Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:36, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория государства и права"
Понятие государства и теории возникновения государства
Признаки и функции государства
Форма государства
Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Классификация законов.
Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы тем не менее значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.
В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие, как их иногда называют.
К
конституционным законам
К обыкновенным, или текущим, законам относятся все другие законы.
В
отличие от конституционных законов
для принятия или изменения обыкновенных
законов не требуется особого
порядка или квалифицированного
большинства депутатских
Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе форм права, в частности среди нормативно-правовых актов.
В
зависимости от органов, издавших тот
или иной закон, а также от территории,
на которую распространяется его действие,
законы в федеративном государстве подразделяются
на федеральные
и на законы, принятые
субъектами федерации.
В свою очередь федеральные законы делятся
на федеральные конституционные
и федеральные обыкновенные
законы. Законы, принятые субъектами
федерации, также подразделяются на конституционные
и обыкновенные, или текущие. Федеральные
законы издаются высшими органами государственной
власти федерации и распространяются
на всю ее территорию, остальные – высшими
органами государственной власти субъектов
федерации и соответственно имеют юридическую
силу лишь на ее территории.
3. Система права и нормы права
Система права представляет собой внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений.
Система права – весьма сложный многоуровневый комплекс. Структурными элементами системы права являются отрасли, институты и нормы права.
Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Так, совокупность норм права, опосредствующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права России; нормы права, опосредствующие финансовые отношения, формируют отрасль российского финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права.
В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права, а именно: административное право, финансовое право, земельное право, сельскохозяйственное право, гражданское право, трудовое право, экологическое право, семейное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.
Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются межгосударственные отношения. Международное право состоит из двух частей – международного публичного права и международного частного права.
Каждая отрасль права представляет собой не случайный набор составляющих ее норм и институтов, а целостное образование, по отношению к системе права в целом, подсистему. Каждая отрасль права в свою очередь выступает в качестве общей системы по отношению к системе (подсистеме) институтов права.
Таким образом, в рамках системы права в целом существуют менее общие, составляющие ее системы (подсистемы) в виде институтов и отраслей права. Все они органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию формируется цельное, внутренне единое, состоящее из институтов и отраслей образование – система права.
Институты права представляют собой относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. Институты права функционируют в пределах отраслей права.
Например, гражданское право России включает в себя множество институтов, касающихся обязательственных прав граждан, купли-продажи, подряда, поставок товаров, аренды, проката, найма, займа, перевозок, страхования, хранения товаров, дарения и пр.
В трудовом праве России есть институты, связанные с заключением и осуществлением трудовых договоров, начислением и выплатой заработной платы, соблюдением трудовой дисциплины, оформлением и уходом на пенсию и др.
Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права, существуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными институтами.
Нормы права или правовые нормы – это общее правило поведения, установленное или санкционированное государством направленное на регулирование общественных отношений. Норме права присущи такие признаки и черты как: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выражение ими государственной воли; в) всеобщий и предоставительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний; д) многократность применения и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчиненность и иерархичность; ж) охрана норм права государством; з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.
Структура нормы права
Структура нормы права представляет собой ее внутреннее строение, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов. Норма права состоит из трех составных элементов гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза представляет собой часть правовой нормы, содержащую указание на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие, реализуется. Гипотеза может выражаться, в частности, в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, на достижение определенного возраста гражданина – субъекта права, на время и место совершения тогo или иного события, на «принадлежность» гражданина к тому или иному государству.
Диспозиция - составная часть нормы права, в которой содержится собственно само правило поведения, указание на права и обязанности сторон – участников правоотношений, возникающих и реализующихся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является основой, ядром нормы права, без диспозиции немыслимо ее существование.
Санкция представляет собой такую, часть правовой нормы, в которой определяются последствия ее нарушения или неисполнения, предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей. Санкция придает юридическим нормам, всему праву общеобязательный характер.
В действующем законодательстве России (и других стран), полное совпадение структуры нормы права и статьи имеет место далеко не всегда. При этом возможны самые различные варианты-комбинации. Например, в одной статье нормативно-правового акта может содержаться несколько полных правовых норм или в одной статье может быть только одна или две составные части нормы или норм. Для конституционного права характерно, когда в статье содержатся только гипотеза и диспозиция, а санкция находится в актах, развивающих то или иное конституционное положение. Например, в ст. 26 (ч. 1) КРФ, гласящей, что «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» содержатся две гипотезы и две диспозиции. Что же касается санкции за нарушение данного конституционного положения, то она предусмотрена другими нормативно-правовыми актами.
Для уголовного и некоторых других отраслей права довольно распространен способ изложения правового материала, при котором одни составные части нормы права формулируются в полном объеме, другие же – лишь в общем виде или вообще не раскрываются в данной статье а содержат отсылку к другой или к другим, родственным статьям.
Нормы права классифицируются в соответствии с различными критериями. В качестве последних могут быть характер и содержание норм права, предмет их регулирования, особенности структуры в целом и составных частей (гипотезы, диспозиции и санкции), принадлежность к тем или иным институтам и отраслям права.
В зависимости от характера регулируемых ими отношений нормы права делятся на материальные нормы права и процессуальные нормы права.
Материальные нормы права регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные отношения; определяют правовой статус граждан, их права и обязанности. Материальные нормы права опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц. Ими определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.
Процессуальные нормы права закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право и др.
Нормы права классифицируются также в зависимости от их отраслевой принадлежности и их прямого отношения к тем или иным институтам права. По отраслевому принципу нормы права подразделяются соответственно на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.
В зависимости от характера содержащихся в них предписаний нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Под управомочивающими понимаются нормы права, предоставляющие возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. В них акцентируется внимание на правах субъектов, на допустимости совершения ими определенных действий.
Специфика обязывающих норм права, заключатся в том, что они обязывают субъекта права совершить определенные положительные действия. В случае отказа лица совершить эти действия наступают негативные для него юридические последствия.
В зависимости от времени действия нормы права подразделяются на нормы постоянного действия, или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке), и нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).
По
месту действия нормы права подразделяются
на нормы, распространяющиеся на всю территорию
страны, и нормы, действующие на части
территории (в пределах определенной административно-
В зависимости от круга лиц, на которые распространяется действие норм права, они подразделяются на общие и специальные нормы. Первые охватывают собой всех лиц, проживающих на данной территории. Регулятивное воздействие вторых распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров.
4. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В любом обществе существуют самые разнообразные отношения между отдельными людьми, между людьми и различными органами и организациями. Все они в той или иной степени упорядочены, организованы и опосредованы с помощью этических, религиозных и других социальных норм. Значительная часть из них регулируется нормами права. Такие отношения существуют во всех сферах жизни общества, они создают в нем правопорядок, придают ему стабильный и целенаправленный характер. Их именуют правовыми отношениями, или, кратко, правоотношениями.
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"