Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:36, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория государства и права"
Понятие государства и теории возникновения государства
Признаки и функции государства
Форма государства
Граждане вступают в административно-правовые отношения, где они могут выступать в качестве стороны, обязанной выполнять обращенные к ней требования и стороны, реализующей принадлежащие ей законные права и вступающей в связи с этим в правоотношения (например, реализуя право обращаться с административной жалобой в суд).
По
способу возникновения
а) реализацией гражданами их законных прав (право участия в выборах, право на медицинскую помощь, право на обслуживание и др.);
б)
с выполнением гражданских
в) с нарушением органами исполнительной власти, их должностными лицами прав и законных интересов граждан (отношение по жалобе);
г) с нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (ответственность за административное правонарушение).
Иностранные граждане и лица без гражданства так же являются субъектами административного права. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства имеет меньший объем, чем административно-правовой статус граждан РФ, он регламентируется федеральным законодательством.
Органы исполнительной власти, органы государственного управления обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они могут быть федеральными и субъектов РФ.
В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции.
Органы общей компетенции - Правительство РФ, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство, большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории. Органы отраслевой компетенции (министерства, некоторые государственные комитеты, департаменты) осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения РФ, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.). Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ и др.).
Субъектом
административного права
2. Государственная служба – как административно-правовой институт.
Под
государственной службой
Государственный служащий это гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета соответствующего субъекта РФ. Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.
Государственные должности в соответствии с законом делятся на следующие виды. Государственные должности категории «А» - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.). Государственные должности категории «Б» - должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» (полномочный представитель федерального центра в субъектах федерации и др.). Государственные должности категории «В» - должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
Все
государственные должности
Особый правовой статус среди должностных лиц имеют представители административной власти, которые наделены правом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (главные санитарные врачи, работники милиции, налоговой инспекции другие должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции).
Оперативный
состав- это государственные служащие
- специалисты государственных
Технический
и вспомогательно-
3. Административные
правонарушения и
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством установлена административная ответственность.
Подробно все виды административных правонарушений прописаны в Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Основные виды административных правонарушений:
1)
Правонарушения, посягающие на права
граждан: нарушение
2)
Правонарушения посягающие на
здоровье, санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения и
3)
Правонарушения в области
4) Правонарушения в области
5)
Правонарушения в
6)
Правонарушения в сельском
7) Правонарушения на транспорте: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном, воздушном, водном транспорте и др.;
8)
Правонарушения в области
9) Правонарушения посягающие на общественный порядок: мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в пьяном виде в общественных местах; незаконное ношение оружия, азартные игры и др.
10)
Правонарушения в области
11) Правонарушения в области предпринимательской деятельности: нарушение правил торговли; незаконная продажа товаров, незаконное получение кредитов, фиктивное или преднамеренное банкротство и др.;
12)
Правонарушения в области
13)
Правонарушения в области
14)
Правонарушения посягающие на
институты государственной
15)
Правонарушения в области
16) Правонарушения против порядка управления: неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, органом уголовно-исполнительной системы, непредставление сведений, подделка документов, печатей, штампов и др.;
17)
Правонарушения в области
Основными элементами юридического состава административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения.
Объект - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Объективная сторона - действие или бездействие, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права, за которое установлена административная ответственность. Это должно быть осознанное поведение, а также должна быть причинно-следственная связь между деянием и последствиями.
Субъект - вменяемое лицо - гражданин РФ, иностранного государства или лицо без гражданства, достигшее 16 лет, юридическое лицо.
Субъективная сторона - психическое отношение к деянию и последствиям. Оно выражается в форме умысла или неосторожности.
В ст.2.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» предусмотрены следующие две формы вины:
1.
Административное
2.
Административное
Административное правонарушение выступает в качестве основания административной ответственности. Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность устанавливается законом или подзаконными актами. Важнейшим актом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, является Кодекс РФ «Об административных правонарушениях».
4. Понятие и виды административных взысканий
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"