Механизмы возникновения, проблема и пути преодоления правового нигилизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:36, реферат

Описание работы

В Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому - Россия есть демократическое правовое государство. Это означает, что в таком государстве основную роль призваны играть право, закон, порядок, уважение прав и свобод человека и гражданина, которые признаются высшей социальной ценностью. Их защита, гарантирование - обязанность государства.
Однако практическому воплощению этих и других гуманистических идей, провозглашенных российской Конституцией, мешают различные негативные факторы и аномалии, одним из которых является правовой (или юридический) нигилизм. Именно его влияние, в конечном счете, способно затормозить проведение демократических реформ в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…2
Глава 1. Общая характеристика правового нигилизма………………….......5
Глава2. Формы проявления правового нигилизма……………………….....9
Глава 3. Механизмы возникновения, проблема и пути преодоления правового нигилизма………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..55
Список использованных источников и литературы………………………….60

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМММ.docx

— 104.12 Кб (Скачать)

- борьба с криминалом  во всех его проявлениях, с  коррупцией и т.д.

Вторую группу составляют социально-экономические меры, в  круг которых, по нашему мнению, входят:

- повышение уровня жизни  россиян, снижение бедности, безработицы;

- обеспечение прожиточного  минимума;

- стимулирование, в том  числе материальное, отдельных категорий  граждан;

- сокращение разрыва между  самыми богатыми и самыми бедными  слоями населения, установление  хотя бы относительной социальной  справедливости и т.д.

Наконец, третью группу образуют меры культурного, духовного, морального плана, которые должны включать в  себя следующие составляющие:

- повышение уровня юридической  культуру органов власти и  населения, их правового, нравственного  и юридического сознания;

- последовательное правовое  воспитание и просвещение;

- введение повсеместного  правового всеобуча;

- активная правовая пропаганда;

- подготовка высококвалифицированных  кадров юристов;

- скорейшее завершение  судебно-правовой реформы.

Необходимо учитывать, что  пути преодоления правового нигилизма  не должны быть единичными мероприятиями, локализующими то или иное конкретное проявление этого зла. Как отмечает В. И. Гойман, преодоление правового нигилизма - “это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер. В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновлённую социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право” 18

Определяющий фактор в  системе правовых средств преодоления правового нигилизма - эффективная правовая политика государства. Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи приоритета закона. Однако от осознания идеи до её воплощения - дистанция огромных размеров. И любые политико-юридические просчёты чреваты осложнениями. Поэтому поспешные и недостаточно обоснованные решения органов власти способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных и политических проблем неправовыми средствами. В реальной жизни закон не всегда способен выполнять свои функции. С возникновением новых общественно-экономических отношений законодатель пытается урегулировать весь их спектр. Но жизнь настолько многогранна, что невозможно всё в ней предусмотреть, а тем более законодательно закрепить все её тонкости и нюансы.

Это позволило по новому взглянуть на роль суда в выработке  судебного прецедента как источника  права в российской правовой системе, в которой создаются новые  общественные отношения.

В плане рассматриваемой  проблемы особо важно подчеркнуть, что стратегия правового развития страны должна быть сориентирована прежде всего на личность, её права и законные интересы, свободу и ответственность. Личностная направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет и прочность правовой системе, будет способствовать восприятию её населением как социально-ценностного института гражданского общества.

Следующим фактором является комплекс мер, направленный на совершенствование  правотворческой и правоприменительной  деятельности на всех уровнях и повышение  компетентности представительной и  исполнительной власти. Сюда могут  быть отнесены и мероприятия по повышению  профессионального уровня субъектов правотворчества.

Возникает острая необходимость  постоянного массового и индивидуального  юридического воспитания и образования. В советское время правовому  воспитанию и образованию, как части  идеологической работы, уделялось большое  внимание. Сейчас в стране полностью  разрушена система правового  воспитания и образования (не считая специализированные учебные заведения). Только в последнее время начали возрождаться в учебных программах в неюридических вузах, средне-специальных  учебных заведениях и школах правовые дисциплины.

Для повышения уровня правосознания  и правовой культуры населения необходимо возродить массовый юридический  всеобуч, призванный повысить правовую компетентность граждан и должностных  лиц, сформировать новый тип правового  мышления личности как необходимое  условие её жизнедеятельности в  реалиях правового государства.

В настоящее время работодатель не заинтересован в юридической  грамотности своих работников, поскольку  это может вызвать для него определённые “неудобства” (дополнительное финансирование; при нарушении прав работников большая вероятность  понести ответственность, т.к. он будет знать, как защищать свои интересы).

Повышение квалификации специалистов и дополнительное обучение на предприятиях может происходить на соответствующих  курсах, программа которых предусматривает  лишь получение необходимых знаний. Развитие общественных отношений объективно требует дополнения указанной программы  общеправовыми знаниями.

Также для формирования более  высокого уровня правовой культуры, возможно, следовало бы в качестве одного из видов альтернативной гражданской  службы рассматривать правовую помощь молодых юристов. А учитывая низкое массовое правосознание, возможно в  законодательном порядке юристам  предоставить выбор между военной  и альтернативной гражданской службой.

И, может быть, при реализации этих мер в комплексе друг с  другом наше общество удастся освободить, а потом и окончательно излечить от губительной для всех болезни  под названием “правовой нигилизм”.

В рамках совершенствования  юридических знаний, умений и навыков  можно было бы возобновить вечера вопросов и ответов, диспуты по юридической  тематике. Позитивно повлияло бы на преодоление правового нигилизма  деятельность СМИ, проведение специальных  научно-практических конференций, семинаров, съездов с участием учёных. Эта  практика весьма успешно воплощалась  в середине 80-х годов в ряде регионов РСФСР.

Но удельный вес именно такой работы, в том числе по месту жительства граждан, в процессе становления Российской Федерации  как самостоятельного государства  значительно сократился и ведётся  лишь в связи с периодически проводимыми  избирательными или конституционно значимыми мероприятиями. 19

А между тем деятельность в этом направлении позволила  бы значительно снизить проявления правового нигилизма, ибо в её рамках непосредственно формируется  законопослушание и законоуважение, необходимое для снижения юридического отрицания.

Следующим фактором в системе  правовых способов преодоления правового  нигилизма является усовершенствование механизма реализации правовых норм, особенно связанных с защитой  прав человека.

Как известно, нормы Конституции  РФ имеют прямое действие. Следовательно, и предусмотренные ими права  и свободы должны воплощаться  непосредственно, что разрушит ошибочную  традицию рассматривать конституционные  нормы как чисто декларативные, реализующиеся лишь при наличии  какого-то иного нормативного акта, например распоряжения Правительства, инструкции и т.д.

Вместе с тем закрепление  правомерности поведения, непосредственно  определяемого конституционными правами  и свободами, вовсе не означает, что  законы и акты, издаваемые с целью  их обеспечения, не нужны. В ряде случаев  прямо предусматривается их издание. На всех уровнях власти должна проводиться  деятельность по приведению нормативных  актов в соответствие с Конституцией и законами РФ.

Особенно очевидно низкое качество правового регулирования  на уровне муниципальных образований. Выход из сложившейся ситуации видится  в привлечении к подготовке нормативных  актов квалифицированных юристов (дача заключений по проектам решений, постановлений). Возможно также достижение соглашения (при отсутствии определённого  закона) с местными органами прокуратуры  по поводу написания заключений (экспертиз) на готовые к принятию проекты  нормативных актов.

Тем самым будет исключена  возможность принятия незаконных актов  органами местного самоуправления. А  экспертиза может стать не только условием улучшения качества законов, но и средством повышения эффективности процесса реализации права.20 

 На сегодняшний день явно выражена необходимость в привлечении в местные органы власти молодых специалистов-юристов. На местах, ещё с советских времён, утвердился исполнительный принцип деятельности, который заключался в чётком следовании спускавшимся сверху директивам. На муниципальном уровне не совсем осознали роль собственного качественного правового регулирования.

Чтобы изменить сложившуюся  ситуацию, нужны свежие идеи и взгляды  молодого поколения. Политика же местных  чиновников направлена на консервацию  сложившегося правопорядка. В новом  демократическом правовом поле заложен  огромный потенциал возможностей для  развития местного самоуправления.

Необходимо также привлекать граждан к участию в правотворческом  процессе путём наделения определённого  законом количества человек правом законодательной инициативы. Введение института отчётности и ответственности  депутатов перед избирателями также  позволило бы повысить качество работы современных законотворцев.

Само собой разумеется, что не только государству должна принадлежать активная роль в деле преодоления юридического нигилизма. Среди иных субъектов этой деятельности В.В. Попов, например, называет “группу  общественных объединений, для которых  основной целью является деятельность по защите нарушенных прав”.21 Это профсоюзы, общества защиты прав потребителей и т.д. Но, как отмечает автор, данные структуры “выигрывают” или “проигрывают” конкретные частные дела.

Поэтому в юридическом  мышлении граждан может сформироваться устойчивое мнение о том, что право - это нечто абстрактное, неопределённое, что можно использовать на пользу себе и в ущерб другим.

Именно поэтому одним  из путей преодоления правового  нигилизма будет не только обеспечение  защиты прав и свобод человека и  гражданина всеми законными способами. В рамках отстаивания собственных  прав очень важно уважать интересы других людей.

Немаловажную роль в снижении юридического отрицания может сыграть  общественное мнение, но только в том  случае, если оно носит позитивный характер по отношению к действующему законодательству. Формирование именно таких установок, на наш взгляд, должно стать главной задачей государства и иных социальных организаций.

К сожалению, сегодня эта задача выполняется не слишком эффективно, ибо государственные и общественные структуры зачастую заботятся о собственных проблемах, нежели о чаяниях народа.

Ещё один путь преодоления  причин правового нигилизма - повышение  качества принимаемых законов. По мнению Т.В. Кашаниной, чтобы быть качественным, законодательство должно отвечать следующим требованиям: отражение воли государства, стремление к минимальному количеству нормативных актов, стабильность, своевременное обновление, полнота, конкретность, демократичность.22 Но помимо качества нормативные акты должны отражать реальную ситуацию, происходящую в обществе, быть адекватными современности.

Рождённый государством “океан”  нормативных актов, определённая часть  которых не действует, либо противоречит друг другу, привёл к тому, что даже опытный юрист может в нём утонуть, не говоря уже о простых гражданах. Для выхода из сложившегося положения нужно сформировать единую общедоступную информационно-правовую систему. Для удобства пользования и обеспечения доступности правовой базы, устранения устаревших норм и ликвидации пробелов, требуется проведение систематизации законодательства.

В данном контексте большее  внимание следовало бы уделить такому виду упорядочивания нормативных актов, как консолидация, поскольку здесь  происходит объединение нормативного материала в единое издание по определённому признаку. И любой  гражданин может получить интересующую его правовую информацию по определённой теме в одном издании, не пересматривая  всё законодательство.

В настоящее время систематизация в форме консолидации развита  слабо и ещё предстоит познать  её истинное предназначение. Тем не менее, именно она способна оказать существенную помощь в преодолении правового нигилизма, т.к. помогает реально ориентироваться в просторах бескрайнего правового поля.

Сложная обстановка во взаимоотношениях РФ и её субъектов привела к  тому, что возник отдельный вид  юридического нигилизма - конституционный, ставший одним из главных препятствий  на пути построения правового государства. Для его преодоления ведущие  учёные считают целесообразным внесение изменений в главный закон  страны.

В частности, необходимо зафиксировать, что в России строится конституционная, ассиметричная Федерация. Ибо в  нашей стране невозможно в условиях переходного периода построить  федеративное государство с полным равноправием всех субъектов.

Кроме того, в связи с  потенциальным неравенством субъектов (экономическим, территориальным и  т.п.), по примеру Канады, наряду с  понятием “субъект федерации” внести категорию “федеральная территория”  с управлением из центра и финансированием  из федерального бюджета. А когда  в своём развитии федеральная  территория достигает должного уровня, она сможет стать полноправным субъектом Федерации. Следующая задача на пути преодоления правового нигилизма - повышение престижа правоохранительной деятельности, укрепление доверия людей к лицам и институтам, её осуществляющим. Для её выполнения следует, в первую очередь, усиливать реальную борьбу с преступностью.

Информация о работе Механизмы возникновения, проблема и пути преодоления правового нигилизма