В период образования русского централизованного
государства система источников права
претерпевает определённые изменения.
- Русская Правда утрачивает силу с 14 века и её место занимают жалованные и устные грамоты. Жалованная грамота
– это правовой акт привилегированного
характера (дарственные акты на имущество,
либо льготное налогообложение, либо подтверждение
действия общей нормы). Уставные грамоты
определяли порядок местного управления
определённой территории (Двинская уставная
грамота 1397 г.).
- Губные грамоты, издававшиеся с 30-х гг. 16 века по просьбе местного населения.
- Уставные земские грамоты (50-е гг. 16 века).
- Судебники. Они являлись первыми крупными правовыми актами, созданными государственной властью (1497, 1550,
1589). В них право ещё не делится на отрасли,
однако можно выделить материальное и
процессуальное право. Судебники действовали
на территории всей страны. Основное развитие
получил процесс (гражданский и уголовный).
На основании ст.97 Судебника 1550 г. закон
не имел обратной силы, что говорит об
определённом развитии юридической техники.
- Стоглав (1551 г.), который наряду с Судебниками
произвёл систематизацию обычного права,
продолжавшего действовать.
- Указанные книги приказов. Нужно учитывать, что множество законов и указов давались в устной форме, а в приказах
их фиксировали и оформляли.
- Соборное Уложение 1649 г. Это – первый полномасштабный
кодекс России. В нём можно выделить отрасли
права (уголовное, административное). После
принятия Уложение было напечатано и разослано
на места для сведения населения и чиновников.
До конца 17 века русское право
развивалось самобытно, несмотря на
некоторые заимствования законодательных
актов Византии и Великого княжества Литовского.
С начала 18 века начался императорский
период истории государства и права России.
Резко усилилось вмешательство власти
в повседневную жизнь человека. Основными
источниками права в этот период стали
нормативные акты, изданные государственной
властью. К ним относились:
- Регламенты – нормативные акты,
определяющие структуру, статус и направления
деятельности отдельных государственных
учреждений.
- Манифесты – нормативные акты,
издаваемые только монархом и обращённые
ко всем жителям страны (содержали декларативные
нормы).
- Именные указы – нормативно-правовые
акты, издаваемые монархом и адресованные
конкретным учреждениям и должностным
лицам (носили правоприменительный характер).
- Указы – нормативные акты,
издаваемые монархом или Сенатом и направленные
на разрешение конкретных дел.
- Уставы – сборники правовых
норм, регулирующих определённую сферу
государственной деятельности.
Усиленно развивались отдельные
правовые институты, особенно в сфере
публичного права. Была осуществлена «рецепция»
права стран Западной Европы (Нидерландов,
Швеции). Закон становится источником
прав и обязанностей подданных.
В первой половине 19 века была осуществлена
кодификация русского права. Все существующие
законы были сведены в единую систему.
В 1835 г. введён в действие Свод законов
Российской Империи. Кроме того, в хронологическом
порядке издано Полное Собрание законов
Российской Империи. Однако кодификация
не была полной. Гражданское законодательство
оставалось архаичным из-за господства
сословного строя. Уголовное законодательство
было унифицировано и в 1845 г. издано Уложение
о наказаниях уголовный и исправительных.
Со второй половины 18 века в России
начала развиваться теоретическая
юриспруденция, так как увеличившаяся
правотворческая деятельность государства
требовала наличия специалистов-правоведов.
Юридическая наука развивалась в университетах
и лицеях (Московский университет 1755 г.,
Демидовский лицей 1803 г., Царскосельский
лицей 1811 г.). На основании Указа от 6.08.1809
г. о новых правилах производства в чины
для занятия должности в государственном
аппарате требовалось наличие образования
( в том числе и юридического). Само юридическое
образование было основано на изучении
нормативных актов и судебной практики.
Значительным был интерес к римскому праву,
так как категориальный аппарат отечественного
правоведения был недостаточно развит.
Римское право во многом было рецепировано
в гражданское законодательство, что позволяет
сделать вывод о вхождении России в семью
романо-германского права.
Говоря о советском периоде
развития отечественного права, следует
обратить внимание на то, что преемственность
по отношению к предыдущему периоду развития
практически отсутствует. Законодательство
Российской Империи было отменено, и в
течении нескольких лет (1918-1922) его заменяло
«революционное правосознание», являвшееся
на практике беззаконием и вопиющим произволом.
Общий уровень правового развития населения
был крайне низким, вследствие чего нельзя
было осуществить какие-либо эффективные
меры по наведению правопорядка. Кроме
того, пришедшие к власти большевики вообще
отрицали необходимость существования
права. С начала 20-х гг. были предприняты
попытки создать новое, социалистическое
право. Основой права стал классовый подход.
Весьма высокая была роль доктрины. Например,
существовали следующие основные воззрения
на право:
- Право как классовый порядок (П.И. Стучка).
- всякое право является классовым;
- формально-логический метод в юриспруденции должен быть заменён
революционно-диалектическим;
- материальные общественные отношения являются базисом для объяснения и понимания правовой надстройки. Право фактически является формой насилия. «Право – это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам
господствующего класса и охраняемая
его организованной силой»;
- деление права на публичное и частное категорически отвергается, так же как и концепция правового
государства. Господствует правовой нигилизм,
который является разновидностью социального
нигилизма как родового понятия. Сущность
его – в общем негативно-отрицательном,
неуважительном отношении к праву, законам,
нормативному порядку.
- Право как меновое отношение (Е.Б. Пашуканис). Право – форма существования буржуазного общества. Пролетарского права
не может быть, так как предполагается
отсутствие угнетения. Право есть порождение
меновых отношений товаровладельцев.
Высшей формой права является процесс.
- Право как идеологическая форма классовых отношений (И. Разумовский). Возникновение права данный автор
связывал с классовыми материальными
отношениями. Право – форма общественного
сознания.
- Психологическая концепция классового права (М.А. Рейснер). Классовое право вырабатывается интуитивно в соответствии с положением класса и его психикой. В этом заметно влияние
теории Л.И. Петражицкого.
В 1938 г. на 1-м совещании юристов
А.Я. Вышинский сформулировал «окончательное»
определение права как воли экономически
господствующего класса, возведённой
в закон.
Говоря о развитии и состоянии
советского законодательства, нужно учитывать
тот факт, что оно напрямую было подчинено
целесообразности и не было стабильным.
Кроме того, основную массу нормативных
актов до конца 80-х годов составляли ведомственные
акты, зачастую противоречащие немногочисленным
законам и носящие закрытый характер.
Отрасли советского права целиком находились
в подчинении официальной идеологии. Деление
права на публичное и частное не признавалось
в связи с отсутствием частной собственности.
Гражданское право носило «опубличенный»
характер. Государство активно вмешивалось
в частно-правовые отношения, устанавливая
различные ограничения и запреты. В 20-х
гг. была осуществлена первая, а в 50-60 годах
– вторая кодификация права. Существовавшее
советское право не может быть отнесено
к романо-германской правовой семье, несмотря
на определённое сходство с неё. Источниками
советского права признавались:
- Конституции и законы, принимаемые Верховными Советами Союза ССР, союзных и автономных республик – каждым в пределах своей компетенции;
- Указы Президиумов Верховных Советов всех уровней;
- Постановления и распоряжения Советов Министров Союза ССР, союзных и автономных республик;
- решения местных Советов народных депутатов;
- решения и распоряжения исполкомов местных Советов всех уровней;
- приказы, инструкции и постановления
министерств и государственных комитетов
всех уровней;
- постановления ВЦСПС – высшего органа профсоюзов СССР, наделённого правом принимать обязательные для всех постановления по вопросам охраны труда и социального страхования;
- акты центральных органов других общественных организаций в отношении внутрикорпоративных норм;
- акты руководителей предприятий и учреждений о внутреннем трудовом распорядке и иной внутриорганизационной деятельности.
Иные источники права, кроме
нормативных правовых актов государственных
органов и общественных организаций, в
Советском государстве почти не признавались.
Сравнительно-правовой
характер социалистического права:
социалистическое право как квазизападное
право
В современной компаративистике существует
три теории о природе социалистического
права – французская, германская и американская.
Французская теория считает социалистическое
право «внебрачной (т.е. нелегитимной)
дочкой» романо-германского права со многими
чертами, присущими этой правовой семье.
Согласно данной теории социалистическое
право является самостоятельной правовой
семьей, обладает многими атрибутами Романо-германского
права, но все-таки относится к категории
квазизападного права. вместе с тем германская
теория (теория временной аномалии социалистического
права) считает социалистическое право
«блудным сыном» Романо-германского права,
который со временем вернется к своему
родному дому. Соответственно данной теории
социалистическое право хотя и является
самостоятельной правовой семьей, но по
существу построено на базе Романо-германского
права и лишь на определенное время отклоняется
от континентально-европейского. В противоположность
этим двум взглядам в американской теории
утверждается, что социалистическое право
представляет собой «генетическое уродство»
с некоторыми элементами Романо-германского
права. Как французская и германская теории,
американская теория считает социалистическое
право самостоятельной правовой семьей
и включает его в категорию квазизападного
права. Все три западные теории о природе
социалистического права единогласно
утверждают, что по первому критерию для
микроклассификации правовых систем,
т.е. по признаку правового стиля, а также
по философии гражданского процессуального
права социалистическое право практически
не отличается от романо-германского права.
Существенное различие между Романо-германским
и социалистическим правом проявляется
именно в философии уголовного процессуального
права и в вопросе правовой идеологии.
По этим двум критериям социалистическое
право коренным образом отличается от
Романо-германского права и обособляется
от чисто западного права.
Согласно американской
теории о природе социалистического
права правовая идеология социалистического
права состоит из трех компонентов – таких,
как экономическая, квазитеологическая
и социально-политическая философия права.
Данная теория рассматривает социалистическое
право не только как учение о праве, но
прежде всего как теологию об обществе.
Экономическая философия социалистического
права проявляется в следующих конкретных
формах: установлении государственной
собственности на основные средства производства,
особенно на землю и ее недра, и их распределение;
отрицание частной, но признание личной
собственности; вытеснении деликтного
права правом социального страхования
и непривычным для западного права симбиозом
деликтного и уголовного права; отрицание
существования частного права вообще,
т.к. по марксистско-ленинскому учению
о праве, «все право публично, и мы ничего
частного не признаем»; политизации и
идеологизации гражданского права; проведении
политики уравниловки в экономической
жизни общества; карательной налоговой
политики, направленной против частной
собственности. В свою очередь квазитеологическая
философия социалистического права состоит
из учения об отмирании государства при
коммунизме и торжестве морального кодекса
строителя коммунизма; о воспитательной
роли права, цель которого заключается
в воспитании нового человека, очищенного
от природных грехов, т.к. при коммунизме
будет жить лишь «новый человек»; патернализме
государства по отношению к своим гражданам,
которых оно считает своими детьми, при
этом отец всегда знает, что лучше для
ребенка и полностью управляет его жизнью.
Наконец, социально-политическая
философия социалистического права
проявляется в учении о руководящей
роли коммунистической партии, согласно
которому коммунистическая партия считалась
умом, честью и совестью эпохи; о том, что
обществом будут управлять не все граждане,
а лишь достойнейшие из достойнейших,
т.е. члены коммунистической партии; надзоре
коммунистической партии над всеми государственными
органами; проведении кадровой политики,
основанной на идеологической закалке,
а не на меритократии; признание сугубо
позитивистской теории права, согласно
которой несанкционированный обычай не
считается источником права. Близкое ознакомление
с основными тезисами правовой идеологии
социалистического права сразу дает понять,
что данная правовая семья не признает
кардинальных принципов правовой культуры
и сущности правового государства, лежащих
в основе западной правовой традиции.
Именно по этому признаку и по философии
своего уголовно-процессуального права
оно и называется квазизападным правом,
несмотря на то, что полностью воспринимает
правовой стиль и философию гражданского
процесса Романо-германского права.