирования, качественное обновление  правовой базы, устранение в ней  пробелов, коллизий и противоречий;

- усиление надзора за  исполнением законов и иных  нормативных актов и повышение  ответственности за их нарушение;

- конструктивное взаимодействие  правоохранительных, контрольных и  иных органов в борьбе с  преступностью;

- организационно-практические  меры по предупреждению и пресечению  преступлений;

- повышение социально-правовой  защищённости сотрудников правоохранительных  органов;

- формирование позитивного  общественного мнения о правоохранительной  системе, восстановление доверия  общества к власти и её структурам;

- развитие форм и методов  согласованной работы правоохранительных  и иных государственных органов  с общественными объединениями  и гражданами;

- воссоздание эффективной  системы профилактики правонарушений;

- улучшение правовой пропаганды, повышение правосознания и правовой  культуры населения и др.

В деятельности самих правоохранительных органов необходимо укреплять законность, порядок, дисциплину.

Следующий путь устранения нигилистического отрицания - объединение  усилий общества и государства для  формирования правосознания населения.

Для реализации этой задачи необходима отлаженная работа государственных  организаций, учреждений и иных подразделений, которые согласно Конституции (ч. 1 ст. 45) должны гарантировать государственную защиту прав и свобод граждан.

Если же в государстве  отсутствуют экономические предпосылки, нет достаточно развитых механизмов формирования правосознания населения  и преодоления юридического нигилизма, оно должно обратиться к потенциалу самого общества в лице его общественных объединений.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона “Об общественных объединениях” общественные объединения  создаются для защиты общих интересов  и достижения общих целей, что  способствует реализации прав и законных интересов граждан. государство должно стремиться к предоставлению большей автономии общественным образованиям, особенно в тех сферах, где можно обойтись без жёсткого правового регулирования.

Государство, опираясь на общественные формирования, обязано принимать  меры к преодолению и минимизации  правового нигилизма. Представляется, что оно должно взять на себя заботу по выработке национальной доктрины формирования правосознания у граждан, правовую регламентацию и координацию  участия в этом деле общественных объединений.

Сотрудничество государственных  структур и общественных формирований позволило бы объединить финансовые и властные полномочия государства  с потенциалом негосударственных  объединений с целью наиболее эффективного решения вопросов устранения причин правового нигилизма и  формирования правосознания населения.

Что касается общественных объединений юридического профиля, то они, используя право защиты интересов  отдельных граждан, несомненно, должны брать на себя юридическое и моральное  обязательства уважать и защищать интересы других людей. Тогда роль общественных объединений по защите прав и свобод граждан будет проходить на двух уровнях: персональном и социальном.

Общественные объединения  призваны быть не только источником информации о правах человека, но и способствовать осознанию и уважению права как  такового. Их долг - расшевилить незрелое правосознание людей и положительно на него воздействовать, формируя позитивное общественное мнение о праве.

Формы участия общественных объединений в совместной деятельности по формированию высокого уровня правосознания  и устранения правового нигилизма  в обществе и направления такой  деятельности могут быть самыми различными. Представляется, что со временем общественные организации сами выработают наиболее оптимальные формы и методы своего участия в совместной деятельности.

Учитывая всё сказанное, следует выделить ещё одно направление  деятельности общественных объединений, которое заключается в формировании уважения у граждан к праву, восстановлению авторитета власти и доверия населения  страны к способности государства  реально противостоять преступности и другим негативным проявлениям.

Своей деятельностью государственные  органы, во взаимодействии с общественными  объединениями, должны “внушить” населению  мысль о том, что государство - это выражения и защиты интересов, прежде всего, каждого отдельного гражданина и всего общества. Следовательно, уровень доверия населения к  этим институтам является одним из важнейших критериев оценки их деятельности.

И, наконец, используя средства массовой информации, необходимо повести  активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщее законопослушание. На телевидении  и в прессе было бы полезно сократить  количество информации на криминальные темы. Приоритетным направлением их деятельности должна стать правовая пропаганда и  правовое воспитание населения, формирование у граждан уважительного отношения  к праву, закону.

Основной критерий успешности указанных мероприятий - их комплексный, скоординированный характер. И если причина нигилистического отрицания  права кроется в социальных, экономических, культурных, духовных сторонах жизни  общества - необходимо сначала устранить  эти аномалии. Вместе с тем, не исключено  и применение и принудительных мер, связанных с законом. Именно такой  подход позволит снизить, а позже  и преодолеть правовой нигилизм граждан.

Что касается ведомственного правового нигилизма, его можно  преодолеть или по крайней мере свести к минимуму только в том случае, если начать с перестройки государственных служащих и социальной переориентации.

К сожалению, в настоящее  время наблюдается устойчивая тенденция  снижения нравственных качеств субъектов  власти. В науке отмечается, что  одним из направлений повышения  нравственности субъектов власти является принятие этических кодексов. Они  крайне важны “для развития самоконтроля, а также для управления “серыми  зонами”, профилактики должностных  преступлений”. 23Очень часто говорится о том, что необходимо достойным образом компенсировать труд чиновника, т.к. материальное стимулирование представителей власти прямо влияет на эффективность их труда.

Помимо этого важным аспектом локализации ведомственного правового  нигилизма должна стать эффективная  ответственность чиновников. Особое место в её системе нужно уделить  санкциям для руководящих работников высших органов государственной  власти. Целесообразно чётко обозначить наказание за нарушение закона, сделав его применение неотвратимым для  должностных лиц любого звена.

Растёт необходимость  разработки такой концепции развития деятельности государственных служащих, которая отражала бы не только современные, но и прогнозируемые социальные и государственные потребности, включая и моральную сторону проблемы. Важным условием преодоления юридического нигилизма является глубокое осознание всеми гражданами своих прав и обязанностей, усвоение ими идей правовых ценностей, законности, правопорядка. Необходимо чтобы все граждане глубоко сознавали свои права и обязанности, законные интересы и возможности, последовательно их реализовывали и отстаивали, боролись с несправедливостью.

М.И. Байтин отмечает: “Закрепление в статье 1 Конституции РФ нормы  о том, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления, не означает, что  правовое государство у нас уже  создано. Оно рассматривается как  цель, к которой мы стремимся, с  достижением которой связано  нынешнее и последующее развитие России”. 24А для скорейшего достижения указанной цели как раз и необходимо преодолевать такие негативные стороны российской действительности, как правовой нигилизм, неуважение к закону, правопорядку. Повторим, лишь комплексный подход к изучению этой проблемы позволит отыскать и воплотить в жизнь пути её решения.

Итак, в заключении подытожим, в литературе выделяют три основных блока мер по преодолению причин правового нигилизма: политические меры (защита прав личности, совершенствование  законодательства и т.д.); социально-экономические  меры (повышение уровня жизни, сокращение разрыва между самыми богатыми и  самыми бедными слоями населения  и т.д.); меры культурного, духовного, морального плана (последовательное правовое воспитание, подготовка высококвалифицированных  кадров юристов и пр.).

 

Заключение

 

Одним из основных условий, способных обеспечить успешное воплощение курса российской модернизации, становится преодоление правового нигилизма. Этот феномен, пронизавший все общество снизу доверху, выступает серьезным  препятствием для реализации реформ, имея множество самых разных аспектов и проявлений. В самом общем  виде его можно определить как  порожденное социальной средой активное или пассивное отрицание прав личности, а также установленных  государством норм и правил поведения, препятствующее прогрессивному развитию общества и способное стать источником для совершения противозаконных деяний. Вместе с тем, ряд авторов, несмотря на очевидную разрушительность проявлений правового нигилизма, усматривают в нем положительные стороны, называя его специфическим социальным ориентиром, указывающим вектор ведущих негативных тенденций в юридической сфере, без которого становится затруднительным поиск погрешностей и изъянов права, неосуществимыми оказываются многие направления его улучшения.  Существует и точка зрения, согласно которой правовой нигилизм – всего лишь сознательное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел, а игнорирование закона с преступной целью представляет собой самостоятельную форму деформации правосознания. А посему борьба с преступностью и преодоление правового нигилизма – явления суть различные. Однако думается, что ближе к истине те ученые, которые исходят из противоположного тезиса: «Злостный, корыстный уголовный криминал – наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма. …Преступность – мощный источник и в то же время крайняя форма проявления нигилизма. Из этого огромного бастиона и рассадника зла берут свое начало многие другие социальные катаклизмы».  В силу указанных обстоятельств и необходимо скорейшее снижение уровня правового нигилизма. Надо заметить, что пути искоренения этого зла тесно связаны с его причинами. Можно выделить три основные группы мер по ликвидации этого недуга: политические, социально-экономические, а также мероприятия культурного, духовного, морального плана. И определяющую роль способна сыграть эффективная правовая политика государства. Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи приоритета закона. 

Однако от осознания идеи до ее воплощения – дистанция огромных размеров. И любые политико-юридические  просчеты чреваты осложнениями. Поэтому  поспешные и недостаточно обоснованные решения органов власти способны подтолкнуть отдельные силы в  обществе к решению неотложных социальных и политических проблем неправовыми  средствами. Важно подчеркнуть, что  стратегия правового развития страны должна быть сориентирована прежде всего на личность, ее права и законные интересы, свободу и ответственность. Такая направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет и прочность правовой системе, будет способствовать восприятию ее населением как социально ценностного института гражданского общества.  Возникает острая необходимость постоянного массового и индивидуального юридического воспитания и образования. В советское время правовому воспитанию и образованию, как части идеологической работы, уделялось большое внимание. Сейчас в стране полностью разрушена система правового воспитания и образования (не считая специализированные учебные заведения). Только в последнее время начали возрождаться в учебных программах в неюридических вузах, средне-специальных учебных заведениях и школах правовые дисциплины. Следующим фактором в системе правовых способов преодоления правового нигилизма является усовершенствование механизма реализации правовых норм, особенно связанных с защитой прав человека. Ведь право – ничто, если его положения не находят своего воплощения в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от процесса его реализации в жизни общества, если оно не стоит на страже интересов человека.  Как известно, нормы Конституции РФ имеют прямое действие. Следовательно, и предусмотренные ими права и свободы должны воплощаться непосредственно, что разрушит ошибочную традицию рассматривать конституционные нормы как чисто декларативные, реализующиеся лишь при наличии какого-то иного нормативного акта, например распоряжения Правительства, инструкции и т. д.  
Вместе с тем закрепление правомерности поведения, непосредственно определяемого конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что законы и акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны. В ряде случаев прямо предусматривается их издание. На всех уровнях власти должна проводиться деятельность по приведению нормативных актов в соответствие с Конституцией и законами РФ.  Особенно очевидно низкое качество правового регулирования на уровне муниципальных образований. Выход из сложившейся ситуации видится в привлечении к подготовке нормативных актов квалифицированных юристов (дача заключений по проектам решений, постановлений). Возможно также достижение соглашения (при отсутствии определенного закона) с местными органами прокуратуры по поводу написания заключений (экспертиз) на готовые к принятию проекты нормативных актов. Тем самым будет исключена возможность принятия незаконных актов органами местного самоуправления. А экспертиза может стать не только условием улучшения качества законов, но и средством повышения эффективности процесса реализации права. А незаконных актов, как показывает практика, издается немало.  Немаловажную роль в снижении юридического отрицания может сыграть общественное мнение, но только в том случае, если оно носит позитивный характер по отношению к действующему законодательству. Формирование именно таких установок, на наш взгляд, должно стать главной задачей государства и иных социальных организаций.  
Между тем, как считает Н. Варламова, «Россия демонстрирует уникальный процесс самореформирования тоталитарной системы. Конечно, нормы и институты, заимствованные на Западе, будучи пересаженными на российскую почву, выглядят нелепо. Но принятие законов, адекватных реально существующим отношениям, означает консервацию неправового характера последних» .  Следовательно, еще один путь преодоления причин правового нигилизма – повышение качества принимаемых законов. По мнению Т.В. Кашаниной, чтобы быть качественным, законодательство должно отвечать следующим требованиям: отражение воли государства, стремление к минимальному количеству нормативных актов, стабильность, своевременное обновление, полнота, конкретность, демократичность. Но помимо качества нормативные акты должны отражать реальную ситуацию, происходящую в обществе, быть адекватными современности. Пока же такое наблюдается редко, особенно учитывая шаги по введению платного среднего образования и значительной коммерциализации иных отраслей социальной сферы. Думается, что вместо ликвидации юридического нигилизма данные меры спровоцируют его дополнительное укоренение на всех уровнях.  
Следующий путь устранения нигилистического отрицания – объединение усилий общества и государства для формирования правосознания населения.  
Для реализации этой задачи необходима отлаженная работа государственных организаций, учреждений и иных подразделений, которые согласно Конституции (ч.1 ст.45) должны не только гарантировать, но и реально обеспечивать государственную защиту прав и свобод граждан. Если же в государстве отсутствуют экономические предпосылки, нет достаточно развитых механизмов формирования правосознания населения и преодоления юридического нигилизма, оно должно обратиться к потенциалу самого общества в лице его общественных объединений. Используя средства массовой информации, необходимо повести активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщее законопослушание. На телевидении и в прессе было бы полезно сократить количество информации на криминальные темы. Приоритетным направлением их деятельности должна стать правовая пропаганда и правовое воспитание населения, формирование у граждан уважительного отношения к праву, закону.  Основной критерий успешности указанных мероприятий – их комплексный, скоординированный характер. И если причина нигилистического отрицания права кроется в социальных, экономических, культурных, духовных сторонах жизни общества – необходимо сначала устранить эти аномалии. Вместе с тем, не исключено и применение принудительных мер, связанных с законом. Именно такой подход позволит снизить, а позже и преодолеть правовой нигилизм граждан, в том числе чиновников, а заодно и с успехом повести процесс модернизации в социально направленном русле. 

Информация о работе Механизмы возникновения, проблема и пути преодоления правового нигилизма