Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:36, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория государства и права"

Содержание

Понятие государства и теории возникновения государства
Признаки и функции государства
Форма государства

Работа содержит 1 файл

Лекции.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

      Россия  – светское государство, т.е. никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

      Форма правления РФ конституционно установлена республиканской. Разделение властей гарантируется закрепленной структурой органов государственной власти с твердо разграниченными полномочиями между двухпалатным парламентом – Федеральным Собранием; исполнительной властью – Правительством Российской Федерации и системой судебной власти

      Т.о. власть в РФ согласно (1 гл. ст 10 КРФ)представляется следующим образом

       Президент РФ 

      Законодательная                   Исполнительная                   Судебная

      власть                                     власть                                     власть 

      Совет федерации                   Правительство                       Конституц.суд

      Гос. дума                                Министерства                       Верховный суд

                                                 Федеральные службы             Арбитражные суды

                                                  Федеральные агентства 

                                                       Прокуратура 

 Главой  государства является Президент  Российской Федерации. Он является гарантом Конституции, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. В этой системе Президент не входит непосредственно ни в одну из ветвей, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти. Президент избирается на 4 года на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

      Президент назначает Председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы Государственной Думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны. Президент издает указы и распоряжения. В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура. Президент может уйти в отставку (см гл. 4 КРФ).

      Федеральное Собрание (парламент) РФ, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

      В Совет Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта РФ: один - от представительного органа, другой – от исполнительного органа государственной власти всего 178 членов.

      Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые  избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной  Думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной  службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

      Основная  функция Федерального Собрания - принятие федеральных законов.

      Проект  закона поступает сначала в Государственную  Думу, где он принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов от общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

      Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную Думу, после  чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная Дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

      Принятый  федеральный закон направляется Президенту РФ, который должен в  течение 14 дней подписать и обнародовать его. (см. подробнее гл 5 КРФ)

      Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ. Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.(гл.6) Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство проводит единую финансовую политику, политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка по борьбе с преступностью. Правительство принимает постановления и распоряжения в рамках своей компетенции. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

      Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в России осуществляется только судами. Судьи являются независимыми и подчиняются только закону. Они несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны). Система судов РФ состоит из трех частей: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

      Конституционный Суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, рассматривает споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.

      Суды  общей юрисдикции состоят из Верховного Суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских или районных) судов. Они рассматривают гражданские (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

      Арбитражные суды состоят из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов Федерации. Они рассматривают экономические споры.

      Надзор  за законностью в стране осуществляют органы Прокуратуры РФ. 
 
 

      Лекция  №4

      АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО 

  1. Сущность  административного  права
  2. Государственная служба – как административно-правовой институт
  3. Административные правонарушения и административная ответственность
  4. Понятие и виды административных взысканий

   1. Административное право - это отрасль российского права,  регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с реализацией исполнительной власти, осуществления государственной власти. Оно призвано регулировать отношения возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивать реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.

       Предметом административного права являются пять составляющих: 1)отношения, возникающие в процессе осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях: от президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций;

   2)внутриорганизационные  отношения, возникающие во всех государственных органах (информационно-аналитическая работа, делопроизводство, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарная ответственность, поощрение и т.п.);

   3)общегосударственный  контроль, осуществляемый на всей  территории РФ всех государственных органов с точки зрения законности и целесообразности;

   4)деятельность  судов и судей по рассмотрению  дел об административных правонарушениях;

   5)общественные  отношения, возникающие в деятельности  исполнительных органов местного  самоуправления, а так же общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия (например, народным дружинам переданы некоторые полномочия в сфере охраны общественного порядка и т.д.).

      Задачами административного права являются охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасности и т.д.

      Рассматривая  систему нормативных актов –  источников административного права необходимо отметить, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Поэтому выделяют следующие виды источников административного права: Конституция РФ; законодательные акты Федерального Собрания РФ, кодексы (таможенный, налоговый, бюджетный, воздушный, водный, земельный и др., которые носят преимущественно административно-правовой характер), подзаконные федеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, постановления государственных комитетов, министерств, служб РФ и других федеральных органов исполнительной власти; законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления (приказы руководителей государственных предприятий и учреждений и др.).

      Основным  нормативным актом, устанавливающим  административную ответственность  физических лиц, является «Кодекс РФ об Административных правонарушениях», принятый Государственной  Думой 20 декабря 2001 г. Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т.д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях. Кодекс состоит из 5 разделов.

      Раздел 1. «Общие положения» состоит из четырех  глав: 1.«Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях»; 2. «Административные правонарушения, административная ответственность» (формы вины, возраст наступления административной ответственности, административная ответственность должностных лиц, военнослужащих, иностранных граждан, юридических лиц и т.д.); 3. «Административное наказание (цели, виды), 4. «Назначение административного наказания» (обстоятельства смягчающие и отягощающие административную ответственность и т.д.). 

      Раздел 2. «Особенная часть» состоит из 17 глав, каждая из которых посвящена отдельным видам административных правонарушений, например, административные  правонарушения  посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление и пропаганда наркотических средств, требования к питьевой воде, к эксплуатации жилых помещений и др.), правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (правила водопользования, лесопользования, охраны рыбных запасов, охраны животного мира, растений и т.д.) и др.

      Раздел 3. «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» состоит из двух глав: «Общие положения» (полномочия, подведомственность и т.д.), и собственно глава «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» (указаны полномочия отдельных органов и должностных лиц (милиция, налоговые органы, таможенные органы, военные комиссариаты, ГАИ, федеральная инспекция труда  и др.)).

      Раздел 4. «Производство по делам об административных правонарушениях» состоит из 7 глав (участники производства  по делам  об административных правонарушениях, процедура возбуждения и рассмотрения дела и др.)

      Раздел 5. «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» состоит из 2 глав «Общие положения» и «Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний». 

Субъектами административного права являются все физические лица (граждане РФ и иностранные граждане), юридические (негосударственные объединения, организации, предприятия, учреждения различной формы собственности, общественные объединения и др.), органы государственной власти, органы местного самоуправления. Все субъекты административного права обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих его социально-правовую роль в государстве и обществе.

Административно-правовой статус граждан включает в себя комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами защиты. Административно-правовой статус определен Конституцией РФ и нормативно-правовыми актами различного уровня. По закону граждане обладают равным объемом административной правоспособностью во всех сферах хозяйственной, социально-культурной, административно-политической жизни.

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"