Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:12, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Общая теория права и государства"
1.Понятие и признаки государства.
2.Функции государства.
3. Формы государства.
4.Правовое государство.
Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.
В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и неуклонным единоообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.
Раздел седьмой содержит нормы, касающиеся кредитно-финансовой системы Республики Беларусь.
Важнейшее место для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел восьмой. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.
В заключительных и переходных положениях размещены нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.
Весь текст Конституции состоит из 146 статей. Положения Конституции необходимо трактовать в системной взаимосвязанности.
Основы административного права
Тема 5. Общие положения административного права
1.Понятие административного права
2. Административно-правовые отношения.
3. Субъекты административно-правовых отношений.
4. Понятие государственной службы. Права и обязанности государственного служащего.
1. Понятие административного права
Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческой деятельности органов исполнительной власти. Нормы административного права определяют компетенцию и структуру, порядок организации и деятельности органов управления, их аппарата, права и обязанности должностных лиц, формы и методы управленческой деятельности. Административное право устанавливает правила поведения граждан, организаций и должностных лиц (например, правила дорожного движения, противопожарные, санитарно-эпидемиологические правила, правила торговли и т.д.), а также административную ответственность за нарушение этих правил, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях регулирует вопросы охраны общественного порядка, прав и законных интересов граждан.
Административное право регулирует общественные отношения в области управления народным хозяйством, образованием, здравоохранением, наукой, культурой, в области обороны республики, иностранных дел, охраны общественного порядка и государственной безопасности. Административное право устанавливает многие обязанности граждан, связанные с охраной общественного порядка.
Предметом административного права как отрасли права являются общественные отношения в сфере государственного управления, в пределах которой субъекты исполнительной власти руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами.
Методом административно-правового регулирования является применение юридически властных предписаний, исходящих от уполномоченного властью субъекта. Между участниками административно-правовых отношений существуют отношения власти и подчинения, то есть юридическое неравенство, присущее управленческим общественным отношениям. Если в гражданских правоотношениях существует принцип равенства сторон, равенство участников, то в административном праве предписания субъекта административной власти являются односторонними действиями, влекущими юридические последствия.
Систему органов государственного управления составляют: Совет Министров, министерства, государственные комитеты, комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы, администрации), их отделы и управления. На органы государственного управления возложено непосредственное практическое осуществление управленческих функций. Такого рода деятельность именуется исполнительной и распорядительной, а государственные органы управления –исполнительно-
Государственные органы управления в ходе реализации возложенных на них задач и функций осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительный характер деятельности органов управления выражается в организации и осуществлении исполнения законов и подзаконных правовых актов. Исполнительно распорядительная деятельность осуществляется во всех сферах общественной жизни: экономической (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и др.), социально-культурной (образование, культура, здравоохранение, социальная защита) и административно-политической (оборона, охрана государственной и общественной безопасности).
Таким образом, государственное управление– это публичная творческая исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов Республики Беларусь, направленная на практическую реализацию их функций в экономической, социально-культурной, административно-политической и других сферах, организацию исполнения законов, декретов и указов Президента и иных законодательных актов.
Главная задача административно-правового регулирования управленческих отношений – это защита человека в сфере осуществления полномочий органами исполнительной власти и их должностными лицами.
Административно-правовые отношения.
Закрепляя правила поведения в области государственного управления, административное право придает управленческим отношениям статус правоотношений. Административно-правовые отношения – это общественные отношения, складывающиеся в области исполнительной и распорядительной деятельности и урегулированные нормами административного права. В юридической литературе управленческие отношения, регулируемые административным правом, классифицируют по особенностям их участников:
а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного организационно-правового уровня (вышестоящие и нижестоящие органы);
б) между не соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства);
в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями и учреждениями;
г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями, учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.)
д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями;
ж) между субъектами исполнительной власти и гражданами.
Административно-правовые отношения могут классифицироваться и по другим основаниям: по их содержанию (централизованное руководство или оперативное управление), по направленности (с подготовкой и исполнением подзаконных актов), по объему (общего, межотраслевого и территориального управления) и т. п.
Управленческие отношения можно разделить также в зависимости от конкретных целей их возникновения на внутренние и внешние.
Внутренние или внутриорганизационные отношения закрепляют систему органов исполнительной власти, взаимодействие между ними и их подразделениями, распределение прав, обязанностей и ответственности среди работников аппарата управления государственных и местных исполнительно-распорядительных органов.
Внешние отношения закрепляют взаимоотношения субъектов исполнительной власти и граждан, государственных и негосударственных организаций.
Субъекты административно-правовых отношений
Участники административно-правовых отношений наделяются определенными правами и обязанностями и являются субъектами правоотношения. Субъектами административно-правовых отношения являются государственные органы, должностные лица и другие государственные служащие, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, а также общественные организации (если они наделяются исполнительно-
Граждане как субъекты административно-правовых отношений участвуют во всех сферах исполнительной и распорядительной деятельности. В административно-правовых отношениях граждане выступают в качестве: стороны, обязанной выполнять требования административно-правовых норм, исходящих от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (например, обязанность соблюдать требования органов санитарно-эпидемического надзора); стороны, реализующей принадлежащие ей законные права и вступающей в связи с этим в правоотношения (например, реализуя право на защиту, гражданин обращается с административной жалобой или с иском в суд).
Можно выделить несколько групп правоотношений, в которых граждане выступают в качестве стороны:
возникающие в процессе реализации гражданином принадлежащих им прав (право на медицинскую помощь, на образование и т.п.);
складывающиеся в связи с выполнением гражданских обязанностей (воинской, охраны окружающей среды, соблюдения правил безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и др.);
возникающие в связи с совершением гражданами правонарушений, а равно нарушение органами государства или должностными лицами прав и законных интересов граждан (обжалование действий государственных органов и т.п.).
Административно-правовые отношения не могут возникнуть между гражданами. В административно-правовых отношениях одной из сторон является государственный орган (должностное лицо), осуществляющие исполнительно-распорядительные функции.
Субъектом административного права является звено государственного аппарата (государственная организация), которое призвано в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий непосредственное и повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административным строительством. Субъектами административных отношений являются органы государственного управления и их должностные лица, осуществляющие государственно-властные полномочия.
К органам государственного управления относятся органы исполнительной власти: Правительство Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты, комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы.
Административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе любого из субъектов административного права. В отличие от гражданско-правовых отношений для возникновения административно-правового отношения не требуется согласия другой стороны. Это отношение может возникнуть и помимо воли другой стороны; нарушение административно-правовой нормы влечет, как правило, административную или дисциплинарную ответственность.
Понятие государственной службы. Права и обязанности государственных служащих.
Тема 6. Административно-правовая ответственность.
1. Понятие административного правонарушения
2. Понятие и сущность административной ответственности
3. Виды мер административной ответственности.
4. Органы и должностные лица, правомочные применять административную ответственность
1. Понятие административного правонарушения
В процессе государственного управления важное место занимает правоохранительная деятельность. Ее сущность состоит в том, чтобы обеспечить выполнение требований закона, не допустить их нарушения, применить к правонарушителям дозволенные меры воспитательного (профилактического) и административного воздействия. Административное правонарушение – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Признаками административного правонарушения являются: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость деяния.
Степень общественной опасности того или иного деяния является критерием подразделения всех правонарушений на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Общественная опасность состоит в том, что правонарушитель своим поведением проявляет неуважительное отношение к правилам, установленным государством.
Информация о работе Курс лекций по "Общая теория права и государства"