Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:44, контрольная работа
Цель самостоятельной работы студентов по изучению учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» - закрепление знаний, полученных на лекциях по темам курса, подготовка к семинарским занятиям и подготовка к зачету.
По двум родовым
требованиям, без выполнения
Иными
словами, не вызывает сомнения
тот факт, что по родственным
признакам и по тенденциям
его развития современное
Участники I Международного конгресса сравнительного права, состоявшегося в 1900 г., выделяли славянскую правовую семью в качестве самостоятельной. О "славянской группе" писал французский юрист А. Эсмен в начале XX века. Имеются ли основания для такого вывода в XXI веке?
Для России традиционно был характерен своеобразный, социоцентристский тип правовой культуры. Сильная община препятствовала становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни, создавала условия для почти полного поглощения лица миром и радикального отрицания всего личного. Глубокая христианизация русской государственности и политической культуры Киевской Руси оказала влияние на конституционно-правовую культуру страны. Государство традиционно воспринималось учреждением образовательным, просветительским и исправительным, но отнюдь не правовым. Лишь институт самодержавия обладал безусловной правовой легитимностью. Петровские реформы преследовали прежде всего цель государственной секуляризации, а не заимствования западных юридических принципов. Правление Петра I было метко охарактеризовано С.Ф. Плетневым как "равенство всеобщего бесправия". Для правового сознания россиян в целом был характерен одновременно правовой нигилизм и правовой романтизм. Юридические формы нередко искажались, игнорировались, отторгались и заменялись другими социальными регуляторами.
В XIX веке вытеснение естественной школы права исторической школой права сопровождалось в России распространением идей славянофильства. На юридических факультетах преподавание истории права и историческое изучение отраслей действующего права заняло преобладающее место. Часть ученых высказывали стремление возвратить формы права, уже пережитые исторически. С другой стороны, именно славянофилам принадлежат первые попытки преодолеть теорию норманистов и показать национальное происхождение русского государства и права. В рамках славянофильства были сформированы начала русской юридической школы, самостоятельной и во многом оригинальной, давшей основы методологии преодоления "панацеи" индивидуализма на путях учения о соборности.
В настоящее время в России приобретает популярность идея о собственном, незаимствованном направлении развития страны. Идея "русского пути", "славянского пути" привлекает многих исследователей. Правовая наука не осталась в стороне от указанной общеполитической и общесоциальной тенденции.
Так, В.Н. Синюков полагает возможным выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой цивилизации. Славянская правовая общность основывается, по мнению ученого, на значительной культурно-исторической специфике правовых ценностей славянских стран. Русский правовой тип - самостоятельная альтернатива романо-германской и англосаксонской правовым культурам. Самобытность российской правовой системы обусловлена не только технико-юридическими, формальными признаками, но и глубокими социальными, культурными, государственными началами русского народа. Российской правовой культуре свойственен особый способ социализации позитивного права. Распространение, диффузия права идет не в прозрачной среде чистого, готового к формальной рецепции правосознания, а в очень насыщенной, непрозрачной среде мощного поднормативного регулирования - обычного, религиозного, корпоративно-общинного. Ученый выступает против одностороннего наращивания формально-правовых конструкций, которые не находят применения в жизни, полагая, что внедрение в правовую систему России концепций, сформировавшихся в романо-германской и англосаксонской системах права, не учитывающих различий духовных и нравственно-этических традиций Запада и Востока, пока преждевременно.
Можно спорить с В.Н. Синюковым по ряду позиций, однако нельзя не согласиться с общим выводом о том, что масштабы и формы иностранного влияния на российскую правовую систему подчас переходят естественные для взаимопроникновения культур рамки и приобретают характер агрессии.
Другие исследователи (например, Ю.А. Тихомиров) ставят вопрос о наличии условий для формирования общего славянского права. А.Х. Саидов называет спорным призыв выделить самостоятельную славянскую правовую семью и возвратиться к правовой системе государств восточнославянской культуры. Характеризуя правовую культуру России X-XIX вв., автор пишет об отрицательном отношении православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, правовой культуре. С последним утверждением мы готовы поспорить: православие и право отнюдь не антагонисты, о чем свидетельствует и влияние церковного права в средневековой России.
В истории России действительно можно выделить целые пласты чисто национального, так называемого русского права, по своей природе фидуциарного (основанного на доверии), регулировавшего самые разнообразные отношения - торговые (купеческое право), семейно-бытовые, в области местного самоуправления. В нашем отечестве существовали особые условия экономической жизни, коллективные формы хозяйствования (крестьянская община, артель), основанные на взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления. Наконец, для России характерен особый тип социального статуса личности с преобладанием коллективистских элементов правосознания, связи личности с государством ("служилый характер"). Традиционная основа российского права связана с особенностями православия, с его акцентом не на мирском жизнепонимании Бога и человека (католицизм) и тем более не на благословении стяжательства (протестантизм), а на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (благочестие, нестяжание).
Представляется необходимым
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные этапы
2. В чем заключаются особенности становления и развития российской правовой системы?
3. Каковы главные источники
4. Как соотносятся правовая система РФ и романо-германская правовая семья?
5. Можно ли считать современную российскую правовую систему соответствующей западной правовой традиции?
Список рекомендуемой литературы:
Основная:
1. Марченко М.Н. Курс
2. Саидов А.Х. Сравнительное
Дополнительная:
Аннерс Э. История европейского права. — М.: Прогресс, 1994. Ч. 2. § 3, 10.
Беляев ИД. История русского законодательства. - СПб.: Лань, 1999.
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
Головкин Р.Б. Современное право
России в системе религиозно-
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. -М.: Международные отношения, 1996. Ч. 2.
КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1997.
Корнеев С.Е. Взаимодействие права Европейского сообщества и национального законодательства // Журнал международного частного права.1994. № 3.
Краснов Ю.К. Государственное право России. История и современность. -М.: Юрист, 1997.
Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. -М.: Спарк, 1997.
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права - М.: Проспект, 2001. Гл. 13.
Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. Курс лекций. - М.: Высшая школа экономики, 2002. Гл. 6, 7, 9, 10.
Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) права российского: Историко-теоретический очерк // Закон: создание и толкование. М., 1998.
Осакве К. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. 2001. № 4.
Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и особенная части: Учебн.-практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2002, с.40-46..
Петров ИВ. Государство и право Древней Руси (750-980 гг.). - СПб.: Изд-во Михайлова, 2003.
Пиголкин А.С. Проблемы систематизации законодательства Российской Федерации // Закон: создание и толкование. — М.: Спарк, 1998.
Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.
Поленина СВ., Колдаева Н.П. О Своде законов Российской Федерации. -М.: Юридическая литература, 1997.
Развитие русского права в XV - первой половине ,XVII века. - М.: Наука, 1986.
Развитие русского права в первой половине XIX века. - М.: Наука, 1994.
Развитие русского права во второй половине XIX - начале XX века. - М.: Наука, 1997.
Развитие русского права во второй половине XVII — XVIII веке. - М.: Наука, 1992.
Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М.,1993.
Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 томах. - М.: Юридическая литература, 1984-1994.
Российское законодательство: проблемы и перспективы. - М.: БЕК, 1995.
Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов. 1994.
Систематизация
Собственность в России: Средневековье и раннее новое время. - М.: Наука, 2001.
Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. - СПб.: Наука, 2002.
Чиркин BE. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. -М.: Зерцало, 1998.
Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004, с. 85-118.
Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. - Тула: Автограф, 2001.
Адат – обычное право у мусульманских народов, представляющее собой совокупность местных обычаев и народной юридической практики в сфере имущественных и семейных отношений.
Атторней (прокурор) – государственное должностное лицо в англоязычных странах, выполняющее функции обвинителя или защитника.
Большое жюри – собрание из 24 постоянных присяжных заседателей, обладающее правом утверждать обвинительное заключение и предавать гражданина суду.
Варна – сословная организация традиционного индусского общества.
Гири (яп.) – правила традиционного поведения.
Глосса – мнение о каком-либо казусе, изложенное средневековым юристом на полях.
Глоссаторы – средневековая юридическая школа (основатель – Ирнерий), основной целью которой было изучение источников римского частного права и их использование в правоприменительной деятельности.
Гэ (кит.) – нормы индивидуального характера, регулировавшие размер или количество чего-либо.
Данада – принудительное воздействие со стороны государственной власти на человека, являющееся гарантией сохранности общественного порядка и соблюдения дхармы.
Дао – важнейшая этическая категория, описывающая присущий Небу нравственный закон (императив).
Делегированное